Сколько ни пишу о проектах акимата Алматы в городе и в горах, никак не могу привыкнуть, что чиновников, движимых основным инстинктом "Освоение бюджетов", не останавливают ни закон, ни здравый смысл, ни даже абсурд.
Это чистые души, не обезображенные ни знанием законов, ни страхом наказания. Ведут себя в горах и в городе, как в своём огороде: захочу – здесь картошку посажу, а здесь пальму. Не вырастет – да и ладно: стабильность всё спишет.
На днях я получил лишнее доказательство тому, что в реализации акиматовских проектов важен не конечный результат, а процесс истощения казны.
Чего ни хватишься – ничего нет!
24 июля в интервью с председателем экологического общества "Зелёное спасение" Сергеем Куратовым я рассказал ему о двух тендерах на разработку проектно-сметной документации (ПСД) для строительства наружных инженерных сетей – до горнолыжной базы ЦСКА и до будущего курорта "Бутаковка". Сети – это дорога, водопровод, канализация, газопровод, электросети, освещение, насосная станция, мост, подпорная стенка и т.д. Стоимость обоих лотов – около 170 миллионов тенге. На днях тендеры завершились, сейчас проигравшие компании обжалуют итоги конкурсов.
Загвоздка была в том, что я не нашёл даже намёков на существование технико-экономического обоснования (ТЭО) этих проектов, предварительной оценки влияния строительства на окружающую среду (предОВОС), необходимых научных исследований и государственной экспертизы. Все эти документы должны предшествовать ПСД. В обязательном порядке. Но единственным документом, оказавшимся в поле моего зрения, стала техническая спецификация разработки ПСД по обоим объектам.
Объявление о слушаниях по сетям для курорта "Бутаковка", назначенных на 15 мая, я разыскал на сайте управления "зелёной" экономики. Оно было оформлено не по правилам: отсутствовала гиперссылка на предмет слушаний – окончательную оценку воздействия (ОВОС). Объявления о проведении слушаний по сетям на курорт ЦСКА не было вообще. Значит, и самих слушаний – тоже.
Но главное – я не обнаружил ни единого следа проектов курортов, к которым намерены тянуть коммуникации. Хотя пробурил портал госзакупок, как крот.
Как говорил Воланд: "Это положительно интересно! Что же это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!"
Но заказчика, управление энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы, не озаботило, что сети будут прокладывать к курортам, которых нет ещё даже в проекте.
Не слышно шума заводского
И, кстати, достоверно неизвестно, будут ли. Разговоры о горном кластере, куда войдут курорты ЦСКА и "Бутаковка", с уходом Байбека с поста акима сникли, а это ведь с его ведома и под его патронажем австрийская компания Masterconcept разрабатывала мастер-план кластера.
Не слышно шума заводского и со стороны нацкомпании "Казахтуризм", которая больше года назад продвигала Карту туристификации Казахстана. Она включала топ-10 инвестпроектов, среди них был и кластер (см. карту).
Инвестиции нацкомпания планировала под 200 миллиардов тенге, по прошлогоднему курсу – примерно 580 миллионов долларов. В устах Байбека цена вопроса выросла в апреле этого года до полутора миллиардов долларов.
Но президент Токаев позже объявил курс на отказ от помпезных проектов и устроил показательную порку по столичному LRT. Это провальный мегапроект решили всё же доделывать, но подвергли оптимизации на 1 миллиард 200 миллионов долларов.
И я не удивлюсь, если в условиях "жизни по средствам" разорительный кластер заморозят так же, как отложили на неизвестное "потом" строительство ГК "Кокжайлау". А коммуникации, проложенные до курортов-призраков ЦСКА и "Бутаковка", останутся ржаветь под открытым небом.
Однако разрыв между неопределённостью с основными объектами – курортами, с одной стороны, и твёрдым намерением строить для них инфраструктуру, с другой, никого, похоже, не волнует.
Дороги к миражам
Положа руку на сердце, я до последнего на один процент сомневался: а вдруг проекты курортов всё-таки существуют, просто я их не нашёл, потому что тщательно прячут? На днях меня успокоили: проектов действительно нет, и дорогу с трубами собираются тянуть к пустому месту. Точнее, к разрухе, которая царит сейчас как на горнолыжной базе ЦСКА, так и в Бутаковском ущелье.
Задолго до интервью я поделился с Сергеем Куратовым документами, которые имел. И он от имени "Зелёного спасения" 9 июля сделал официальный запрос в управление энергоэффективности и инфраструктурного развития по поводу "Бутаковки" и ЦСКА.
Вопросы Сергей Георгиевич поставил предельно конкретные (цитирую):
"Просим:
– сообщить, в каком конкретно месте (с приложением карт) планируется строительство наружных инженерных сетей для горного курорта "Бутаковка";
– представить документы, подтверждающие право на земельный участок для строительства наружных инженерных сетей для горного курорта "Бутаковка"; включая согласование с администрацией КГУ ГРПП "Медеу" и Иле-Алатауского ГНПП;
– сообщить, включено ли строительство наружных инженерных сетей для горного курорта "Бутаковка" в проект детальной планировки, то есть в градостроительную документацию, разрабатываемую для отдельных частей территорий и функциональных зон населённых пунктов, а также территорий, расположенных за пределами населённых пунктов" (конец цитаты).
Дополнительно руководитель "Зелёного спасения" попросил:
- представить копию документа – решение местного исполнительного органа города о предоставлении соответствующего права на землю, включая регламенты по использованию территории в пределах ее границ и назначению объекта;
- сообщить, было ли разработано ТЭО горного курорта "Бутаковка" и был ли включён тендер на ПСД в годовой план госзакупок управления.
19 июля экологическое общество получило ответ. Но не из управления энергоэффективности, а из управления туризма. Заместитель руководителя управления Б. Бирбаев "в рамках своей компетенции" сообщает главное, что меня интересовало:
"Одной из основных локаций мастер-плана (горного кластера. – Авт.) является горный курорт "Бутаковка". В настоящее время ТЭО горного курорта не разработано".
Сергей Куратов сказал мне, что по курорту ЦСКА ответа пока нет. Однако ещё весной менеджер по проектам ЭО "Зелёное спасение" Светлана Спатарь отправляла запрос в управление туризма как частное лицо. 11 апреля другой заместитель руководителя управления Калибек Акылбеков сообщал, что Минобороны не возражает против передачи базы ЦСКА городу:
"В настоящее время идёт процесс передачи объекта в коммунальную собственность и разрабатывается план развития базы".
На каком этапе "процесс передачи", нам неведомо. А что касается плана развития базы, то раз общественные слушания ещё не объявлялись, значит, он до сих пор разрабатывается.
Что и требовалось доказать: коммуникации будут прокладывать не к курортам, а к миражам.
Отсутствие ответа – лучший ответ
Сергей Куратов поставил перед управлением энергоэффективности шесть конкретных вопросов. За своего коллегу-энергетика ответил "турист" Бауыржан Бирбаев, причём только на один вопрос о ТЭО.
Если сам руководитель энергоуправления Асет Масабаев не желает общаться с экологами и молчит, я не вижу в этом никакой трагедии. Потому что это только его проблемы.
Для меня отсутствие ответа чиновника авторитетной экологической организации само по себе является красноречивым ответом, который не только характеризует адресата, но и даёт мне как журналисту моральное право сделать вывод: "Ему ответить просто нечего", а также высказать следующие предположения:
- У управления нет карт строительства наружных сетей либо оно не хочет их представить.
- У управления отсутствуют документы, подтверждающие право на земельный участок: в них должны входить заключение земельной комиссии, постановление акима и госакт на землю. И уж тем более Масабаев не согласовывал их с администрацией природного парка "Медеу" и Иле-Алатауского ГНПП.
- Строительство наружных инженерных сетей не включено в градостроительную документацию.
ТЭО курорта, как мы теперь знаем, тоже нет. А тендер на ПСД в годовой план госзакупок включён не был, это я однажды уже проверял.
Бежать впереди паровоза
Должен заметить, это на Асета Масабаева не затмение нашло: он профессиональный энергетик, начинал простым монтёром, все карьерные ступеньки прошёл и отлично отдаёт себе отчёт в том, что делает.
А в энергоуправлении города давно сложился такой стиль – бежать впереди паровоза, то есть основного проекта, отбрасывая по ходу мешающие законные нормы и правила.
Ярчайший тому пример – строительство подстанции в урочище Кок-Жайляу, которая должна была обслуживать горный курорт.
Договор о возведении ПС администрация Иле-Алатауского нацпарка и городское управление энергетики (предтеча управления энергоэффективности) заключили аж в 2013 году. И при этом нарушили всё что только можно.
Разработка первого проекта горнолыжного курорта КЖ была в то время ещё не закончена. Участок в 17 соток под стройплощадку подстанции входил в особо охраняемую природную территорию, где ничего капитального строить нельзя категорически. Административно же эта земля тогда относилась к Карасайскому району Алматинской области, а не к Алматы. 1002 гектара урочища Кок-Жайляу, куда входили и 0,17 га для подстанции, постановлением правительства перевели в категорию "земли запаса города" лишь 2 декабря 2014-го. Но аж за полгода до выхода постановления, в июле, там начали рыть котлован.
Подстанцию строят уже шестой год, вбухав в неё 4 миллиарда 232 миллиона тенге в 2012-2015 гг. и почти 4 миллиарда 300 миллионов тенге в 2017-2018 гг. И, судя по тому, что коробка здания покрывается лесами и стеклопакетами, вбухивать продолжают: в сводном сметном расчёте ТЭО курорта на её завершение было предусмотрено ещё 700 миллионов тенге.
Но для чего её строят? Курорт КЖ заморозили. Строительство дороги к нему – тоже. А без неё на подстанцию не доставить два уже закупленных тяжеленных трансформатора.
Кстати, пару слов об этой подъездной дороге. Уж на что проект "Кокжайлау" был совсем пропащий, но на общественные слушания 4 ноября 2018 года представили две предОВОС – самого курорта (от управления туризма) и технической дороги (от управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, сейчас управление городской мобильности). Заметьте, представили одновременно! Хотя бы это понимали: дорога и курорт – неразрывные части одного проекта.
А энергоуправление и подстанцию пять лет строит как "вещь в себе", и заказало ПСД на инженерные сети, которые ведут в никуда, – как объект чистого строительного искусства, не имеющий никакого отношения к своему практическому назначению.
Лишь бы. Освоить. Деньги.
Огородное право
Если Асет Дуйсебекович столь демонстративно игнорирует и законную процедуру прохождения проектов, и официальные запросы общественной организации, стало быть, в своих действиях он руководствуется "огородным правом", о котором я писал выше.
В таком случае, может быть, г-ну Масабаеву место не в кресле руководителя энергоуправления, а на огороде? Это же логично: лопату в руки – и на дачный участок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1Видео из салона самолета "Азал" за несколько минут до трагедии.
- 4813
- 3
- 56
-
2⚠️ Крушение самолёта возле Актау: 38 человек погибли, в том числе шесть казахстанцев
- 4387
- 14
- 68
-
3🔖Крушение самолёта возле Актау: опубликован список выживших
- 4076
- 2
- 49
-
4Жители Астаны несут цветы к посольству Азербайджана
- 3745
- 1
- 57
-
5💬 Депутат предложил обучать старшеклассников на производствах и в хозяйствах
- 3846
- 5
- 45
-
6Комментарий одного из выживших разбившегося самолёта "Азал"
- 3764
- 4
- 65
-
7❗️Опубликованы имена казахстанцев, погибших в авиакатастрофе
- 3620
- 30
- 158
-
8🟢 У жителя Караганды конфисковали имущество на 150 млн тенге за подстрекательство к даче взятки
- 3476
- 0
- 14
-
9🚕👮♂️ 42 иностранца выдворили из Казахстана за нелегальную работу в такси
- 3487
- 2
- 23
-
10👀 МВД России объявило в розыск помилованного Илью Яшина
- 3492
- 3
- 31