Прямой эфир Новости спорта

Почему важно популяризировать бренд "Тюркский мир" и зачем Казахстану позиция мягкой силы во внешней политике

Фото с сайта Министерства национальной экономики РК
Фото с сайта Министерства национальной экономики РК
Эксперт о роли Казахстана в развитии Организации тюркских государств.

Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии Организации тюркоязычных государств (ОТГ), заявил Касым-Жомарт Токаев на недавнем саммите. По мнению президента Казахстана, общей целью стран – участниц объединения является углубление сотрудничества между тюркскими народами.

Политолог Эдуард Полетаев рассказал в интервью Informburo.kz, какую роль играет Казахстан в становлении и развитии организации, какие инициативы главы Казахстана вызвали особый интерес экспертов.

– Эдуард Эдуардович, Совет сотрудничества тюркоязычных государств, созданный по инициативе Казахстана, стал полноценной международной организацией. Об этом заявил президент РК на саммите Организации тюркских государств. О чём, на ваш взгляд, свидетельствует это заявление?

– Движение к объединению началось 30 лет назад, когда в начале 90-х страны Центральной Азии обрели независимость. На тот момент Турция было единственным независимым государством среди тюркских стран. Затем появилось ещё четыре. Естественно, планы серьёзного сотрудничества – культурного, торгового, экономического и политического – сразу были озвучены в информационном пространстве. И именно тогда первые попытки к объединению начали реализовываться. В конце концов это закончилось 2009-м, когда в азербайджанском Нахичеване было принято решение о создании тюркского совета.

Совет перерос в Союз тюркских государств лишь в начале 2020-х. Дело в том, что прежде существовали сложности во взаимоотношениях Турции и Узбекистана в эпоху президентства Ислама Каримова, поэтому Узбекистан не вступал в организацию. Непонятна была и позиция Туркменистана, который официально называли "нейтральной страной". Лишь в 2019 году Узбекистан стал полноценным членом Союза тюркских государств, а Туркменистан – наблюдателем. С этого времени союз стал полноценной организацией, поскольку основные тюркские народы объединились.

Глава Казахстана сказал на форуме, что общая экономика стран – участниц организации составляет 1,4 трлн долларов, товарооборот – 22 млрд долларов. И если эта организация покажет себя эффективно в будущем, то есть шансы на расширение ОТГ. Сейчас в организацию входят только независимые государства, но тюркский мир представлен ещё и народами Российской Федерации. Например, Башкортостан, Татарстан, некоторые другие национальные республики. Существует версия, что колыбель тюркского мира находится на Алтае. А значительная часть Алтая – это территория России.

Я помню, что Украина благодаря инициативе азербайджанской диаспоры и наличию крымско-татарского населения тоже предлагала себя в качестве наблюдателя в этой организации. Есть и ворота в Европу в лице Венгрии как страны-наблюдателя. То есть интерес существует. И есть потенциал сотрудничества, который организация может развивать в XXI веке.

Пока ещё рано говорить о полноценной интеграции, конечно же. Но механизм сотрудничества тюркских государств объединяет и на основе исторических корней, общности языка, религии, культуры, традиций, транзитного потенциал. Этот механизм межрегионального и регионального сотрудничества способствует институционализации связей между тюркскими странами. Это свидетельствует о том, что появился эффективный инструмент для вывода сотрудничества на более высокий уровень.

Главное, чтобы эта организация продемонстрировала практические результаты, поскольку речь идёт уже о политическом и экономическом сотрудничестве. Недаром Астану объявили финансовым центром тюркского мира на прошедшем юбилейном Х саммите.

Ещё один важный момент. Организация тюркских государств координирует другие тюркские инициативы. Есть Парламентская ассамблея тюркоязычных государств (ТЮРКПА), Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия. Есть другие частные инициативы сотрудничества, то есть очень много происходит в рамках двусторонних отношений. Но ОТГ позиционирует себя в том числе и как зонтичная организация, объединяющая разные инициативы тюркского мира.

– Касым-Жомарт Токаев отметил, что расширение взаимодействия между тюркскими народами является для всех нас общей задачей. По вашему мнению, в каком направлении нужно усилить работу?

– На территориях государств-членов в настоящее время проживает около 150 млн человек, в одной Турции только 90 тысяч. Надо учитывать, что страны расположены в значимом геополитическом регионе площадью больше четырёх миллионов квадратных километров, повторюсь, с общим ВВП 1,4 трлн долларов. В нынешнее непростое время геоэкономический и геополитический потенциал этой организации усиливается, потому что есть перспективы превращения объединения в транспортно-логистический хаб всего евразийского континента.

Напомню, Касым-Жомарт Токаев поздравил лидера Азербайджана с решением карабахского вопроса. Это говорит о том, что есть возможность появления Зангезурского коридора, который облегчит транспортно-логистические связи между южным Кавказом и Турцией, между Центральной Азией и Турцией. Пока об этом, конечно, рано говорить. Но перспективы очень большие, поскольку Центральная Азия, Южный Кавказ и Турция – это значимый энергетический хаб для Евразии. В этом смысле взаимодействие в области увеличения поставок энергоресурсов по так называемому тюркскому коридору – довольно перспективное направление сотрудничества.

На саммите в Стамбуле, прошедшем в 2021 году, была принята стратегия развития – "Видение тюркского мира – 2040". В документе особое внимание привлекают несколько направлений – сотрудничество в сфере политики и безопасности, экономика, культурно-гуманитарное сотрудничество между людьми, расширение внешних связей. В этом смысле как раз таки и есть над чем поработать. Наверное, как глава государства призвал, нужно работу организации выстроить более компактно. Президент предложил создать единые стандарты и термины для всех тюркских государств.

В то же время не стоит, по моему мнению, подгонять её под форматы других международных объединений. Например, в ОТГ существует орган – совет старейшин, который не встречается в других структурах. Это традиция тюркских народов, уважение к старшим, консультации с ними. И мне кажется, уникальное явление нужно сохранить. Наверное, нужны планы по созданию каких-то экономических структур. Потому что торгово-экономическое сотрудничество пока ещё решается между странами в двустороннем формате.

Если сравнивать, например, Организацию тюркских государств с ЕАЭС, то там экономический базис есть в виде Евразийской экономической комиссии, Евразийского банка развития. И если у ОТГ появится свой инвестиционный фонд, Тюркский банк развития или что-то ещё, то инвестиционно-финансовое и торговое сотрудничество усилятся. И перспективы станут более реальными, что послужит дальнейшему росту привлекательности организации.

– Какая роль отводится Казахстану в развитии ОТГ?

– Во-первых, Казахстан является одним из значительных направлений для инвестиций в тюркском мире, в том числе со стороны Турции. Во-вторых, Казахстан является инициатором международного признания и оформления вначале Тюркского совета, ныне – Союза тюркских государств в качестве международной структуры. Эту результативность и подтвердил на саммите Касым-Жомарт Токаев. То есть надо её зарегистрировать в ООН, обновить название. Ну и в целом организация даже повлияла на внутреннюю политику страны.

К примеру, несколько лет назад самая густонаселённая область поменяла название с Южно-Казахстанской на Туркестанскую. Сам город Туркестан стал столицей этого региона и одной из столиц Тюркского мира. В Астане пять лет назад в день празднования Наурыза состоялась первая встреча президентов стран Центральной Азии после долгого перерыва, сейчас такие встречи стали ежегодными.

Поэтому Казахстан, расположенный на пересечении Востока и Запада, как государство многовекторное, способное наладить взаимоотношения, не имеющее врагов и внешнеполитических проблем, скорей всего в рамках этой организации будет в большей степени позиционироваться как дипломатические ворота. И, наверное, есть определённые перспективы. Например, чтобы наряду со Стамбулом Алматы стал одним из финансовых городов, привлекательных для внешних партнёров.

– Глава государства предложил популяризировать новый бренд – "Тюркский мир". Как это может способствовать развитию деятельности организации?

– Современный человек живёт в мире брендов, стремится знать о них, обладать ими, быть причастным. Политика тоже не исключение. Поэтому бренд "Тюркский мир" уже оформлен и состоялся, но пока в дискурсе политологов, политиков, экспертов. В целом, конечно же, работы непочатый край.

В нашем случае "Тюркский мир" – этот образ, созданный как культурно-историческими связями, так и политическими решениями. И он требует какого-то воплощения, в том числе материального. То есть должно быть выгодно жить в Тюркском мире, комфортно с этим миром сотрудничать. Это одна из сфер работы публичной дипломатии и имиджевой политики нашей страны.

Наверное, Тюркский мир должен обладать имиджем региона, имеющего живую разнообразную и признанную в мире историю и культуру. Тюркский мир должен быть регионом с благоприятными для образования, науки, промышленности, торговли условиями. Это регион, который должен повышать интерес извне к его языкам, культуре и в целом потенциалу – экономическому, политическому, транзитному.

Предполагаю, наш регион будет продуцировать миротворческие инициативы, предотвращать кризисы и конфликты. Я думаю, из этой "оперы" предложение Казахстана выделить гуманитарную помощь Палестине в размере одного миллиона долларов. Наконец, важно укрепление институционализации и интеграции в рамках Тюркского мира и на этом фоне сохранение разнообразия внутри Тюркского мира. Ну и, наверное, всё-таки создание базиса для диалоговых встреч в рамках глобальных международных отношений.

– Какие ещё ключевые заявления президента Казахстана, озвученные во время саммита, вы для себя выделили?

– Это не единственная организация, в которой Казахстан принимает активное участие. То есть Казахстан максимально использует ресурсы "мягкой силы" во внешней политике. А когда идёт трансформация глобального миропорядка, то это становится одной из базовых задач. Мягкая сила Казахстана это – культурно-историческое, географическое наследие, его трансконтинентальное положение, скажем так, довольное быстрое строение и становление самостоятельного государства, достижения социально-экономического развития, многонациональность, толерантно-религиозная, межконфессиональная политика, озвученная на том же Съезде мировых и традиционных религий, Ассамблее народа Казахстана. Думаю, эти ресурсы он также будет использовать и в рамках общетюркской межгосударственной организации.

Выступление главы государства носило серьёзный характер. Были затронуты важные международные темы, которые заинтересовали экспертов. Прежде всего это предложение включить в Совет Безопасности ООН страны глобального юга. Такие предложения звучали давно уже на разных международных трибунах, потому что обстоятельства 1945 года разительно отличаются от обстоятельств XXI века. Между тем такая страна, как, например, Индия с населением в полтора миллиарда человек, не представлена в Совете Безопасности ООН. Есть определённые моменты, связанные с недовольством, несправедливостью некоторых международных отношений по сравнению с некоторыми развитыми и стремящимися быть лидерами на мировой арене государствами. Интересна инициатива президента и по бренду "Тюркского мира".

Думаю, мы много чего узнаем в этом плане. Потому что Казахстан принял председательство в Организации тюркских государств, а это ответственность. Помимо этого, РК в следующем году будет ещё председательствовать и в ШОС. К тому же работа Казахстана председателем в международных организациях всегда характеризовалась разного рода внешнеполитическими инициативами. Думаю, что и в рамках председательства республики в ОТГ мы таких инициатив ещё много услышим в новом году.

Новости партнеров