Естественно, казахстанские аэропорты не попали ни в рейтинг 100 лучших в мире, ни в какие-либо отдельные номинации, кроме региональных. Так, в частности, в десятке лучших аэропортов СНГ Астана находится на восьмом месте, Алматы - на девятом. Конечно, все подобные рейтинги условны (хотя Skytrax – это фактически "Оскар" в авиаиндустрии), к тому же, чтобы пассажиру оценить аэропорт, нужно элементарно в нём побывать. Иначе не объяснить, почему казахстанские аэропорты оставили позади питерский Пулково (десятое место), чей новый терминал весьма неплох – но там пассажиропоток гораздо больше и "насмотреннее" и, соответственно, придирчивее.

Но вернёмся к нашей еде, вернее, ценам на неё – уж сколько было подписей под гневной петицией собрано, сколько снимков с едкими комментариями выложено, даже аким Алматы успел смениться, а уровень прибыльного аппетита хозяев точек питания и ныне там. И, похоже, там и останется. Потому что якобы нет ни у кого приёмов против Кости Сапрыкина или, абстрагируясь от киноклассики, против тех людей, которым в своё время сильно повезло.

Начать тут, наверное, нужно с того, что аэропорт Алматы - это, в принципе, дно. Не с технической точки зрения – исключительно на взгляд пассажира. Дно – но и не днище. Как человек, побывавший в 87 аэропортах 60 стран мира, могу сказать, что есть места и похуже. Например, так называемый международный аэропорт Тамчи на Иссык-Куле, у которого нет даже собственного кода и используется бишкекский FRU, или аэропорт Улан-Батора, где в царящем бардаке органично смотрятся раздетые по пояс полицейские, играющие за столиком кафе в карты.

И тем не менее нынешний аэропорт Алматы – явно не то, что можно было бы построить и создать на месте сгоревшего в 1999 году старого терминала. По сути, это упущенный шанс на современный цивилизованный аэропорт, зато, похоже, использованный шанс отдельных людей пополнить своё состояние.

Истоки нынешней ситуации нужно искать во времена акимства гражданина Швейцарии Виктора Храпунова, на что постоянно сетует нынешний президент аэропорта Айбол Бекмухамбетов, который, по его словам, ничего поделать ни с собственниками, ни с арендаторами торговых точек не может. Опять-таки по его же словам, терминал принадлежит акимату – видимо, поэтому городской голова с приставкой "экс" Ахметжан Есимов давал указание проверить, выяснить и принять меры. Вот только дать красивую отмашку у нас, как правило, проще, чем что-то изменить.

Во всей этой длящейся уже не один год истории мне больше всего нравятся те объяснения и аргументы, что приводят сами бизнесмены. Первый и главный – "Посмотрите на цены в других аэропортах, везде так". Довод из прошлой эпохи, когда ещё никто нигде не был. Но нам его упорно приводят, невзирая на то, что пасту болоньезе с ушей многие снимать уже научились. Представитель Национальной палаты предпринимателей города Алматы, оправдывая своих коллег, на голубом глазу заявляет: "В других международных аэропортах цены примерно такие же. Начиная с Москвы, заканчивая Амстердамом и другими ключевыми аэропортами". Пример: Москва, Шереметьево, «Бургер Кинг» - бургер с двумя котлетами, большая порция картошки, соус, чай – 690 рублей. Посчитайте – хоть по "коридорному", хоть по "плавающему" курсу тенге, что на эти деньги можно купить в аэропорту Алматы. Причём, как правило, у нас это будет еда непонятного происхождения – не от известной сети или знакомого по городу заведения, а от "ноунейм"-кафе.

Реакция бизнесменов: "Но покупают ведь – значит, есть спрос и не так всё плохо с ценами" - напоминает гордую надпись на стартовой странице алматинского аэропорта «Нам доверяют более 4 000 000 пассажиров ежегодно». Конечно, доверяют. А выбор есть?..

Загадочное отсутствие в аэропорту Алматы популярных сетевых заведений – другая проблема. Ощущение, что их просто туда не пускают, потому что иначе весь этот "воздушный бизнес" (или "бизнес на воздухе" - как хотите) будет порушен. Возвращаясь к "их нравам", то есть к пресловутому мировому опыту. В любом более-менее крупном аэропорту мира помимо пабов, ресторанов, гриль-баров и т.п. всегда есть как минимум одна (а как правило, три-четыре) точка международной или локальной сети фаст-фуда. Но не в Алматы. Хотя почему-то мне кажется, что никто из крупных игроков на этом рынке не отказался бы от филиала с априорным отсутствием "свободной кассы".

Другой пример: в аэропорту Хошимина за 5 долларов можно купить большую тарелку национального супа Фо (опять-таки в сетевой закусочной) и наесться до отвала. Примеры можно продолжать и продолжать, итог будет один: цены в аэропортах по всему миру действительно выше, чем в городе, но есть неизменное правило – выше в полтора-два, максимум три раза, чем за его пределами. Тут заложена и "ценовая дискриминация" (то есть, невозможность пассажира покинуть аэропорт), и та самая - более высокая аренда. Но не может одно и то же стоить в городе 100, а в аэропорту 900 – неважно, в какой валюте. Это уникальное отечественное "ноу-хау", с которым никто не знает как или просто не хочет бороться.

Реакция бизнесменов "Но покупают ведь – значит, есть спрос и не так всё плохо с ценами" напоминает гордую надпись на стартовой странице алматинского аэропорта «Нам доверяют более 4 000 000 пассажиров ежегодно». Конечно, доверяют. А выбор есть?

После прохождения границы и контроля безопасности ты остаёшься без еды и питья в нашем зале ожидания – "мечте" клаустрофоба и охлофоба. Впрочем, на самом деле выбор есть. Ничего не покупать в точках общепита в зале ожидания или приобретать необходимое в магазине Duty Free – там и цены бывают ниже, и товар качественнее (хотя Таможенный союз закрыл эту лазейку на часть рейсов). Ну, или покупая панини за 2000 тенге, не нужно выкладывать фото с гневной подписью в Интернет – сами же, получается, и кормим наглецов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter