Прямой эфир Новости спорта

Легкорельсовый транспорт в Астане: есть ли жизнь после ЭКСПО?

Фото с сайта skyscrapercity.com
Фото с сайта skyscrapercity.com
Скоростной трамвай может оказаться невостребованным значительной частью населения столицы Казахстана.

В начале февраля некоторые СМИ опубликовали письмо генерального консультанта Правительства Казахстана Хуана Корреаса на имя Президента страны, написанное накануне Нового года. В своём письме  Корреас сообщает, что проведение выставки ЭКСПО-2017 на грани срыва, доверие международного сообщества пошатнулось, а авторитету Казахстана может быть нанесён ущерб. Это сообщение вызвало общественный резонанс, поделив пользователей интернета на два лагеря. Одни считают это письмо клеветой и провокацией, не имеющей под собой никаких оснований. Другие – против проведения выставки в целом ввиду огромных финансовых затрат на проведение мероприятия и развиваемую инфраструктуру, прилегающую к самóй выставочной площади.

Так, в рамках проведения ЭКСПО-2017 в столице будет реализован проект "Новая транспортная система города Астана – легкорельсовый транспорт" (ЛРТ), который включён в перечень объектов международной имиджевой выставки. Стоимость этой системы, по словам технического директора ТОО "AstanaLRT" Айтказы Арыкбаева, ориентировочно составит от 1,3 до 1,9 млрд долларов. Система включит в себя 22,4 км эстакадных путей, 18 станций и 19 составов, 4 из которых будут приобретены для эксплуатационного резерва и 15 – непосредственно для эксплуатации. Для реализации проекта привлечён Консорциум китайских компаний, а финансируется проект Государственным банком развития Китая.

Изучая опыт других стран, можно наблюдать, что повсеместно проведение подобных выставок сопровождается развитием инфраструктуры. Это даёт различные последующие социально-экономические эффекты. В Астане в послевыставочный период объекты ЭКСПО планируются для дальнейшего рационального использования. Здесь будут предусмотрены жилые и торгово-развлекательные комплексы, культурные и бизнес-центры. От того, насколько успешными будут решения по реконструкции объектов выставки, будет зависеть не только их посещаемость, но и пассажиропоток по направлению к этим объектам.

Показателен в этом успешный опыт Китая, проводившего EXPO-2010 в Шанхае. Несмотря на то что часть объектов была демонтирована странами-участниками выставки, оставшиеся в использовании объекты, такие как павильон Китая и павильон Саудовской Аравии, подаренный организаторам, по сей день пользуются большой популярностью среди гостей и жителей Шанхая, собирая ежедневно тысячи посетителей, что в свою очередь придало импульс для развития туристической отрасли. И это помимо того, что благодаря высокому уровню организации мероприятия, оргкомитету удалось получить прибыль в размере 12 млрд долларов только за время проведения EXPO-2010.

Сегодня организаторы ЭКСПО 2017 в Астане перенимают опыт китайских коллег по организации и проведению мероприятий такого масштаба. Однако это ещё не гарантирует успех, ведь на китайский опыт также опирался и оргкомитет ЭКСПО-2012 в южнокорейском Йосу, где возведённые многомиллиардные объекты остались заброшенными. При проведении выставки рассчитывали на развитие туристической привлекательности региона, позиционируя свою инновационность. Всё здесь было организовано с большим размахом, огромными затратами. По факту получили убытки, заброшенные выставочные объекты и недовольство местного населения.

К этой же категории относятся и провинциальный городок Сарагоса в Испании, проводивший у себя ЭКСПО-2008. Оставшиеся после выставки объекты не нашли применения и пустуют. В японском городе Айчи, где была выставка в 2005 году, все здания и сооружения также были разобраны. Хотя стоит отметить, что темой ЭКСПО-2005 была "Мудрость природы", а выставку проводили на территории парка, и в результате все деревья были вырублены, на их месте расположились временные выставочные объекты. После завершения выставки всё подверглось демонтажу, а площадь застройки вновь засажена деревьями.

Но наиболее показательным для нынешнего экономического состояния является проведение летней Олимпиады в Греции в 2004 году, на организацию которой было израсходовано порядка $11,2 млрд. После проведения спортивных мероприятий Греция ощутила сильный удар по своей экономике из-за мирового финансового кризиса. Это вызвало бурю недовольства среди местного населения, обвинявшего в сложившейся экономической ситуации правительство, которое приняло решение о проведении Олимпиады. Спортивные объекты были заброшены, все поросло сорняками, а былое величие 2004 года сейчас больше напоминает неблагополучные районы.

Возвращаясь к теме проведения ЭКСПО в целом и строительства ЛРТ в частности, следует отметить, что всё это происходит так же в условиях экономического кризиса. Опираясь на опыт других стран, приходишь к мнению, что ЭКСПО-2010 в Шанхае – скорее, исключение из правил. Решение о дальнейшем использовании капитальных объектов выставки, с одной стороны, позволяет осуществить их дальнейшую эксплуатацию, а с другой стороны, влечёт огромные финансовые потери. Для оправдания этих вложений необходимо обеспечить высокую посещаемость на долгосрочную перспективу. На внутренний туризм особо рассчитывать не приходится, поскольку уровень жизни населения в регионах значительно ниже, чем в Астане. На международный туризм также особо надежды нет ввиду высокой стоимости авиаперелётов и, опять же, стоимости жизни даже по меркам развитых стран. Вся надежда остаётся только на местное население.

Чтобы ответить на вопрос: есть ли жизнь у легкорельсового транспорта после ЭКСПО, необходимо понимать уровень социально-экономического эффекта, ожидаемого от проведения мероприятия подобного масштаба.

Сегодня весь мир возвращается к развитию скоростного вида общественного транспорта. Однако при этом стоит отметить, что население таких городов в разы больше Астаны, и занимают эти города значительно бóльшую площадь. Общая протяжённость линий, количество станций и охват территории города также значительно выше.

Легкорельсовая система Астаны соединит аэропорт, площадку проведения ЭКСПО-2017, Назарбаев университет, "Абу-Даби Плазу", новый железнодорожный вокзал. Вместе с тем стоит отметить, что наиболее плотно заселённым районом является только Левый берег столицы, где проживает порядка 15% населения или 126.8 тысяч человек по состоянию на 2015 год, а протяжённость линии в этом районе насчитывает около 5 километров. Остальной маршрут линии проходит по слабо заселённым частям города, где нагрузка на автодороги несущественна.

В зоне линии новой транспортной системы на сегодня проживает порядка 86 тысяч человек или около 10% населения столицы. Следует отметить, что новой транспортной системой не предусмотрены льготы для пенсионеров и школьников, доля в населении которых, согласно статистике, составляет 25,2% – соответственно, использование ими легкорельсового транспорта нецелесообразно. Из оставшихся 64,5 тысяч человек общественным транспортном пользуется 29% населения, совершая при этом в среднем 2,75 поездки в день. Согласно этим статистическим данным, пассажиропоток на общественном транспорте в зоне работы ЛРТ составляет 51,4 тысячи пассажиров в сутки. Как показывает практика, в среднем от 50 до 75% пользователей общественного транспорта предпочитают скоростной вид (метро, ЛРТ). Таким образом, целевой пассажиропоток на начальном этапе эксплуатационного периода составляет от 25,7 до 38,5 тысяч пассажиров в сутки. Такие показатели являются одним из самых низких среди существующих систем мира.

При этом планируется приобрести 19 составов, из которых эксплуатироваться будет только 15, способных перевозить, согласно расчётам Центра ГЧП, 122 тысячи пассажиров ежедневно. Для обеспечения по меньшей мере 70% заполняемости такого пассажиропотока в зоне влияния ЛРТ численность населения должна вырасти с нынешних 86 до 287 тысяч человек, а плотность населения должна увеличиться с 1 273 до 4 250 человек на квадратный километр.

По данным Генерального плана развития города Астаны к 2017 году население города составит 900 тысяч человек, однако на время проведения выставки ожидается увеличение численности за счёт туристов до 1 200 тысяч человек. По прогнозам за 3 летних месяца проведения мероприятия посещаемость ЭКСПО составит 5 млн человек, или порядка 55 тысяч ежедневно, что породит дополнительный пассажиропоток. Соответственно, проблем с наполняемостью составов легкорельсового транспорта на время проведения выставки не предвидится. С учётом темы ЭКСПО "Энергия будущего", которой подразумевает развитие энергетической и экологической безопасности, новая транспортная система способна решить ряд таких проблем, как повышение мобильности населения, снижение загруженности автомобильным транспортом, улучшение экологического состояния. Помимо решения инфраструктурных задач ЛРТ способна стать ещё одной визитной карточкой столицы за счёт своего эстакадного исполнения. Поэтому сейчас задача перед новой командой ЭКСПО – провести выставку на должном уровне, с тем чтобы обеспечить нужный последующий социально-экономический эффект.

Поделиться:

Новости партнеров