После публикации этой колонки с редакцией informburo.kz связался заместитель акима г. Алматы Ержан Бабакумаров и попросил процитировать его слова:

"Сегодня появился ряд вопросов по Кок-Жайляу. Чтобы не было никаких инсинуаций – скажу прямо. Есть поручение президента страны Касым-Жомарта Кемеловича Токаева отложить строительство курорта. Акимат придерживается этого поручения. Другое не рассматривается и не обсуждается".


Недавно я сёрфил в поиске Google и наткнулся на роскошный документ. Он обеспечил меня темами для постов в соцсети, статей на сайты, исследований и расследований если и не на всю оставшуюся жизнь, то до конца года – точно. Впрочем, я не жадный и понимаю, что мне одному подвергнуть его критическому анализу не под силу. Поэтому делюсь с читателями и коллегами-журналистами ссылками на два источника: базу нормативно-правовых актов "Параграф" на zakon.kz, а также на adilet.zan.kz. Если они не откроются или откроются не полностью, то я документ скачал, и его можно посмотреть здесь.

Полное название сокровища – "Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы".

<>Программа эта принята постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года №360. То есть оно совсем свежее.

Общие расходы, предусмотренные из республиканского бюджета на реализацию Программы в 2019-2025 гг., составят 1 триллион 385 миллиардов 695 миллионов 800 тысяч тенге. По курсу в последний месяц весны 381,37 тенге за доллар эта сумма конвертировалась в 3 миллиарда 633 миллиона 468 тысяч 285 долларов с копейками, то есть центами.

В одном материале охватить все аспекты программы нереально. Поэтому я решил не перегружать читателя информацией и пойти от частного к общему: в трёх частях сначала рассмотреть конкретные проекты, а затем изложить соображения по поводу всей программы. Конечно, неоднократно буду к ней возвращаться. Это лишь первое приближение к теме.


Панорама Кок-Жайляу

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

Передышка окончена

Проштудировав огромный документ, в самом его конце я обнаружил удручающую сенсацию: Правительство всё-таки намерено строить горный курорт "Кокжайлау".

Собственно, никто и не обещал закрыть этот проект. Однако защитники урочища не рассчитывали, что к нему вернутся так быстро.

Напомню, 8 апреля тогдашний аким Алматы Бауыржан Байбек предложил доработать и отложить на некоторое время проект курорта "Кокжайлау".

"Считаю, мы не должны торопиться, – сказал градоначальник, выступая на общественном совете Алматы. – Нужно рассмотреть все экспертные мнения и перспективы новых локаций. Поэтому предлагаю проект доработать и пока отложить. Тем более что развитие действующих курортов, по мнению экспертов, займёт не менее трёх-пяти лет. За это время наберём необходимый опыт, подготовим кадры, изучим мнение жителей и гостей курортов. И только после этого сможем приступить к строительству горнолыжного курорта "Кокжайлау".

В тот же день президент Касым-Жомарт Токаев опубликовал твит: "Аким Алматы Байбек предложил отложить проект горнолыжного курорта "Кокжайлау" для изучения экспертных оценок, мнений жителей города. Поддерживаю данное решение, принятое по моей рекомендации. Спешки в этом важном вопросе быть не должно".

Скептики в то время говорили, что решение принято по соображениям политической конъюнктуры, в преддверии внеочередных президентских выборов, о которых объявили на следующий день, 9 апреля. Чтобы успокоить общественность, которая не на шутку стала бурлить насчёт курорта.

Как бы то ни было, многие экологические активисты выразили президенту признательность за его рекомендацию. И, хотя в проекте не была поставлена точка, они испытали облегчение, так как подумали, что получили выигрыш во времени – те самые "три-пять лет", о которых говорил Б. Байбек. Ведь слова акима должны что-то значить.

Впрочем, обращение к главе государства с просьбой окончательно закрыть проект и вернуть урочище в состав Иле-Алатауского нацпарка, которое инициативная группа "Сохраним Кок-Жайляу" направила 18 апреля (копии – премьер-министру, председателям обеих палат Парламента, акиму Алматы), проделало круговорот в природе и было "спущено" в городское управление туризма – к заказчику строительства курорта.

Ну а теперь я вижу, что в самом хвосте программы, в плане мероприятий под номером 324, втиснутая между "Строительством 30 км канатных дорог на 8 подъёмниках в Бутаковке" и "Разработкой единой маркетинговой стратегии для туристского продукта", незаметно (думали, не найдут?) притаилась графа "Строительство курорта "Кокжайлау".


Строительство курорта "Кокжайлау" в плане мероприятий госпрограммы по развитию туризма

Строительство курорта "Кокжайлау" в плане мероприятий госпрограммы по развитию туризма

И там чёрным по белому написаны сроки строительства – 2020-2025 годы.


Панорама Кок-Жайляу

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

А строительство и не откладывали

Стоп! Согласно второму проекту (2017-2018 гг.), стройку и так собирались начать в 2020 году. По "дорожной карте" после общественных слушаний 4 ноября 2018 года планировали:

  • 10 декабря сдать на госэкспертизу технико-экономическое обоснование (ТЭО),
  • к концу февраля 2019-го – получить положительное заключение,
  • затем объявить тендер на разработку проектно-сметной документации (ПСД), которая заняла бы 11 месяцев,
  • в 2020 году приступить к строительству,
  • в конце 2023-го его завершить,
  • в начале 2024 пустить курорт в эксплуатацию.

Всё пошло не по плану, когда проект споткнулся на привычке акимата "на охоту идти – собак кормить". Заказчик перед началом разработки ТЭО обязан был обеспечить проектировщика исходными документами, в том числе правоустанавливающими документами на землю. Без них ТЭО просто не приняли бы на экспертизу. Но ТЭО подготовили, а всех бумаг на землю не было, и проект забуксовал, пока его не отложили.

Таким образом, в госпрограмме только сдвинули сроки сдачи объекта, а время начала строительно-монтажных работ (СМР) осталось прежним.

Следовательно, реализация проекта "Кокжайлау" не откладывалась. И постановление Правительства №360 от 31 мая сего года дезавуирует как обещание акима Алматы, так и рекомендацию президента.

Хотите поговорить о доверии к власти? Давайте в другой раз.


Панорама Кок-Жайляу

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

Площадь курорта вдруг увеличилась вдвое

Хотя в госпрограмме информация о курорте КЖ весьма скудная, я обнаружил немало "слепых зон". Одна из них такая. В разделе "Перечень объектов Карты туристификации регионального уровня (топ-50)" напротив объекта "ГЛК "Кокжайлау" написано: "Создание нового горнолыжного курорта общей площадью 22 квадратных км".


Курорт "Кокжайлау" в "Перечне объектов Карты туристификации регионального уровня (ТОП-50)" госпрограммы по развитию туризма.

Курорт "Кокжайлау" в "Перечне объектов Карты туристификации регионального уровня (топ-50)" госпрограммы по развитию туризма

22 км2 – это 2200 гектаров. Площадь участка под курорт, который постановлением правительства от 2 декабря 2014 года перешёл из владений нацпарка в земли запаса города, – 1002 гектара. Были ещё несколько участков, связанных с курортом, но не находящихся в коммунальной собственности города. Это:

  • 111,5 га под горнолыжные трассы (в составе Иле-Алатауского нацпарка);
  • 17 га на подъездную дорогу от границы курорта до улицы Дулати (в составе нацпарка);
  • 0,1 га на опоры канатной дороги Медео – Кок-Жайляу (в составе нацпарка);
  • 0,17 га на подстанцию (в составе нацпарка);
  • 0,4883 га на базовую станцию канатной дороги на Медео (находилась в залоге в Фонде проблемных кредитов).

Итого: общая площадь – 1131 га с хвостиком.

С чего вдруг территория курорта увеличилась вдвое? Откуда взялась лишняя тысяча гектаров? С начала прошлого года я написал полторы сотни материалов об этом проекте, изучил его вдоль и поперёк, но впервые вижу эту цифру – 22 квадратных километра. Чего мы все не знаем? Какой ещё сюрприз нам приготовило Правительство?


Панорама Кок-Жайляу

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

Платить будет бюджет, прежде всего – городской

Интересно, какова стоимость проекта КЖ в госпрограмме. Я нашёл три позиции по этой части.

№302 – строительство сетей водоотведения для ГК "Кокжайлау", 534 миллиона 800 тысяч тенге, 2020-2023 годы.

№439 – строительство подъездной дороги к горному курорту "Кокжайлау" – 20 миллиардов 008 миллионов тенге, 2020-2023 годы.

№324 – строительство самого курорта, 68 миллиардов 960 миллионов тенге.

Итого: 89 миллиардов 502 миллиона 800 тысяч тенге. По курсу 31.05.2019, дате выхода постановления, – около 234 миллионов 690 тысяч долларов. По текущему курсу (386,82 тенге к доллару на 16.08.2019) – ещё меньше: 231 миллион 381 тысяча тенге.

В ТЭО курорта, которое сдали заказчику в сентябре 2018 года, сводный сметный расчёт (ССР) строительства составлял 89 миллиардов 490 миллионов тенге. В национальной валюте цифры, что называется, "бьются".

Но по курсу на 19.09.2018, дате сдачи ТЭО (369,36 тенге за доллар), проект "весил" 242 миллиона долларов. Иначе говоря, в мировой валюте он объективно "похудел" уже на 11 миллионов долларов.

Однако радоваться тут нечему. Дело в том, пояснили мне эксперты, что доля оборудования для курортов в ССР составляет примерно 60%. А тросы и кабинки для канатки, системы оснежения и т.д. в Казахстане не производятся: их придётся покупать за границей. Поэтому перед сдачей ТЭО на госэкспертизу "импортная" часть сметы будет пересчитана в тенге в текущих ценах с поправкой на инфляцию. И смета ещё раздуется.

И ведь это коснётся не только проекта "Кокжайлау", а многих из 125 видов работ по горному кластеру, а также и большинства из 462 граф расходов по всей госпрограмме. Значит, общий бюджет туристификации Казахстана в 1 триллион 385 миллиардов 695 миллионов 800 тысяч тенге будет только пухнуть. Впрочем, подробнее об этом я поговорю в третьей части своего обзора.

А за чей счёт этот банкет с "Кокжайлау"? В версии госпрограммы, опубликованной на adilet.zan.kz, указаны источники финансирования объектов туризма. Так вот, на деньги из республиканского бюджета планируют строить лишь подъездную дорогу, а на сети водоотведения и сам курорт "Кокжайлау" – а это почти 70 миллиардов тенге – придётся раскошелиться городской казне.

Уважаемый аким Бакытжан Абдирович Сагинтаев, у вас есть такие лишние средства в бюджете вверенного вам города?


Панорама Кок-Жайляу

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

Третья часть марлезонского балета

Работая с документами, я ищу не только то, что в них есть, но и обращаю внимание на то, чего в них нет. В госпрограмме я не увидел расходов на ТЭО и ПСД курорта "Кокжайлау". Наверное, подразумевается, что воспользуются тем ТЭО, которое уже разработано: на него истрачено почти 200 миллионов тенге из городского бюджета. К ПСД приступить не успели, но деньги на него, возможно, заложили ранее.

Это умолчание по ТЭО и ПСД, видимо, означает, что Правительство намерено реанимировать в урочище тот самый проект, что представляли на общественных слушаниях. С канатной дорогой Медео – Кок-Жайляу и гостиницей в верхней, восточной части плато.

Однако есть и варианты. 5 июня, уже после публикации постановления Правительства и госпрограммы по развитию туризма, заместитель руководителя управления туризма Алматы Калибек Акылбеков в письме председателю экологического общества "Зелёное спасение" Сергею Куратову сообщал: "В настоящее время компанией Master Concept Consulting GmbH предложено соединить курорт "Кокжайлау" с базой ЦСКА, что приведёт к изменению локации базовой станции, а также перенести проект строительства гостиницы с верхней части плато на нижнюю. В этой связи ТЭО проекта будет дорабатываться с учётом вышеуказанных рекомендаций" (конец цитаты).


Фрагмент письма заместителя руководителя управления туризма Алматы Калибека Акылбекова председателю экологического общества "Зелёное спасение" Сергею Куратову

Фрагмент письма заместителя руководителя управления туризма Алматы Калибека Акылбекова председателю экологического общества "Зелёное спасение" Сергею Куратову

Здесь Калибек Адильбекович заблуждается. Изменение локации базовой станции, а следовательно, и трассы канатной дороги, и места установки опор, а также перенос гостиницы с одного места на другое приведёт не к доработке прежнего ТЭО, а к разработке нового технико-экономического обоснования.

Впрочем, неудивительно, что в управлении туризма этого не знают: там из 18 сотрудников нет ни одного с профильным образованием, как говорил мне в прошлом году директор НИИ туризма профессор Владимир Вуколов.

Так вот, информирую г-на Акылбекова и его коллег. У курорта будет абсолютно иная конфигурация и параметры. Соответственно, уйдут некоторые старые риски вроде подрезания восточного склона плато в месте установки опор, но и появятся новые, если канатка пойдёт от базы ЦСКА до гребня урочища.

Разработанное ТЭО нужно ставить на утрату, поскольку это будет совершенно новый проект. И уже третий акт марлезонского балета, который потребует не только нового ТЭО, но и новых общественных слушаний. Подшаманить старый проект и протащить его под видом "свежачка" не удастся. Активисты, наученные горьким бесславным опытом проталкивания курорта "Кокжайлау", этого не допустят.

Ну и, конечно, не забуду напомнить: для любого капитального строительства в урочище понадобится техническая дорога, прокладка которой подразумевает вырубку более пяти тысяч деревьев. Её маршрут пролегает через рощи яблонь Сиверса и абрикоса обыкновенного. Всего в жертву будет принесено свыше 600 международных "краснокнижников". Их снос – это статья 339 УК РК "Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещёнными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами". Наказание – от штрафа в 3000 МРП до трёх лет лишения свободы. Кто в акимате готов принять на себя такую персональную ответственность?


Панорама Кок-Жайляу

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

И люди, и горы – против

С 2012 года, семь лет с перерывами, акимат с упорством, достойным лучшего применения, долбит проект "Кокжайлау". В 2015 году его заставили забуксовать защитники урочища и экономический кризис. Спустя четыре года тормознули выборы и всё та же активность общественности. Проект пережил трёх акимов и около десятка руководителей управления туризма. Поглотил без следа миллиарды тенге.

И вот – третья попытка. В размен пошли уже слова президента и акима.

Неужели непонятно, что и люди, и горы – против курорта? Раз проект теперь имеет статус не республиканского, а регионального, что мешает акимату пересмотреть его на своём уровне и взять за основу проект экологического развития урочища, без застройки, который разработан инициативной группой "Сохраним Кок-Жайляу"?

В горном кластере Алматинского региона, согласно госпрограмме, напланировали 13 (тринадцать!) курортов. И везде – капитальное строительство. Пусть будет хотя бы один экологический. Оставьте туристам выбор.

В следующей колонке я расскажу о том, во сколько обойдутся ещё два курорта: ЦСКА и "Бутаковка".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter