За последние два года количество корпоративов снизилось в 4-5 раз. Компании стараются сэкономить и урезают свои расходы на празднование Нового года.
"Сэкономить сейчас стараются все и на всём, на чём только можно. Вчера разговаривала с другом, с ведущим, и он рассказал, что сейчас самый большой чек на корпоратив – 1 миллион тенге, в то время как пару лет назад на Новый год выделяли по три, а то и по пять миллионов. Сейчас бюджет очень сильно снизился. У людей нет денег на новогодний корпоратив. Например, одна крупная компания сотовой связи в этом году вообще не будет проводить корпоратив. Многие компании сокращают штат и, как правило, они не организуют новогодний праздник", - заявила сотрудник event-агентства Chesnok.kz Олеся Гейль.
Если сравнивать с прошлым годом, то выходит, что треть компаний отказались от проведения корпоратива.
"Года три-четыре назад у среднего ведущего было семь корпоративов в среднем. В прошлом году у среднего ведущего было 4-3 корпоратива, а в этом году эта цифра составляет примерно 1-2 заказа. Некоторые живые команды просто зарезервированы, но ещё не проданы. Хотя четыре года назад у групп уже в ноябре было все забито", – добавила она.
Однако крупные компании, на чью деятельность кризис особо не повлиял, от корпоратива отказываться не станут.
"Думаю, что более стабильные компании все-таки будут отмечать Новый год, а новые или те, что имеют дело с импортом, либо урежут свой бюджет, либо откажутся от празднования. Многие ведущие, группы говорят, что заказов значительно меньше. Слово "тишина" я слышу значительно чаще. Все говорят: "У меня пока тишина". Я думаю, может, в поддержку страны некоторые не хотят устраивать масштабное празднование Нового года", – считает она.
Чтобы выжить на event-рынке ведущие и музыканты вынуждены подстраиваться под клиентов.
"Сейчас выживают сильнейшие: у кого интереснее программа, у кого лучшее соотношение цены и качества. Если человек, например, работает на радио и берёт за вечер 180 тысяч, то у него, конечно же, весь Новый год расписан. Он является медийным лицом, и при этом берёт за свою работу не 3000 долларов, а 180 тысяч тенге, и в эту стоимость входит оборудование, ведущие и конкурсы", – утверждает Олеся Гейль.
Ведущим и музыкальным коллективам приходится идти на всяческие ухищрения. Они покупают конкурсы, стараются сделать оригинальную программу. Как утверждает Олеся Гейль, кризис заставляет людей двигаться.
"Если раньше выступление группы продавалось отдельно, аренда аппарата продавалась отдельно, то сейчас группы стараются включить в свою стоимость и аппарат. Клиенту выгоднее взять группу с аппаратом, поэтому эти группы имеют больше спроса. А ведущие договариваются с ресторанами и собирают несколько небольших компаний в одном зале. В итоге у них мероприятие получается на миллион, допустим. Но устраивают и шоу-балет, и оригинальные номера, и празднование Нового года получается коллективным", - рассказала она.
Если у одних ведущих спрос на их услуги упал, то у других сохранился. Конечно же, в первую очередь заказчики смотрят на прайс-лист ведущего, однако не менее важны и другие качества, например, знание языков.
"Сейчас большой спрос на ведущих, которые говорят на казахском, английском, русском языке одновременно, и на медийные лица. Живые группы пользуются популярностью, и те, кто часто играет в клубах, пабах, ресторанах, те, кто всегда на виду, те, кто заявляет о себе: "Мы тут, мы работаем", - добавила она.