В первую очередь архитектор обеспокоился состоянием воздуха в Алматы. Чтобы снизить загазованность в мегаполисе, Ян Гейл предлагает сократить места для парковок, по его мнению, для стоянок выделено слишком много территории. 

"Один  транспортный инженер нашёл очень хорошую формулу, как это всё можно сделать. И моя рекомендация для Алматы будет аналогичной. Каждый год он решил изымать 2% пространства, которое отводится под парковку. Причём, никому об этом не говорить. Делать это потихоньку. Он сказал, что два процента никто не заметит. Соответственно, через 30 лет разница уже была колоссальная. Но наряду с этим и реализовывались и другие меры. Кроме того, важно понимать, что нельзя говорить людям, что у них что-то отбираешь. Нельзя говорить, что отбираешь место у машин. Их проектировщики сделали это по-другому. Они сказали, что здесь нам необходимо организовать красивую маленькую площадь, а вот здесь - поставить фонтан. А вот здесь необходимо освободить пространство, чтобы открывался вид на тот или иной замок. Или ещё что-то нужно сделать. Нужно говорить о том, что ты им даёшь, и тогда люди не будут антагонистично настроены", – предложил Ян Гейл в ходе встречи с администрацией города Алматы.

Ян Гейл рассказывает, что в его родном городе Копенгагене уже появились заторы из велосипедистов. Теперь власти города расширяют дорожку для двухколёсного транспорта. Он предлагает также пересаживать алматинцев на велосипеды. Но при этом архитектор говорит, что нужно строить целую сеть велодорожек, а не фрагменты.

"Здесь ситуация такая, что сеть должна быть не фрагментированная, а пронизывать весь город. Она должна обеспечивать беспрепятственный проезд велосипеда по непрерывной дорожке, чтобы 10-летний ребенок мог без взрослого безопасно проезжать по этой сети. Например, некоторые города начинают с чего? Скажем, есть университет, который расположен в районе центра, а большинство студентов приезжают из спальных районов. С помощью исследования выясняют, откуда именно они перемещаются, и в первую очередь делают велосипедную сеть в этих районах. Непрерывную, безопасную хорошо спланированную. Это только начало. Потом проводят дальнейшее расследование и смотрят, куда нужно расширять эту сеть. Так делать гораздо лучше, чем велодорожку фрагментами", – говорит Гейл.

Кроме этого архитектор отметил, что в Алматы не хватает парков. При этом он  говорит, что деревья нужно рубить только в случаях,  необходимых для улучшения жизни алматинцев.

"Что касается парков, я считаю, что гораздо лучше иметь много мелких парков, чем несколько крупных. Потому что, в основном, парки большого размера, как правило, недоиспользуются. Разумеется, в Алматы недостает парков в микрорайонах, и их там необходимо организовывать. Что касается озеленения. При ширине улиц Алматы, я вообще не вижу проблемы. Потому что при той ширине проезжей части, которую вы имеете, можно легко найти место и для нормальной велосипедной инфраструктуры, и для тротуаров. Если же вопрос встанет ребром, например, нужно будет проложить хороший тротуар, а там растет какое-то дерево, можно рассмотреть вопрос о переносе дерева или замене его на другое, но на полметра в стороне. Нужно подходить к этому продуманно", – сказал Гейл.

Ранее Ян Гейл порекомендовал Алматы в развитии архитектуры города последовать примеру Мельбурна в Австралии.

Ян Гейл будет в Алматы до 13 января. Он приехал по приглашению властей города. Датский архитектор намерен встретиться с градостроительным советом, частными компаниями, студентами, представителями НПО и меценатами.

Кардинально изменить облик Алматы Яну Гейлу предложил экс-аким южной столицы Ахметжан Есимов в марте 2015 года. Тогда Ян Гейл вдоль и поперёк прошёл центр Алматы, изучил наиболее характерные улицы, площади и парки, а затем разработал ключевые рекомендации, как сделать мегаполис комфортным для всех алматинцев и туристов.

"Наш город на господина Гейла произвёл очень хорошее впечатление, – рассказывал тогда Ахметжан Есимов. – Мы сошлись во мнении, что есть много аспектов, которые можно развить, сохраняя и подчёркивая уникальность Алматы. И все они ложатся в его концепцию "Город для людей, а не для машин". В ближайшее время мы представим всем алматинцам результаты нашей совместной работы, причём не только для ознакомления, но и для конструктивного обсуждения и внесения собственных предложений".

Ян Гейл известен как крупнейший исследователь городского общественного пространства, психологических аспектов использования этого пространства людьми, оптимального решения средствами архитектуры и градостроительства типичных проблем этой сферы. Выступал как консультант городских администраций в разных странах мира, его идеи были использованы сначала в его родном Копенгагене, а затем в разных городах Европы, Северной Америки, Азии и Австралии. Является основателем фирмы Gehl Architects. Основное направление деятельности Гейла – улучшение качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов.

Ян Гейл изучил особенности Алматы и разработал ключевые рекомендации, как сделать мегаполис комфортным для всех алматинцев и туристов. Так, в восьми районах города в 2015 году начата реализация пилотного проекта по созданию пешеходных зон, мест отдыха, спортивных и детских площадок в рамках концепции Гейла. Также была значительно расширена городская сеть велодорожек.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter