Прямой эфир Новости спорта

Astana Taxi подозревают в монополизации рынка. Сервис под угрозой закрытия

В НПП считают, что факт нарушения закона имеет место, но намерены поддержать компанию и обратиться с письмами к акиму Астаны и в антимонопольную службу.

Astana Taxi Service подозревают в нарушении антимонопольного законодательства, а таксомоторные парки – в ценовом сговоре. Об этом стало известно на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей.

ТОО "Astana Taxi Service" было создано в 2016 году по инициативе таксомоторных компаний столицы. Товарищество стало единой диспетчерской службой и call-центром для 11 (по другим данным – 13) перевозчиков, существенно сократив, по словам их представителя, затраты и повысив загруженность заказами автомобили такси. Учредителем компании является Ассоциация транспортников столицы.

10 декабря 2018 года антимонопольная служба по Астане начала расследование в отношении ТОО по подозрению в нарушении законодательства по статье 169 "антиконкурентные соглашения" Предпринимательского кодекса РК, а в январе этого года инициировало расследование в отношении самих переводчиков из-за признаков в их деятельности картельного сговора (по статье 159 КоАП РК). Если подозрения подтвердятся, то Astana Taxi грозит штраф в 300 МРП или 700 тысяч тенге с правом скидки в 50%, а таксопарки обязаны будут выплатить штраф в виде 3% от дохода с конфискацией монопольной прибыли.

"Простыми словами говоря, ТОО "Astana Taxi Service" в отношении 13 таксомоторных компаний утвердила один тариф", – рассказал Дастан Самен, руководитель отдела нарушения антимонопольного законодательства товарных рынков департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по городу Астана.

Он сообщил, что по договору между Astana Taxi Service и таксомоторными компаниями, последние имеют право самостоятельно утверждать тарифы и менять их в любое время. Однако перевозчики предоставили в антимонопольную службу ответы, что стоимость услуг такси утверждается в самом ТОО.

Читайте также: Лжетаксистов в единой городской службе Astana Taxi выявляет акимат Астаны

"Мы выезжали и на месте проверяли электронную почту таксомоторных компаний. Они договаривались между собой, переписываясь о том, чтобы установить единый тариф. Расследование в отношении Astana Taxi Service будут продлено ещё на два месяца, а в отношении таксомоторных компаний ещё будет проводиться. Они говорят, что не устанавливают тариф, но документы говорят об обратном", – добавил Дастан Самен подчеркнув: "Мы не преследуем цель закрыть какую-то организацию, у нас цель – защита конкуренции".

В свою очередь, председатель Ассоциации транспортников Астаны Медет Курманов сообщил, что обвинения департамента антимонопольной службы, безосновательны. А штрафы и конфискация дохода может разорить таксомоторные компании и сам сервис.

Читайте также: Когда пассажиры не должны платить за такси, рассказали в акимате Астаны

"Доводы и факты, выявленные департаментом, – это всего лишь недоработки, связанные с отсутствием на первоначальном этапе развития компании компетентных юристов, так как отношения между единой диспетчерской и перевозчиками заключены недолжным образом согласно антимонопольному законодательству. По факту таких нарушений не было. По второму расследованию – стоимость услуг и ценообразование у перевозчиков сложились исторически и находятся в пределах рыночной. К тому же 11 таксомоторных компаний, которые входят в ассоциацию, составляют 12% от всех перевозок столицы. Если формировать цены по затратному принципу с учётом маржинальности компании и эксплуатацией автомобиля 3-4 года, то стоимость одной поезди должна быть на 30-40% выше среднего на рынке", – сказал Медет Курманов.

С учётом этого говорить о доминировании на рыке или влиянии на ценообразование, по его мнению, нет оснований. Он отметил, что проведённые онлайн-опросы свидетельствуют, что только 2% респондентов пользуются Astana Taxi, 50% – InDriver, 39% – "Яндекс.Такси" и ещё 2% – такси "Максим".

"Если департамент будет настаивать на своём, что в действиях перевозчиков есть признаки картельного сговора, а единая диспетчерская служба – экономическая координация, и примет меры, то они могут оказаться губительными и экономически неподъёмными. В целом под угрозу будет поставлено существование созданной городской системы такси со всеми вытекающими отсюда последствиями", – подчеркнул Медет Курманов.

Читайте также: Единая служба такси получила первую партию автомобилей в Астане

В Национальной палате предпринимателей согласны, что факт нарушения закона имеет место, но намерены поддержать Astana Taxi Service. По мнению председателя Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Ирака Елекеева, власти города и антимонопольная служба должны отнестись к ситуации, в которой оказалось ТОО, с пониманием.

"Действия правильные (антимонопольного ведомства – Авт.), я считаю, но мы впервые этот вопрос рассматриваем, и я думаю, снисходительно нужно относиться к нововведениям.Бывают некоторые нормы не прописаны и это влечёт штрафные санкции. Мы решили поддержать Astana Taxi, это право клиента выбирать: он может и "Яндекс.Такси", и Uber выбирать, мы не можем препятствовать. Мы решили написать письмо акиму города Бахыту Султанову, что надо поддержать эту идею Astana Taxi, может, увеличить в будущем численность, учитывая мнение нашего населения. Второе – нам необходимо обратиться к руководителю антимонопольного ведомства с тем, чтобы они снисходительно отнеслись к этому нововведению, потому что это была идея главы государства, она была поддержана акимом города (бывшим акимом Астаны Асетом Исекешевым – Авт.) . Сегодня в связи со сменой акима, я думаю он поймёт, с пониманием отнесётся", – сказал Ирак Елекеев.

Поделиться:

Новости партнеров