Куда исчез бензин в южных областях Казахстана

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz

Бензина производят достаточно, но на заправках его нет. Аналитик нефтегазового рынка Ерлан Жаукин рассказал о причинах дефицита.

В последние дни в ряде СМИ промелькнула информация об отсутствии бензина на АЗС Шымкента и Туркестанской области.

С чем это связано и почему так происходит? Попытаемся разобраться.

Во-первых, сезон активного спроса на топливо в Казахстане завершён. Спрос на бензин в Казахстане в зимний период снижается на 5% в сравнении с летним периодом.

НПЗ РК, несмотря на изменение конъюнктуры рынка, продолжают выработку всех сортов нефтепродуктов в плановом режиме. Казалось бы, что бензина должно быть достаточно. В действительности так оно и есть.

За первые девять дней декабря производство всех видов бензина (АИ-92 и АИ-95) на НПЗ РК составило 141,8 тысячи тонн, в том числе на ШНОС (Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе) – 54,8 тысячи тонн. Объём отгрузки бензина за тот же период составил 129,9 тысячи тонн, в том числе со ШНОС – 43,3 тысячи тонн.

Почему отдельно выделяю ШНОС? Потому что есть тревожные звоночки в южном регионе.

Есть дисбаланс в объёмах производства и отгрузки бензина со ШНОС – 54,8 тысячи тонн против 43,3 тысячи тонн. Фактическая отгрузка отстает от производства на 11,5 тысячи тонн. При этом объём готовой к отгрузке продукции на ШНОС составляет более 27,8 тысячи тонн.

 В чём проблема и почему объёмы отгрузки бензина отстают от объёмов его производства?

А вот и причина, с которой рынок уже сталкивался во второй половине июня, – перевозчик не успевает своевременно обеспечить подачу вагоноцистерн под погрузку бензина на ШНОСе. Элементарно недостаточно локомотивной тяги для сбора порожних цистерн и отправки их под погрузку.

Проблема с подачей цистерн под налив бензина на ШНОС возникла ещё в последних числах ноября. Впрочем, к пятому декабря эта проблема была урегулирована, и ШНОС вышел на необходимую динамику, когда объём производства равен объёму отгрузки. На сегодня даже можно констатировать, что текущие объёмы отгрузки бензина опережают объёмы его производства, но факт остается фактом: перебои подачи вагоноцистерн под налив вызывают цепную реакцию – бензиновый рынок целого региона останавливается и погружается панику из-за, казалось бы, несущественной проблемы.

Для поддержания бензинового рынка Шымкента и Туркестанской области приняты меры по увеличению отгрузок автомобильным наливом. Учитывая, что на сегодня подача вагоноцистерн под налив бензина нормализовалась, то сложившаяся ситуация на АЗС Шымкента и Туркестанской области будет разрешена в течение ближайших дней. 

Проблема с подачей вагоноцистерн в этом году случается уже во второй раз, и очень не хотелось бы, чтобы подобные проблемы железнодорожников становились хроническими.

В целом повода для паники и хаоса на бензиновом рынке нет. Так же, как и повода для заключений о создании искусственного дефицита.

Опубликовано на странице Ерлана Жаукина в Facebook


Читайте также:


 

Новости партнеров