В алматинский иняз я поступал после Университета Карлсруэ. Было с чем сравнить. У немцев мне, в частности, запомнились многочасовые посиделки препода вместе со студентами за монитором. Они мастырили программу на языке Java. За компом Rechnerzentrum (вычислительного центра) теснился Dietmar Ratz (профессор, доктор) – худощавый, с отсутствующим взглядом, немногословный, явно не от мира сего. По соседству с ним оседлал отполированный седалищами студентов стул профессор, доктор Detlef Seese. Это вообще классически "отмороженный" ботан из 60-х: даже на официальном университетском сайте его лик обрамляет не классический костюм с галстуком, а вязаный свитер с круглым горлом и оленями.
Главное же, что меня поразило, – это диалог на равных с пацанами вроде меня. Немецкие "агашки" не колотили понятные мне и ожидаемые мною понты, не стеснялись спрашивать и советоваться с "молодо-зелено". Был обычный, спокойный и даже занятный, с шутками-прибаутками брэйн-шторминг соратников – разве что не собутыльников. Любой мог подойти и подбросить идею или задать вопрос по теме. (Именно по взятой в разработку теме: ведь для всего прочего у профов – чётко оговорённые и добросовестно отрабатываемые еженедельные консультации на кафедре). Среди них был совсем юный паренёк по имени Jens Scheffler, недавний выпускник моего универа – он специализировался по компьютерным наукам. Сегодня он батрачит на Google на позиции Staff Software Engineer.
Эти неспешные посиделки сотоварищей материализовывались в книгу. При всей моей глубокой и взаимной ненависти к информатике и программированию, несмотря на языковой барьер, я въехал буквально в каждую тему и проглотил учебник весьма лихо. Попутно выловил кучу "блошек"-опечаток и выслал на свой страх и риск авторам. В следующем издании авторы их учли и даже упомянули мою скромную и совсем ненемецкую ФИО в длинном списке волонтёров-помощников. Бестселлер Grundkurs Programmieren in Java печатают уже в седьмой раз: в расширенной и актуализированной версии.
Наивный, я искал что-то похожее на сей синергетический эффект и в стенах родного Университета мировых языков и международных отношений им. Абылай-хана. Я учился тут на препода английского и немецкого языков. Но вместо вменяемой книжки предсказуемо встретил вполне себе советский вариант учебника – советский и по размеру, и по дизайну, и по морально устаревшей обложке. Будто и не миновало четверти века с той поры. К учебнику должны были ещё аудиокассеты прилагаться.
Вот тут просто ещё раз. Аудиокассеты. В 2016-м.
Нынче скандалы с учебниками стартуют, едва они только типографию покидают. И специалистам, и родителям явно непонятен творческий подход и авторов, и дизайнеров, и типографий к своей работе. Депутат мажилиса обвинял министра образования в диверсии и вредительстве, вызывал на жекпе-жек из-за ошибок в учебниках. Профессора подробно и занудливо перечисляли недочёты. МИД РК хватался за сердце, обнаружив в учебниках географии "Крым – наш", то бишь их. Папы-мамы бессильно матерились. Бюджет исправно платил.
Конечно, это ржака. Конечно, есть повод позубоскалить. Поругать министра Сагадиева на тему "не жили никогда хорошо, а тут на тебе – днище". Плюнуть и растереть: мол, вот в наше время и трава была зеленее, и небо посиневатей. Зато меня самого, слава Богу, сия кисюшка миновала, а новое поколение пусть само теперь выпутывается и расхлёбывает. Чай, энергичные и дерзкие.
Но вот на прогулках с двухлетней своей Маськой я уже который раз встречаю таких же радостных карапузов, её ровесников, которые при первой же встрече первым же делом с лучезарной улыбкой норовят... врезать дочке. Просто так, за знакомство. От души. Вне зависимости от пятой графы, времени суток и пола. Просто лови себе "тырц!" И это – результат работы нашей системы образования, от которого я никак уже не могу отмахнуться и спрятаться.
Это как раз та тема, которую нашим преподавателям никто и никогда моём инязе не преподавал. "Разрешение конфликтов без насилия". "Faustlos" (нем.). "Second Step" (англ). Этот проект (наряду со многими аналогичными) реализуется воспитателями в детсаду и преподавателями начальных классов уже с самого сопливого возраста их воспитанников. В странах загнивающей западной демократии, где, как мы помним, гей на трансгендере верхом и лесбиянкой погоняет, эту тему (как справиться с агрессией ребёнка) разбирают по косточкам. Там понимают, что тот ребёнок, который ударил мою Мариам на Весновке, – он просто не умеет справляться с собственной агрессией. Что педагогу уже пора садиться и обсуждать эту тему с детками. Например: как себя вести, если игрушка на двоих одна и каждый её хочет заполучить? Для этого организуют ролевые игры. Всё это учёным словом называют (вдруг из Минобра кто прочтёт) "выработка социальных компетенций с раннего возраста", "определение ценностей и границ".
Так что всякий раз, когда мы читаем в новостях про избитого матерью сына или дочку, про покалеченного нянькой, логопедом или учительницей ребёнка, про необъяснимую (на самом деле – легко объяснимую) агрессию подростков, всё это надо относить не только в зону ответственности родителей. И уж тем более не в ответе ни полиция, ни Генпрокуратура.
Эти слёзы, синяки и кровоподтёки – прямая оценка работы тех ректоров педагогических вузов и тех министров, которые вручают своим студентам древние книжки Ушинского и Макаренко вместо трудов современных авторов. Тех, кто не слышал и знать не хотят про три десятка трудов немецкого психиатра, психотерапевта и семейного врача Манфреда Цирпки. Нашим агашкам-татешкам есть дело до переименования улицы в честь почившего в бозе очередного ректора педвуза. Но в деле перевоспитания подрастающего поколения им явно делать нечего. А и в самом деле, чего мараться-то? Само как-нибудь устаканится. Примирятся рано или поздно. Курбан-айт же: положено прощать.
С Днём знаний, чо...