Вначале хотел бы отметить организационные вопросы, которые напрямую были обозначены президентом.

Во-первых, создание Агентства по стратегическому планированию и реформам с передачей ему Комитета по статистике МНЭ.

Подобная структура впервые была создана в марте 1997 года на базе аппарата Высшего экономического совета как Агентство по стратегическому планированию (АСП) и подчинялась президенту. В октябре того же года она была переименована в Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПР или, как её называли в народе, "аспирин") и передана в состав Правительства. В его ведение были переданы:

  • Комитет по ценовой и антимонопольной политике;
  • Комитет по статистике и анализу;
  • Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

В мае следующего года МЭИТ "отжал" у АСПР антимонопольный комитет и часть функций по экономическому планированию. Через месяц АСПР был переведён в президентский блок, а статистика стала самостоятельным агентством.


Читайте также: Токаев выступил с Посланием народу Казахстана


В октябре 1999 года АСПР было преобразовано в АСП, его бессменный председатель Ержан Утембаев стал вице-премьером. АСП руководили затем Кайрат Келимбетов и Искандер Бейсембетов. А в августе 2002 года АСП был упразднён с передачей полномочий Министерству экономики и бюджетного планирования.

В воссоздании АСПР ничего плохого не усматриваю, поскольку стратегическое планирование – это важная часть президентского блока. Вопрос только в том, кто его возглавит. Желательно, чтобы это не была фигура из банковского лобби, "Самрук-Казыны" или из тех, кто сейчас отвечает за экономику в Администрации президента (АП) или Правительстве. Передача стастистики из Правительства в АСП – реформа также нужная. Статистика должна быть разделена с Правительством.

Во-вторых, создание Агентства по защите и развитию конкуренции как органа, подчинённого президенту.

Пересказывать историю антимонопольного комитета очень долго. Отмечу только, что ранее существовавшие Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и Агентство по защите конкуренции (АЗК) были упразднены в августе 2014 года с передачей их полномочий Министерству национальной экономики, где был создан Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

В феврале 2017 года Комитет по защите прав потребителей МНЭ был реорганизован – часть полномочий ушла в Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения, а другая влилась в состав нового Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ. В июле 2019 года в МНЭ были созданы Комитет по защите и развитию конкуренции и Комитет по регулированию естественных монополий.

Вопрос повышения антимонопольного ведомства стоял давно. Рассматривалась даже идея его преобразования в независимый регулятор по типу Нацбанка. С другой стороны, перевод его в президентский блок – значительный шаг в этом направлении.

В-третьих, упразднение постов ответственных секретарей.

Эту должность ввели в 2007 году в рамках проводимой Правительством Карима Масимова административной реформы. Напомню её суть. Правительство стало органом коллегиальным. Программы Правительств, одобряемые Парламентом, были отменены. Полномочия по административной работе от министров ушли к ответсекам. Государственные активы из ведения министерств были переданы госхолдингам. Территориальные структуры министерств стали межрегиональными. И ещё много чего.


Читайте также: "Не просто декларация". Что изменит Послание президента?


В самой идее несменяемых ответсеков было заложено определённое здравое звено, но эта реформа имела бы смысл, если бы все изначально придерживались изначальной задачи, однако ответсеков стали менять чуть ли не чаще, чем министров. Капризные члены Правительства постоянно просили поменять "чужих" ответсеков и поставить "своих".

В итоге смысл был окончательно утрачен. Идея была дискредитирована, и её отмена просто закончила судьбу этого аппендикса. Вместо ответсеков вновь будет восстановлен простой и понятный институт руководителей аппаратов министерств, существовавший до 2007 года.

В-четвёртых, слияние холдингов "КазАгро" и "Байтерек".

Что касается истории вопроса, то по сути институты развития были созданы задолго до самих холдингов и как инструменты финансовой поддержки отраслей экономики себя в определённой степени уже показали.


Читайте также: Что делает холдинг "КазАгро", и зачем ему нужны государственные деньги?


Наиболее значимые:

  • поддержка МСБ;
  • кредитование жилищно-строительной программы;
  • финансирование проектов АПК.

Сейчас ещё создаётся Фонд развития промышленности.

Если убрать разбухший аппарат и лишние дочерние структуры, то создание нового холдинга имеет свою логику – стать финансовым оператором программ поддержки экономики. Вопрос в том, что внутри обоих холдингов существует запутанная система управления финансовыми потоками, и, как отмечают коллеги, без детального аудита реформировать холдинги нельзя.

Это что касается прямых организационных решений.

На мой взгляд, очень важной инициативой является блок Послания, касающийся развития местного самоуправления. Помимо разработки концепции и подготовки законодательной базы главной "фишкой" является инициатива о введении прямых выборов сельских акимов.

Это шаг не просто назрел, но и, как говорится, перезрел. Без выстроенной системы местного самоуправления на принципах выборности и ответственности перед населением дальнейшая модернизация политической системы страны – нонсенс.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter