Прямой эфир Новости спорта

Вагон бежит, страна качается

Фото Олега Спивака
Фото Олега Спивака
В Китае за такие отчёты о производственных "успехах", как в НК "КТЖ", топ-менеджеров поставили бы к стенке, изъяв перед тем незаслуженно полученные ими деньги.

В сети горячо обсуждают письмо работников НК "КТЖ", адресованное вице-премьеру Казахстана Дариге Назарбаевой и ответ на него Умирзака Шукеева.

Смысл этого послания прост – "не делятся". Дескать, руководство компании начисляет себе огромные бонусы, тогда как все остальные работники вынуждены надрываться за гроши либо уходить в отпуска без содержания, причём ещё и с пребыванием на рабочем месте. А в конце концов, и вовсе можно попасть под сокращение в результате осуществления начальством программ оптимизации.

Авторов письма априори не может не возмущать, что топ-менеджмент компании за 2013 и 2014 годы прибавил к к своей зарплате 883 миллиона тенге, а на 2015 и 2016 годы запланировал на эти же цели 950 миллионов тенге. И это в условиях абсолютной неэффективности производства и астрономических долгов у компании. В итоге последней девальвации они ещё и возросли, приблизив общую задолженность фирмы к 2 триллионам тенге. Причём, это ещё не все проблемы.. Что вообще такое КТЖ  сегодня, что конкретно принадлежит компании и за что она отвечает,  непонятно.

Пассажирские перевозки, точно так же, как и товарные, осуществляются условно как бы независимыми субъектами. Обеспечение локомотивами, обслуживание путей – то же самое. Есть всем известные дочки КТЖ - АО "Казтемиртранс", АО "Локомотив", АО "Пассажирские перевозки", а сколько еще существует таких "дочек", "внучек", "племянниц", "падчериц", думается, даже Мамин не в курсе. А про долги всех этих "родственниц"  перед банками кому известно? Кто может вообще показать всю общую долговую нагрузку отрасли? При этом ещё и грузопоток падает, а перспективы его роста весьма туманны. Никто не ответит вам, как формируется прибыль государственной компании, из чего? Чем она владеет? А что принадлежит "дочкам-падчерицам"? Всё это – как тайны Мадридского двора! Это свой мир, вход в который непосвящённым заказан. Деньги в нём вертятся огромные, а коррупция покруче, чем в дорожной полиции.

Именно поэтому с самого начала было интересно, какова реакция высокопоставленных железнодорожных чиновников на нынешнюю ситуацию, и будет ли она соответствовать моменту. Президент сегодня требует сокращения издержек, уменьшения давления на бюджет, повышения управляемости и эффективности использования госимущества, а также, скорейшей приватизации всего квазигосударственного сектора. И вот, дождались первых весточек на упомянутое выше письмо. Ответил Умирзак Шукеев, глава фонда "Самрук-Казына", в чьём непосредственном подчинении находится КТЖ.

Человек удивительный, который обещал произвести революцию в управлении государственными активами, и который только через четыре года после этих своих обещаний открыто попросил Президента полномочий на вертикальное управление фондом, чем вызвал удивление Главы государства. Президент так и спросил у чиновников, присутствовавших на расширенном заседании Правительства: "Кто не слушается Умирзака?".

Так вот, этот гипотетический "революционер" сообщил, что в 2015 году никто в "Самрук-Казыне" бонусов не получит. Что касается 2013-2014 годов, то для КТЖ и "Самрук-Казыны", оказывается, эти годы были хорошие, а значит, топ-менеджеры имели право на такое вознаграждение. Таким образом, Шукеевым одновременно как бы была одобрена политика взаимоотношений руководства КТЖ с персоналом в целом, потому что ведь он не мог  не знать о сокращении людям зарплат, об отпусках без содержания и т.д.. Но даже это не самое важное.

Куда интереснее следующее заявление Умирзака Естаевича: "В цивилизованном обществе бонусы менеджеров нельзя публично обсуждать. Это прямо влияет на инвестиционный климат. Кто к нам придёт?" И продолжил: "Даже Китай никогда не обсуждает публично бонусы топ-менеджеров".

С одной стороны, всё верно: если компания ставит цель, чтобы у неё работали менеджеры мирового класса, то без бонусов тут не обойтись, это принципиально. Но беда в том, что в КТЖ, как и в "Самруке", таких менеджеров до сих пор не замечено, особенно, если анализировать результаты деятельности обеих этих структур.

В том же Китае за такие отчёты о производственных "успехах" уже давно поставили бы к стенке. Предварительно до копейки изъяв у приговорённых все незаслуженно полученные ими деньги.

И вот ещё что. Умирзак Шукеев слегка запутался в причинно-следственных связях ситуации, обрисованной в письме работников КТЖ. Ведь обсуждаются в нём бонусы и зарплаты отнюдь не руководящих сотрудников частных компаний, а рулевых "Самрук-Казыны" и всей её паствы, которые плоть от плоти государственных, по сути бюджетных организаций. Только благодаря неким особенностям отечественного законодательства эти учреждения имеют статус юридических лиц, располагающих правом на самостоятельные финансовые решения. Но деньги-то ведь у них – сплошь казённые. Государству следует пересмотреть свои взаимоотношения с этими субъектами, и тогда все их права на бонусы тут же исчезнут.

В конечном итоге, письмо, которое на самом деле должно было спровоцировать радикальные кадровые решения, а также серьёзные структурные изменения, останется в истории нашей парадоксальной экономики очередным гласом вопиющего в пустыне.

Конечно, какие-то мелкие сошки будут найдены и уволены, а верховные руководители КТЖ, пользуясь нашим странным законодательством, будут продолжать паразитировать на отрасли, цинично прикидываясь при этом эффективным менеджерами. Грязные пассажирские поезда так и будут уныло ползать по рельсам, а бизнесмены покорно платить мзду за своевременную подачу грузовых составов. И  кончится это, похоже, лишь тогда, когда все деньги казны будут профуканы на бонусы для умельцев, усердно разваливающих отрасль.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров