Президент Казахстана рассказал о переходе на латиницу, модернизации сознания, предварительных итогах ЭКСПО-2017, развитии туризма и важнейших интеграционных процессах. Informburo.kz публикует выдержки из интервью Нурсултана Назарбаева.

О модернизации сознания

Эта программа имеет глубокие корни. Мы всегда говорим о том, что в начале независимости многое пережили. Развал СССР, кризис, переживали трудные времена, стоял вопрос, будет Казахстан или нет. В то время я придерживался принципа, что сначала экономика, потом политика. И благодаря этому мы имеем такое положение. Если не будет правильной внутренняя политика и экономика, невозможно заниматься чем-либо другим. Поэтому я считаю, что этот принцип был правильным. Этот этап мы прошли. Мое следующее послание, как вы сами знаете, было модернизацией. Первое было – выйти из кризиса, второе – Программа-2030, которую мы предложили и выполнили раньше срока. Теперь третье. Мы достигли этого уровня, мы экономически и так находимся в числе богатых средней степени стран мира. А что нужно сделать, чтобы перешагнуть на более высокий уровень? Вот такую задачу я поставил перед народом и государством. И основное: мы должны быть духовно и нравственно развиты.

О переходе на латиницу

Был древнетюркский алфавит. Потом арабский алфавит принесли наши предки. После было “төте жазу” Ахмета Байтурсынова. Потом до 40-х годов была латиница и после перешли на кириллицу. Это исходит не из политики – уйти из кириллицы. Это радикальная ситуация. Например, в кириллице есть буквы, которые нам не нужны ни грамматически, ни в словаре. Например, у казахов нет слов на "я", "ш" – мы говорим не Япония, а Жапония. Нет твёрдого знака или же мягкого знака. Нет "ч", "ц". Все эти звуки в нынешнем алфавите присутствуют. Мы их не используем, потому что они нарушают структуру нашего языка. Во-вторых, мы не собираемся таким образом избежать русского языка. Некоторые политики такие слухи пускают, особенно русскоязычные. Алфавит будет касаться только казахского языка. Русское издание будет также выпускаться на русском языке, на кириллице. Можно сказать, что это язык наших самых больших соседей, это тоже правда. Но знать язык, язык, который мы знаем достаточно много лет, и язык такого великого народа, как русские, нам надо. Мы больше никаким языком так не владеем, как русским. Если на таком же уровне будем владеть английским или же каким-нибудь другим языком, проблема решится сама собой. Мы не можем взять и бросить язык, который является источником науки и техники. Тогда мы не выиграем, мы только проиграем, обеднеем.

Об Астане и ЭКСПО

Если говорить о том, что было до, – мы были неизвестной страной. Мы поставили Казахстан на карту мира. Нигде он не был никогда. Сейчас это одно из 193 государств-членов ООН. Теперь надо сказать, а что такое Казахстан, где он находится, как найти его на карте. И вот благодаря многим событиям, прежде всего строительству Астаны, Казахстан становится известным. Здесь проходят крупные мероприятия, такие как Саммит ОБСЕ, сейчас все исламские государства соберутся 10 сентября в Астане, много форумов проходит. Люди приезжают, ездят по другим городам Казахстана, и страна становится известной.

А ЭКСПО-2017 в этом ряду занимает особое место. Завоевать право проведения выставки в Казахстане было непросто. И неожиданно это стало таким мощным мероприятием для Казахстана и вообще для технологий. За короткое время, всего за три года, мы построили гигантский новый район города Астаны. Особый район. Он становится любимым местом для посещёния самими астанчанами и всеми казахстанцами. Мы полагали, что за все три с лишним месяца проведения выставки Казахстан посетят около двух миллионов человек, но только за два месяца посетили два с половиной миллиона. На выставке стоят специальные машины, которые считают, кто зашёл-вышел, около 20 млн человек посетили выставку ЭКСПО. Со всех регионов Казахстана, со всех областей, районов приехали люди и впервые увидели Астану. 110 государств, 16 международных организаций! Приезжающих людей мы направляем в другие регионы Казахстана, чтобы они посмотрели. Наверное, многие побывали в Боровом. В этом смысле это пропаганда страны, её узнаваемость имеет колоссальное значение.

Но главное значение ЭКСПО – это направленность на научно-технический прогресс. Я в связи с этим хочу задеть важную тему: мир стремительно идёт к новой технологической революции. Всё меняется, наше видение переворачивается, точно так же, когда первая революция была, – паровой двигатель изобрели, и Англия стала его использовать, производительность труда поднялась в тысячи раз. Они текстиль делали вручную, продавали, а потом наводнили весь мир. Второе – электричество. Третье – эра интернета. А сейчас четвёртое – цифровизация, всё переходит в цифру, всё меняется. Идут новые технологии. Биология, генетика, нанотехнологии. Объём информации ежегодно растёт в два-два с половиной раза. Угнаться за этим невозможно. Учиться надо всю жизнь. Надо успевать за всем и понимать, что происходит. И вот в этих вопросах важна новая энергетика.

Эффект ЭКСПО заключается в том, что столько народу приехало, все гостиницы Астаны заполнены, бизнес сейчас, по-молодёжному говоря, кайфует от этого. Потому что много людей, гостиницы полные, развлекательные заведения заполнены. Масса народу, который приехал и поднял бизнес, и поступления в бюджет города поднялись в несколько раз.

Международный финансовый центр создаётся на месте сегодняшнего ЭКСПО, это большое дело для всей Центральной Азии. Для всего региона создаётся финансовый центр, который будет финансировать проекты именно в нашем регионе. И это точка опоры, точка развития всего региона. Построены огромные объекты, сначала планировался расход больше 800 миллиардов тенге, в результате принятых мер финансирование было сокращено на половину. Около 400 млрд тенге – это к чести руководителей, которые сейчас занимаются ЭКСПО во главе с Ахметжаном Есимовым. Хорошую работу они провели.

О конституционной реформе

Это было очень серьёзным изменением, которое внесли для того, чтобы поднять роль Парламента, Правительства и верховенства закона. Эти три вещи говорят о более глубокой демократизации нашей страны, что бы ни говорили. Мы говорили о трудностях, которые пережил Казахстан в тот период неразберихи, когда не знали, куда идти, какую дорогу выбрать. Президентская власть – твёрдая, сильная – она была необходима. А где этого не было, вокруг посмотрите, не буду перечислять, чтобы не обижать никого! Для того чтобы государство стало сильным, известным в мире, страна должна сначала навести порядок внутри, обеспечить стабильное развитие, для этого создаётся экономическая база, чтобы тебя уважали вне, и проводить внешнюю политику. Что мы и делали: сначала экономика, потом политика.

Тогда та президентская власть, которая была, она была оправдана. Мы вывели Казахстан среди постсоветских стран точно, но даже и среди восточно-европейских или среднеазиатских государств на передовые рубежи. Сегодня с этим никто не спорит. Это было сделано благодаря той президентской власти, которая не давила на людей, не совершала гонений в политическом плане: свобода слова, свобода прессы, – обеспечивала всё это, но строго держала курс на развитие страны.

Сейчас мы сделали новые реформы, когда 35 полномочий Президента, прописанных в Конституции, переданы были Парламенту и Правительству. Третье – верховенство закона. Мы провели огромные реформы за эти годы. Приняты изменения в законы. Ответственность судей, открытое обсуждение, каждый может в процессе судебного разбирательства знать, что происходит, может взять документы, может защищаться. Сейчас ещё дальше пойдём, в эти дни как раз разбирались и смотрели, как ещё больше улучшить вопросы следствия. Чтобы это было соревновательным, надо поднять роль адвокатуры. Чтобы человек за разрешением своей проблемы шёл в суд и получал там справедливое разрешение вопроса без телефонного звонка, без какого-либо вмешательства. Пусть знает, что если туда пойдёт, то получит удовлетворение своим потребностям, своим правам. А суд будет работать, сугубо подчиняясь Конституции и закону страны.

Мы идём к этому. Мы должны этого добиться. Это не просто. Во-первых, надо воспитывать самих судей, они советские ещё. Нужно ещё раз посмотреть на опыт Германии, Великобритании, Франции, других стран постсоветского пространства, где лучше добились успехов. Глядя на эти страны, выбираем лучшую практику, которая нам необходима. Теперь отчётность Правительства перед Парламентом усилена. Именно Мажилис отвечает за утверждение состава Правительства, премьер-министра. Увеличилась подотчётность перед Парламентом. На последующих выборах будет видно, какая открылась возможность, – именно победившая партия формирует Правительство. Это говорит о том, что будет оживляться партийно-политическая система. И подотчётность и ответственность Правительства перед теми, кто их избрал. Это совершенно новое для нас дело. Думаю, что всё это будет работать на благо народа, на защиту прав и свобод человека.

О ЕАЭС и ШОС

Казахстан является материковым государством, не имеющим выхода к морям. Перевозка по морю дешевле, чтобы нам выйти к морю из Казахстана до Тихого океана сколько тысяч километров! А пока везёшь по дороге, за это надо платить. Мы идём через Чёрное море, через Балтику. Чтобы выйти из такого неважного состояния, мы постарались очень сильно укрепить наши связи с Китайской Народной Республикой. И программа "Шёлковый путь" имеет в этом вопросе большое значение.

Сегодня, вы знаете, что в порт Ляньюньган из Тихого океана идут контейнеры через Казахстан в Россию, Европу за 14 суток. Тогда как через моря и океаны груз идёт 40-45 суток. Выгодно? Выгодно! А нам какая выгода? До 20-го года через Казахстан будет проходить два млн контейнеров, и за транзит Казахстан получает соответствующие деньги. Мы развиваем инфраструктуру, мы развиваем возможности таких перевозок как транзитное государство. Поэтому проложили железную дорогу от китайской границы до Каспийского моря, через Туркменистан и Иран вышли в Персидский залив ко всем государствам арабского и исламского мира, оттуда в Индию через порт Бендер-Аббас мы можем выходить. Всё это сделано за короткое время. И то, что мы делаем сейчас по инфраструктуре по Казахстану, – тоже для того, чтобы использовать транзитные возможности нашей страны.

Касаясь конкретно вопроса, Шанхайская организация сотрудничества – всеми признанная мощнейшая организация. С вступлением Индии и Пакистана количественно мы приблизились почти к половине человечества, но пока качественно надо добиться того, что нам необходимо. С Индией у нас транспортные возможности очень трудные, через горы, прямых дорог нет, если через порт в Персидском заливе мы будем торговать, то можем через Китай проезжать. Желание есть, политическая воля двух государств есть, но с Индией у нас товарооборот очень небольшой пока. Будем осваивать это дело. С Пакистаном тоже такая же история.

Сегодня мы интегрируемся в рамках ЕврАзЭС, в рамках Китая, России. И здесь Евразийский экономический союз играет важнейшую роль. Вся беда в том, что все эти интеграционные объединения попали в период кризиса, падения цен на энергоносители, на биржевые товары. В связи с этим торговля упала. Как только цены восстановились, в этом году товарооборот между странами ЕврАзЭс вырос на 30 процентов. Это очень большой рост. Между нашими странами есть Таможенный союз, таможенных границ нет, никто не проверяет, не останавливает поезда, товары продвигаются, капитал продвигается, совместные предприятия создаются. Для Казахстана с небольшим населением и не очень большой экономикой на сегодня это очень важно. Мы с Китайской Народной Республикой наметили создание более 50 новых предприятий на территории Казахстана. Создали шесть автомобильных переходов, два мощных железнодорожных перехода через Хоргос и Достык. Одна ветка уходит вниз в страны Центральной Азии на юг, северная уходит через Россию в Прибалтику. Это очень важно, эту направленность мы будем продвигать. Наша программа "Нурлы жол" и китайская – Великий шёлковый путь очень сильно дополняют друг друга. Встреча глав государств Великого шёлкового пути подтвердила, что в этом заинтересованы многие государства. По пути Великого шёлкового пути завязаны 65 государств, фонд специальный более 100 миллиардов долларов. Если мы будем активно работать как государство, как Правительство, в этом есть большая выгода для нашей страны.

О туризме

Туризм во всем мире составляет 10 процентов от экономики. Это очень большой объём. У нас очень мало. То, что до этого говорилось, связано с этим. Например, до 25-го года мы планируем поднять долю туризма в экономике до 8 процентов, но для этого придется трудиться. Проблемы модернизации общественного сознания, налаживание экономики, инфраструктура «Нурлы жол» – всё это связано с этим.

И в Казахстане есть много мест, куда можно пойти, посмотреть. Мы уже сказали вначале, даже степь и просто горы для многих стран вызывают интерес. Только уметь надо показывать. Кстати, смысл программы «Нурлы жол» многие ещё не до конца понимают, мы в своей истроии ещё никогда не строили столько дорог, охватывающих такие бескрайние просторы.

Можете пойти и спросить: жители Южного Казахстана когда ездили по таким просторным дорогам? Сейчас доехать из Шымкента в Алматы можно очень быстро!

Из Шымкента в Актобе, а дальше в Россию также вмиг можно добраться по такой дороге, которая есть между Астаной и Бурабаем. Такие дороги построены, они начинаются от границы Китая через Алматы, Жамбыл, Южный Казахстан, Кызылорду, Актобе и выходят напрямую в Россию – 2700 км. А по программе "Нурлы жол" строится дорога из Астаны во все стороны, как лучи солнца будут направлены на все наши регионы. Я считаю и всегда говорю, что СМИ должны всегда об этом говорить, показывать. Это дело, которое пойдет из поколения в поколение. Чтобы развивать внутренюю экономику, нужны связь, быстрое взаимодействие, груз должен доставляться очень быстро, люди должны ездить. Сами посмотрите, когда началось движение "Тальго", поезда ходили из Астаны в Алматы 26 часов, а сейчас преодолеваем этот путь за 11 часов. Это происходит повсеместно.

Поэтому в первую очередь – дорога, второе – инфраструктура, гостиницы, третье – отличное обслуживание и прочие создающие условия, если сделаем, то и мы от туризма будем зарабатывать хорошие деньги да и страну будут узнавать.

Конечно, мы ещё далеки для туристических стран. В основном ездят жители богатых стран. Например, много ездях японцы, китайцы, которые назвали этот год Годом китайского туризма, многие уже приехали в Казахстан. Из Европы дорога далековато, но сейчас открываем свои воздушные пути, потому что туризм начинается с аэропорта, ж/д вокзала.

Вы видели, какой аэропорт мы построили? Если раньше 3 миллиона принимали, то сейчас до 8 млн пассажиропотока. Оснащён самой современной технологией. Площадь ж/д вокзала сопоставима с Красной площадью в Москве. Все приезжающие видят это и понимают, думают, что Казахстан в состоянии принимать туристов, хорошо принимают гостей, и скажут, есть где ночевать и на что посмотреть!

Если будем работать так, то и туризм будет развиваться. Сейчас внутри Министерства культуры специально создали Комитет туризма, компанию, чтобы это дело развивать.

Почему начали с Бурабая? Это самая близкая к Астане красивая местность, здесь построили 5-звёздную гостиницу "Риксос" на 240 мест, летом сюда приезжает много народу, если будем строить такие гостиницы, много будет приезжих. ещё надо привести в порядок места отдыха. Если посмотрите, то многие ещё приезжают просто так, ночуют где попало, для них надо строить дешевые постоялые места, надо сюда аккумулировать поступления от них, но сохраняя красоту и экологию Бурабая.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter