Мы хотим, чтобы юмор был безопасным, как и многое в нашей жизни. Но хороший юмор иногда может обидеть. Смысл в том, чтобы поставить нас в неловкое положение, заставить нас задуматься сразу после того, как мы засмеялись, – не зашёл ли в этот раз комик, кем бы он ни был, слишком далеко, не переступил ли порог бестактного юмора или, что ещё хуже, жестокости. Если слишком долго думать над тем, хороша ли шутка, то можно с лёгкостью потерять её первоначальную суть. Лучший способ проверить собственное чувство морали или, может быть, даже увидеть, что нужно изменить в нас самих или в мире вокруг нас – это спросить себя: "Почему я засмеялся над этим?".

"Борат" раскрывает горькую и вздорную истину о современной американской культуре

Я смеялась над каждыми безвкусными и местами даже грубыми шутками в "Следующем фильме о Борате: передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным народом Казахстана". Некоторые моменты вызывали сардонический смех над тем, как бесстрашный казахстанский репортёр Борат Сагдиев в исполнении Саши Барона Коэна, вернувшегося к этой роли спустя 14 лет с продолжением фильма "Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана", раскрывает горькую и вздорную истину о современной американской культуре.

Некоторые из шуток вызывали постыдный смех, и я вспомнила слова Мишель Обамы: "Если другие поступают отвратительно, мы в ответ ведём себя достойно и прилично". Не слишком ли отвратительно я поступаю, смеясь над законспирированной критикой Коэна в адрес верящих в теорию QAnon, расистских альтернативных правых, богатых белых южан, которые наблюдают за балом дебютанток и, конечно же, похотливого Руди Джулиани?

В других случаях я смеялась, потому что была попросту поражена увиденным. Танец плодородия, который женский персонаж исполнял в свой период "лунной крови", как выразился Борат? Нигде больше в кино нет подобных сцен. Единственное, что я могу вспомнить, похожее по безрассудству, – это чайный пакетик из тампона в фильме "Порнократия" Кэтрин Брейя 2004 года. Я смеялась до слёз.

Коэн разоблачил американцев в их худшем виде

Фильм 2006 года "Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана" сделал Коэна, родившегося в Англии, получившего в Кембридже образование актёра и сатирика, написавшего свою дипломную работу об американском движении за гражданские права, очень известной личностью.

Это также заставило многих усомниться в правильности его методов. Под видом нерасторопного, но самоуверенного репортёра из крайне слаборазвитой страны (казахстанцы явно не были рады такому факту) Борат Коэн – своеобразный простодушный хвастун в плохо сидящем сером костюме и дешёвых туфлях нашёл довольно сомнительный подход к общению с гражданами.

Коэн заманил в свою ловушку как среднестатистических американцев (большинство, но не все, были с юга или Среднего Запада), так и влиятельных (например, бывшего конгрессмена Боба Барра из Джорджии), заставляя их думать, что они снимаются в документальном фильме. В роли Бората он завоевал доверие своих "объектов" и убедил их принять его гомофобную, расистскую, антисемитскую или иную фанатичную риторику. Он разоблачил американцев в их худшем виде, даже под их дружелюбной личиной.

Но даже если многие из "объектов" Коэна заслужили то, что получили, в его подходе проскальзывала жестокость. Некоторые из людей, которых он обижал, были невероятно добры к нему, они открыли двери своих домов перед нелепым и бестактным гостем из другой страны, даже давали ему советы, как пользоваться туалетной бумагой. Вывод из фильма 2006 года "Борат: изучение культуры…" заключался в том, что американцы могут быть ужасными, но даже при этом они могут быть щедрыми.


Читайте также: МИД прокомментировал фильм "Борат-2": Наши граждане справедливо возмущены откровенными расистскими выпадами


С тех пор мы, американцы, дважды избирали президентом харизматичного, принципиального государственного деятеля – он также оказался первым чернокожим президентом страны, преодолевшим барьер, который, как некоторые думали, станет началом конца расизма в Америке.

Мы продолжили этот восьмилетний период избранием никчёмной телезвезды, которая обманула общественность, заставив думать, что она успешный миллиардер – одного из тех, кто не смог осудить сторонников превосходства белой расы; ввёл политику, которая сажает детей в клетки; использовал своё должностное положение для грубого нарушения законности; и из-за своей халатности и пренебрежения к науке стал причиной смерти сотен тысяч своих соотечественников.

В некотором роде подход Коэна в роли Бората в 2020 году – выйти в мир и высвободить нити фанатизма и лицемерия в обычных американских гражданах, а также в некоторых не очень обычных – кажется менее жестоким, чем в 2006 году. Что говорит больше о нас, чем о Коэне.

Коэн на самом деле прервал выступление Пенса на Конференции консервативных политических действий

Так что да – я смеялась с самого начала сиквела о Борате (режиссёр фильма или, возможно, главарь, это самое подходящее слово, – Джейсон Волайнер).

Борат начинается с закадрового рассказа главного героя о своей судьбе после 2006 года: поскольку он потерпел неудачу в своей миссии принести благо некогда славному народу Казахстана – это цель, которая в ретроспективе кажется футуристическим сатирическим взрывом слогана MAGA – то последние 14 лет он провёл в заключении на каторжных работах.

Но премьер-министр страны, расстроенный тем, что его оставили вне "клуба больших мальчиков" – Трампа, Путина, Ким Чен Ына, Болсонару и др. – освобождает Бората, чтобы отправить его с особой миссией: заслужить уважение американского президента, доставив специальный подарок вице-президенту Майку Пенсу (спойлер: это обезьяна). Борат, довольный тем, что его освободили из ГУЛАГа, приводит себя в порядок, пакует свои лучшие наряды нижнего белья и отправляется обратно в Америку.

Но в пути происходит неприятное происшествие: особая подарочная обезьяна, перевозившаяся в его собственном роскошном ящике, оказывается "бракованным товаром". А внутри ящика он находит безбилетного пассажира – 15-летнюю дочь Бората Тутар (её играет талантливая начинающая актриса Мария Бакалова). Это почти одичавший ребёнок, боготворящий женщину, которую она называет принцессой Меланией. Тутар стремится, как и Мелания, стать принцессой в золотой клетке, что не является такой уж большой мечтой, учитывая повторяющуюся в фильме шутку относительно рекомендации министра сельского хозяйства и дикой природы Казахстана о том, что женщины должны большую часть времени содержаться в клетках.


Сиквел Бората

Сиквел "Бората" / Скриншот Amazon Prime Video

Тутар была большим разочарованием для Бората, дома он часто бранил её, называя "самой засидевшейся старой девой Казахстана". Но понимая, что он будет казнён, если вернётся домой, провалив свою миссию, он решает подготовить её в качестве подарка Пенсу. И так вышло, что она оказалась подарком намного лучше, чем обезьяна. Тутар становится куклой, подогнанной под искусственные стандарты красоты с выжженным блондом и ярким макияжем.

Борат ведёт её по магазинам и просит продавщицу направить их в отдел "Нет значит да". Он приводит её на старомодный южный бал, для того чтобы научиться, как правильно представлять молодых девушек в обществе. (Именно здесь происходит вышеупомянутый танец плодородия – считайте это предупреждением.) Вскоре после этого он узнаёт, что неподалёку будет выступать Пенс. Переодевшись в костюм толстяка, он проникает на Конференцию консервативных политических действий под именем Макдональд Трамп, где, закинув свою дочь на плечо, он ликующе провозглашает о своих намерениях: "Майкл Пенис! Я принёс вам девушку!"

В этой сцене Коэн на самом деле прервал выступление Пенса на Конференции консервативных политических действий в Национальной гавани в штате Мэриленд в феврале этого года. ("Девушка", которая свисала у него с плеча, на самом деле была полноразмерной куклой, а с мероприятия его вывела служба безопасности). В реальной жизни, как и в фильмах, Борат слишком знаменит и не может расхаживать в своём фирменном сером костюме, поэтому в "Следующем фильме о Борате" он примеряет на себя разные обличья: на митинг ультраправых консерваторов он пришёл переодетый в фермера с искусственной косматой бородой (это также был реальный митинг в г. Олимпия штата Вашингтон, на который Коэн заявился в июне).

Стоит также отметить, что большая часть "Следующего фильма о Борате" снималась во время пандемии, и хотя на протяжении практически всего фильма Борат не носит маску, в титрах к фильму указывается "ответственный сотрудник по вопросам Covid-19".

Со сцены Борат запевает песню, которую поддерживает собравшаяся толпа, пропагандирующую введение "уханьского гриппа" Бараку Обаме, Энтони Фаучи и всем, кто носит маски, для предотвращения распространения коронавируса. Он заходит ещё дальше в припеве песни, пропагандируя расчленять журналистов, "как это делают саудовцы", в ответ на что толпа смеётся и продолжает подпевать.


Читайте также: Мозер о сиквеле "Бората": В США много представителей Казахстана, о них будут помнить дольше, чем о любом фильме


Вы можете спорить, что Коэн заводит толпу по надуманным поводам. Но если эти поводы являются надуманными, то какие настоящие? Этот яд уже течёт по венам участников этого митинга; Коэн под видом Бората лишь произносит это вслух.

Этот яд везде. Тутар, воодушевлённая свободой, предоставленной американским женщинам, обретает себя в качестве тележурналистки и берёт интервью у Руди Джулиани – настоящего Руди Джулиани (экс-мэр Нью-Йорка), который, судя по всему, готов поддаться её чарам. Она напропалую флиртует с ним, хотя и делает это довольно неискушённо. Джулиани практически клюёт на приманку.

Сейчас, возможно, единственное подходящее время для продолжения "Бората"

Коэн фокусируется не только на неприглядных моментах. Борат отыскивает и кусочки американского великодушия: наряжённый в соответствии с преувеличенным и явно антисемитским представлением о евреях – с острыми когтями, крыльями дьявола и искусно изогнутым удлинённым носом – он проникает в синагогу, где две женщины приветствуют его с теплотой и добродушием, несмотря на его эксцентричный внешний вид. Одна из этих женщин, Джудит Дим Эванс, умерла перед завершением съёмок фильма – Коэн чествует её упоминанием в финальных титрах.

Это всего лишь один поразительный пример того, насколько легко намерения Коэна могут быть истолкованы неверно – сам он является верующим иудеем, критикует антисемитизм и отрицателей Холокоста. Семья Эванс, не посмотрев фильм, подала на Коэна в суд. По их словам, Эванс обманом заставили принять участие в документальном фильме, "высмеивающем Холокост и еврейскую культуру".

Коэн должен не понаслышке знать, что играет с огнём. Так почему же он суёт руку прямиком в пламя вновь, 14 лет спустя? Сейчас не просто самое подходящее время для продолжения "Бората" – сейчас, возможно, единственное подходящее время. В 2006 году попытка Коэна представить Казахстан как экономически и социально отсталую страну казалась дешёвым трюком. А теперь Америка сама стала страной, движущейся назад, страной, где демократия поставлена под сомнение, страной, на которую мы сами когда-то смотрели с жалостью. Коэн не упускает из виду эту реальность, не должны игнорировать её и мы.

Если "Следующий фильм о Борате" заставляет вас смеяться, то о чём это говорит? Мой смех говорит мне, напоминает мне о том, насколько я зла. 2020 год подходит к концу, и я не испытываю никакой симпатии к белым американцам, которые счастливы проявить доброту к незнакомцу при условии, что этот незнакомец тоже белый. Я больше не могу терпеть президентского прихвостня, который сделал бы всё возможное, чтобы сорвать выборы. И я совершенно не нуждаюсь в отморозках-расистах, чей величайший страх – лишиться оружия. Если при просмотре фильма Саши Барона Коэна вы радостно подпеваете липовым расистским, антижурналистским, антинаучным мотивам, то значит, смеяться следует над вами. И так и должно быть.

Оригинал статьи можно прочитать здесь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter