Почему дорожает бензин: аналитики назвали четыре причины

НПЗ Казахстана способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года.

Бензин на казахстанских автозаправочных станциях продолжает дорожать с марта 2021 года. В Нур-Султане в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 за это время выросла со 150 до 180 тенге за литр. При этом резкий скачок произошёл за последнюю неделю – на 3-8 тенге за литр, сообщает Finreview.info. Аналитики портала разбирались в причинах.

Отмечается, что с 2018 года после модернизации нефтеперерабатывающих заводов казахстанские производители стали самостоятельно покрывать внутренний спрос в топливе и даже нарастили экспортные поставки. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза. 

"Логично предположить, что теперь страна может самостоятельно регулировать стоимость бензина для внутреннего рынка, обеспечивая население дешёвым топливом, но на самом деле всё иначе: несмотря колебания стоимости нефти, цена на бензин плавно росла, было и два резких скачка – в октябре 2017 года и апреле 2021 года. Иными словами, цена на бензин не зависит от стоимости нефти, потому что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 20% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долларов США за баррель", – сообщают аналитики.

Розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на НПЗ с учётом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до автозаправочной станции – хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11%–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр.

"То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин", – делает вывод портал.

Он называет четыре основные причины роста цен на бензин:

  • Бензин ― биржевой продукт. Торги бензином на товарной бирже ETS запущены в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15%–20%. Уже через товарную биржу реализовано 499 тысяч тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. В результате торгов сформированы ценовые индикаторы. Их рост с запуска первых торгов, которые были в марте 2021 года, составил 24%.
  • Повышение курса доллара. Для модернизации нефтеперерабатывающих заводов были привлечены заёмные средства в иностранной валюте. Соответственно если доллар растёт, то их обязательства увеличиваются, а следом растут и цены на бензин. Согласно данным Бюро национальной статистики, инвестиции в основной капитал, направленные на усиление производственных мощностей, на 6,4 млрд тенге состоят из заёмных средств. А курс доллара с марта вырос с 417 до 429 тенге за единицу.
  • Ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина. Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Только в январе завод запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие – технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объёмов переработки нефти и недовыпуск продукции. Очевидно, что внеплановое приостановление производства вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.
  • Ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение. Регулирование цен на топливо со стороны государства действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля заключались в прямом определении отпускных цен, но с 2011 года они ограничились определением максимально допустимой стоимости. Эти меры с середины прошлого десятилетия отменили, рынок перешёл в свободное плавание. А значит, конечную стоимость теперь формирует именно объём спроса и предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует реализацию топлива. Но оставляет за собой некоторые ограничительные меры, способные сдержать неконтролируемый рост. К примеру, нефть на НПЗ по-прежнему поставляется по себестоимости, а не по рыночной цене.

Читайте также:


Аналитики подчёркивают, что бензин относится к категории социально значимых товаров, его удорожание несёт мультипликативный эффект в части влияния на цены других товаров и услуг.

"Увеличение стоимости бензина приведёт к повышению инфляции и снижению потребительской способности населения, что негативно скажется на национальной экономике. Поэтому для государства снижение нагрузки на НПЗ  – стратегически важная задача. В первую очередь речь идёт о сокращении закредитованности заводов, которая отражается на себестоимости топлива, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам. Достичь такого результата возможно за счёт привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объём производства", – пишет портал.

Отмечается, что для притока инвестиций важна международная финансовая интеграция, которая способствует увеличению движения капитала по сравнению с товарными потоками. Передаточным звеном такой интеграции в Казахстане выступает Международный финансовый центр "Астана". Участники финцентра по состоянию на 1 июня осуществили инвестиции в 1,6 млрд долларов в развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, туризм, причём 1,4 млрд были привлечены в 2020-2021 годах. Эти показатели определяют эффективность МФЦА как платформы для привлечения инвестиций и развития отраслей экономики. 

Новости партнеров