Прямой эфир Новости спорта

Пять проблем школьного IT-образования в Казахстане

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Основатель и CEO стартапа CodiPlay Жанадил Талдыбаев объяснил, как сложно учить детей информационным технологиям и как это тем не менее необходимо.

Технологии постоянно присутствуют в повседневной жизни людей – этот тренд останется с нами уже навсегда. Соответственно, ежегодно растёт потребность в программистах и экспертах отрасли.

По данным Бюро национальной статистики, объём услуг, оказанных в Казахстане в сфере компьютерного программирования, консультационных и других сопутствующих услуг, по итогам прошлого года составил 772,5 млрд тенге. Это на 40,3% больше в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. 

Растёт спрос на специалистов во всём мире, поэтому и казахстанские власти уделяют серьёзное внимание этому направлению – ежегодно увеличивается количество грантов в высших учебных заведениях. Но чтобы подготовить высококвалифицированных IT-специалистов необходимо начать намного раньше.

Именно в школах закладывается основа интереса к компьютерным наукам. Однако многие учителя сталкиваются с препятствиями, которые мешают им привить ученикам необходимые навыки. 

Команда нашего образовательного стартапа провела опрос среди 100 учителей информатики по всему Казахстану, чтобы выяснить, что их волнует. Преподаватели предмета в школах выделили следующие пять моментов. 

Слабая техническая база

Некоторые школы не имеют необходимого оборудования и программного обеспечения для глубокого изучения предмета, что делает преподавание более сложным и ограничивает доступность обучения. Во многих школах техника имеется, но она устарела и давно требует замены. Это большая преграда для качественного изучения информатики.

Также чаще всего учителя не дают домашних заданий ученикам, так как дома у детей нет ноутбуков. Региональные школы зачастую не имеют интернета, что затрудняет положение сельских информатиков. 

В качестве альтернативы компьютерам можно рассмотреть смартфоны – ими владеют почти все школьники в нашей стране. 

Знания быстро устаревают

Стремительный темп развития IT делает учебные программы устаревшими в короткие сроки. Школы могут не успевать обновлять планы, что ограничивает учеников в получении актуальных знаний.

У многих учителей есть доступ к планшетам и интерактивным доскам, но у них нет представления, как наилучшим образом использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.

Образовательный рынок постоянно меняется, и использование смарт-доски – уже не признак технологичности учебного заведения. Важно не столько гнаться за техническим прогрессом, сколько дать преподавателям методологическую базу работы с технологическими новинками.

Нехватка времени на обучение

Школьные программы могут не предоставлять достаточно времени для полноценного изучения дисциплины, ведь другие предметы также требуют внимания и времени. Учителя говорят о необходимости более тщательного анализа распределения школьных часов.

Несмотря на заявления с высоких трибун о важности изучения IT, информатику до сих пор нередко отодвигают на второй план во многих школах.

Недостаточный интерес учащихся

Некоторые школьники могут не видеть привлекательности в обучении техническим наукам из-за того, что это может казаться им слишком сложным или неинтересным. Во многом это связано с отсутствием практики на уроках.

Одним из решений этой проблемы может стать изучение и внедрение прорывных практик. В таких технически развитых странах как США, Сингапур и Южная Корея во время обучения информатике используют подход Maker Education. Это форма обучения на базе STEM, которая часто делает упор на практический опыт в процессе обучения. Также геймификация образования может повысить уровень вовлечённости учащихся, улучшить их конкретные навыки и оптимизировать образовательный процесс.

Справка Informburo.kz

Аббревиатуру STEM (science, technology, engineering, math – естественные науки, технологии, инженерное искусство и математика) придумали в США в начале нулевых, чтобы обозначить новый образовательный тренд, который должен был восполнить нехватку технических специалистов в стране.

Отсутствие компетентных учителей

В большинстве случаев преподаватели, которые должны обучать IT-навыкам, не имеют нужной квалификации и компетенций в этой области. Это признают и сами преподаватели. Каждый день появляется всё больше новых и передовых образовательных технологий.

Учителя должны знать не только, как извлечь максимальную пользу из каждого нового инструмента, но и как обучить своих учеников его использованию. Хотя профессиональная подготовка может потребовать времени и денег, это необходимо, если мы ожидаем повышения уровня IT-образования в стране.

Стремительный рост EdTech, онлайн-образования и цифровых платформ добавили новые требования и резко расширили спектр контента и навыков, которыми должны обладать учителя информатики в школах.

Конечно, на пути развития IT-образования в Казахстане могут возникнуть новые проблемы. Но преимущества обучения технологиям со школьной скамьи значительно превосходят преграды.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров