Билеты на ЭКСПО-2017 будет продавать российская компания. "К сожалению, мы столкнулись с ситуацией, когда нам не удалось найти казахстанскую компанию, которая могла бы соответствовать столь высоким требованиям. Я имею в виду билетного оператора. Сами понимаете, было бы странно с нашей стороны вложить столько сил и энергии в подготовку, и некачественно провести продажу билетов. Требования были очень высокие, компания должна была иметь международный статус". Так объяснил это решение Сергей Куянов, директор департамента по связям с общественностью "НК АСТАНА ЭКСПО-2017"

И действительно, странно, Сергей Леонидович, что в стране, где толком ничего не происходит и откуда никто особо никуда не ездит, должен появиться оператор по продаже билетов, который устраивал бы всех. Как в стране, которая почти не интересуется спортом, появится компания с опытом проведения продаж на летних Олимпийских играх в Лондоне, Универсиаде в Казани, ЧМ по водным видам спорта-2015 и на Олимпиаде в Бразилии? Откуда появится опыт работы в Казахстане, России, Беларуси, Украине и других странах мира, если организаторы даже не допускают мысли о том, что именно на таких крупных и масштабных локальных событиях как ЭКСПО-2017 и рождаются компании с высокой компетенцией и навыками. Но разве об этом может знать директор департамента по связям с общественностью АО "Астана ЭКСПО-2017" Сергей Куянов? У него у самого не было опыта проведения мероприятий, подобных международной выставке.

Как не было этого опыта и у старого, и у нового руководителя ЭКСПО-2017. Это нормально – учиться, делать ошибки, набираться знаний и умений, главное, чтобы это были ошибки не злонамеренные. Вот сложно ругать организаторов за то, что до сих пор в аргументации путают доводы в пользу проведения. Так, во всех интервью ссылаются на успехи Милана и Шанхая, рассказывают о выставочном наследии Москвы и Парижа, таком как "Рабочий и колхозница" и Эйфелева башня, но при этом должны ссылаться на провальный опыт Кореи и уже турецкой Анталии с её полупустыми павильонами. Если посмотреть с этой стороны, то нужно ли так беспокоиться о продаже билетов и привлекать профессионалов? Мы разве ждём много гостей?

За последние пару лет планируемые цифры визитёров сократились в два с половиной раза – с пяти миллионов до двух. Иностранных гостей теперь ожидают не больше пятисот тысяч человек, что в четыре раза меньше первоначально заявленного количества, но и это не предел падения. Если на выставку приедет пятьдесят тысяч иностранцев – это будет большой радостью.

Достаточно вспомнить обещания по Азиаде. Тогда, в преддверии Зимних игр, говорили о сотнях тысяч гостей, было так страшно, что некоторые горожане всерьёз подумывали уехать из города прочь, "в деревню, в глушь, в Саратов". Но что оказалось на деле? Игры прошли незамеченными алматинцами и астанчанами. Более того, сумма, полученная от продажи билетов, даже не окупила стоимость их производства. Важно отметить, что и тогда, и сейчас цена вопроса проведения мероприятия была гигантской, но вот незадача – тогда не было кризиса, и страна не пережила три девальвации подряд.

Но давайте на миг представим, что мир сошёл с ума и, наплевав на здравый смысл и логику, захотел поехать в Казахстан на выставку.

Первое, с чем столкнётся турист, – невозможность добраться до Астаны.

Небо над страной закрыто для конкуренции, потому как обслуживается фактически эксклюзивно национальным перевозчиком. Любые попытки либерализировать воздушный транспорт сталкиваются с нешуточным сопротивлением.

Так вот, чтобы привезти в страну воздухом полмиллиона туристов за три месяца, нужно сформировать дополнительно более чем полторы тысячи боров по триста человек, и это не считая обеспечения обычного пассажиропотока. Если ничего не менять, то нужно докупить минимум тридцать больших авиалайнеров. При этом билеты будут дороги. Иностранные туристы не привыкли платить дорого, но ни акционных, ни вообще низких тарифов внутри страны больше не будет. Как я уже писал ранее, благодаря поправкам в закон о защите прав потребителей, такое понятие как невозвратный тариф отменено. Теперь максимальная сумма штрафа – 30% от стоимости билета. Это ставит крест на появлении отечественных лоукостеров, которые могли бы обеспечить как внутренний, так и внешний пассажиропоток, и закрывает доступ в страну внешним игрокам, потому как никто менять правила продаж ради казахстанских депутатов не будет.

Мало того, так и цены на билеты внутри страны поднимутся тоже, и поездка в Астану станет роскошью. 

Ещё один нюанс. Желание полететь в страну должно быть сформировано заботливыми руками туроператоров, но вот незадача: туристы, которые, возможно, захотят посетить ЭКСПО-2017, могут и не узнать о готовящемся мероприятии. Компании, которые занимаются продвижением выставки в мире, не отличаются особыми навыками в этом направлении. Буквально недавно стало известно, что в РК нет пиар-структуры, которая могла бы на должном уровне представить страну и организовать продвижение такого большого события, поэтому была нанята российская компания. Видимо, в стране опять нет игроков, у которых было бы достаточно опыта. Хотя проводят же АЭФ и прочие глобальные мероприятия и вроде успешно.

Вторая структура работает с более узкой аудиторией – туроператорами. Сегодня, задача этих людей – ездить по мировым туристическим биеннале и рекламировать коллегам ЭКСПО-2017. Это занятие обречено на успех. Весь мир будет осмотрен, а бюджет освоен, других гарантий никто не просил. Эту уникальную группу путешественников возглавляет Роза Абдыхамитовна Асанбаева, президент Казахстанской туристской ассоциации – КТА, той самой, что замешана в скандалах с "упавшими" туроператорами. Семидесятилетняя советник председателя правления ЭКСПО-2017 по туризму, помимо бессмысленных поездок по миру на полном серьёзе продвигает программу Recommended by EXPO.

Пустая и никчёмная идея, смысл которой "озвездить" логотипом выставки весь FMCG-сектор, при этом не имя для этого ни ресурсов, ни компетенции.

Один из менеджеров крупной международных сети отелей со смехом рассказывал о предложении Асамбаевой войти в программу и о том, какие плюшки ему за это обещали.

Не решены вопросы и размещения туристов, прибывших в Астану. Если следовать логике организаторов, то одновременно в столице будет находиться более ста тысяч человек сверх обычного потока. Всё просто. Два миллиона гостей в течении трёх месяцев, каждый из которых пробудет от трёх до пяти дней. Где вся эта масса будет селиться, непонятно. Сколько будет стоить номер или койка в хостеле, неясно. Непонятно, готовы ли к приезду гостей в других городах страны, ведь большинство иностранцев проделав такой долгий путь, захочет посмотреть что-то ещё. Ветряными мельницами никого не удивишь, как и цирком "Дю Солей", а вот дикой природой можно. Как будут добираться, где жить, что есть, как будет обеспечена их безопасность, – эти вопросы Асамбаева даже не поднимает.

И вот что самое важное. Похоже, главное, чтобы руководство выставки не ввело нас всех в заблуждение.

В таком большом городе как Астана при наличии административного ресурса можно легко "сделать" 2 миллиона гостей выставки.

Смотрите сами. Если астанчанин за три месяца сходит на EXPO хотя бы пять раз, то для покрытия статистики в два миллионов гостей будет достаточно четыреста тысяч местных. По билетам всё будет чисто. Два миллиона посетителей – фанфары, успех!

Но, кажется, вопрос не в том, сколько билетов будет продано, а в том, сколько человек реально посетит страну и ради чего строится вся эта махина. Более того, коль уж государство тратит столько бюджетных денег на это мероприятие, вполне логично, что мы, казахстанцы, могли бы посещать его бесплатно, хотя бы дети.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter