Чистотой воздушного бассейна над столицей советского Казахстана впервые озаботились в середине прошлого века. Основным загрязнителем атмосферы тогда, правда, был ещё не автотранспорт, а многочисленные коптящие трубы.

Ещё 50 лет назад каждая уважающая себя организация, а также большинство немногочисленных многоэтажных домов в Алма-Ате имели собственные кочегарки. А это значит, что над центральной частью города в отопительный сезон дымили в небо не только тысячи труб частного сектора, но и несколько сотен разнокалиберных котельных. Положение усугубилось тем, что саксауловые леса в пустынях Прибалхашья и долины Чу были уже сведены, перестали давать в прежнем объёме относительно чистый саксаул, и потребители массово перешли на более дешёвый каменный уголь.

Многое изменилось в 1961 году, когда Алма-Атинская ТЭЦ-1 стала отвечать требованиям, заложенным в аббревиатуре, и начала давать столице не только электричество, но и тепло. Именно тогда появились в городе первые сети централизованного теплоснабжения, про износ которых мы до сих пор слышим перед каждым повышением тарифов.

Благодаря ТЭЦ-1 алма-атинский пейзаж освободился к 1981 году от 735 труб разных кочегарок. Небо над городом, правда, не стало от того девственно чистым. Вскоре сама ТЭЦ, оказавшаяся почти в центре разросшегося города, стала головной болью экологов и астматиков. Проблему частично разрешил пришедший из братского Узбекистана газопровод с забытым названием "Сияние Ала-Тау". Но лишь частично.

Потому что к тому времени проблема труб уже потеряла свою былую актуальность. Стоило городу освободиться от одного источника перманентной порчи воздуха, в перспективе уже замаячила проблема куда менее разрешимая. Автотранспорт.


Фото Андрея Михайлова

…Когда первые нотки озабоченности по поводу того, что машин на улице стало очень много и выхлопные газы "сильно загрязняют городскую атмосферу", прозвучали впервые, горожане вряд ли восприняли всё серьёзно. Большинству все эти разговоры казались если не фантазией учёных, то перспективой весьма отдалённого и светлого будущего (того самого, в котором мы с вами сегодня живём.)

И неудивительно: в 1962 году, например, по улицам Алма-Аты ездило всего 14 267 автомашин (из них – 998 автобусов и 800 такси). Фотографии тех лет, как правило, запечатлевали совершенно пустые алма-атинские улицы, главным украшением которых были деревья.

Однако уже к 1980-м годам подобные дискуссии стали оправданными и привычными на всех уровнях. Автомобили начали всё увереннее наступать на растущий мегаполис. Общественное мнение постепенно разворачивалось и укреплялось в том, что дышать городским воздухом с каждым годом становится всё труднее и опаснее.

Тем временем учёные выяснили, что сама структура атмосферы над Алма-Атой способствует застойным явлениям: город не продувается, выхлопы автотранспорта никуда не деваются, а безалаберная застройка улиц домами-барьерами усугубляет ситуацию.

Появилось великое множество фантастических проектов, призванных проветрить столицу Казахстана искусственно вызываемыми сквозняками. Один из них предусматривал строительство на крупных перекрёстках нескольких десятков гигантских труб, высотою по 300 метров, через которые чистый воздух опускался бы к тем, кто им дышит. Другие авторы предлагали проложить воздухоток от Малых алматинских ледников. А самые смелые – даже пробить оба хребта Северного Тянь-Шаня узкой расщелиной, чтобы черпать животворные вихри прямо с Иссык-Куля!

Однако уже тогда раздавались трезвые голоса, что нужно не выдумывать прожекты, а рационально и бережно застраивать город, не перекрывая путей для стекающих с гор бризов. Критиковалось, в частности, только что возведённое здание библиотеки им. Пушкина, которое перегородило проспект Коммунистический. (О, наивное и чистое время!)

Ныне, в эпоху великих и смелых писателей, о состоянии городского воздуха в Алматы не постенал в соцсетях только самый ленивый. И лишь самый робкий не отвесил жёстких виртуальных оплеух городским властям за наплевательское отношение к тому, чем мы тут дышим. Властям, которые привычно оказались виноватыми во всём... уже только потому, что они – власти!

Про муниципальную непоследовательность в отношении к общественному транспорту я говорил в прошлый раз. В чём ещё можно с полным основанием обвинить городскую администрацию, так это в алчной антиэкологичной застройке мегаполиса доходными домами и в отсутствии вменяемого градостроительного плана.


Фото Андрея Михайлова

Однако главным источником загрязнения воздуха, которым мы все дышим, являются не власти, а личный автотранспорт, на который компетенция городских властей никак не распространяется. И вот тут у меня как горожанина несколько риторических вопросов к жителям моего города.

А что, кто-то у нас, дабы не усугублять ситуацию, принципиально отказался от поездок в своём любимом авто? Или сократил число символических перемещений на короткие дистанции (тех самых, что делают город непроезжим в обеденное время)? Сознательно (с заботой не о моторах, а о выхлопах) перешёл на более качественный бензин? Пересел с огромных внедорожников на экономичные и экологичные городские автомобили? Сократил число авто в отдельно взятой семье? Стал больше ходить пешком или ездить на велосипеде?

С велосипедами, правда, ситуация изменилась, отрицать не стану. Я лично знаю одного идеалиста, продавшего свой "джип" и пересевшего на двухколёсный транспорт, столь полюбившийся нашим акимам. Не исключаю, что есть и другие.

Но вот любопытная картинка, которую довелось неоднократно наблюдать по дороге на Медеу. Одинокий велосипедист гордо крутит педали, самозабвенно отдаваясь здоровому и экологически чистому способу передвижения. А за ним, исторгая в атмосферу тучи пресловутых выбросов, ползёт монстроподобный внедорожник – с любимой токал и личным охранником.

Вот это – по-нашему, это славно! Какой высокий стиль, достойный хорошего человека! Скромного, добавлю, человека – мог ведь ещё и впереди пустить вторую машину, с проблесковыми маячками, но удержался. Виват тебе, продвинутый алматинский велосипедист XXI века!..

Что до городской экологии, то, судя по всему, ей в ближайшие десятилетия ничего не угрожает. Пока что она непобедима. Потому всё самое интересное – впереди!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter