Что такое "липкий пол" и "стеклянный потолок" и как они мешают развитию гендерного равенства в Казахстане? Почему возврат к исконным традициям аналитики называют пост-колониальным синдромом и почему этого делать нельзя? Об этом директор Центра прикладных исследований Talap Рахим Ошакбаев в эфире канала Talap.Talks поговорил с экспертами по гендерным вопросам.
Мы послушали дискуссию за вас и предлагаем краткий пересказ.
"Права есть у всех, но стартовые возможности различаются"
Аида Альжанова, международный гендерный эксперт
Гендерное равенство – это прежде всего категория прав человека. Когда мы говорим "пол" – это биологическое определение. Когда мы говорим "гендер" – это уже социальный конструкт. Пол можно определить по первичным половым признакам, а гендер – это роли, которые нам навязывает общество. Говорят, как должны вести себя мальчики и девочки. Например, мальчики не должны плакать, а девочки – кричать или идти учиться на инженера. Почему? У мальчика тоже есть эмоции, и он имеет право на их выражение.
В Казахстане в вопросах гендерного равенства самая дискриминируемая область – политика. У нас равные права для женщин и мужчин в доступе к образованию – женщин с высшим образованием больше на 10%. На государственной службе работает 56% женщин. Однако сколько женщин добирается до топовых политических позиций? У нас всего две женщины-министра, три женщины-посла… В этом году партия Nur Otan выполнила свою повестку – в мажилисе 31% женщин, "Ак жол", наоборот, несколько сдали позиции, хотя в прошлом созыве в партии было 42% дам.
Причина гендерной дискриминации в так называемом стеклянном потолке (метафора, используемая для представления невидимого барьера, который препятствует тому, чтобы одна демографическая группа поднималась выше определённого уровня в иерархии. Эта метафора была впервые придумана феминистками в отношении барьеров в карьере женщин с высокими достижениями. – Википедия.).
Читайте также: "Если в партиях любители – эффекта не будет". Как изменился состав депутатов мажилиса
На уровне права дискриминации нет. В Конституции записано равноправие, есть очень прогрессивный Закон "О равных правах и возможностях для мужчин и женщин и гарантиях их осуществления". Но неравенство заключается в результате. У мужчин и женщин в Казахстане изначально разные стартовые возможности.
Наиболее ярко эту картину отражает притча, по сюжету которой обезьяне, слону и мышке было предложено вскарабкаться на дерево. В теории все звери могут взобраться, но на практике мы видим совсем иную картину. Право у всех было, но вот стартовые возможности различались. Так и в нашем обществе. Образование все получают равное. Но позже женщина начинает притормаживать в самореализации, поскольку на неё давит общество, а часто – ещё и родные люди.
Один из наиболее существенных рычагов – необходимость создания семьи и рождение детей. Если мужчина в 30 лет активно занимается построением карьеры, то женщина, как правило, в это время занимается семьёй и детьми, поскольку практически сразу после окончания обучения она постоянно слышит о необходимости замужества и в какой-то момент соглашается с общественным мнением. При отсутствии семьи обществом обесцениваются все её профессиональные заслуги и достижения. Те, кто смог преодолеть общественное давление и реализоваться в карьере, как правило, получили поддержку своей семьи. Но это нечастое явление.
На женщин оказывается общественное давление, в результате чего большая часть решает, что всё же необходимо выходить замуж. Но необходимость не способствует укреплению семьи, в том числе поэтому у нас такое большое количество разводов.
Есть интересный факт: в 70-80-х годах в Нидерландах приняли закон, согласно которому мужчина должен проводить с детьми равное с женщиной количество времени. Результат удивил всех: резко снизилась мужская смертность. А всё потому, что вместо кабака мужчины шли домой.
Вопрос не в традициях, а в стереотипах. Женщина должна готовить для семьи, содержать дом в чистоте, принимать гостей и много чего ещё. В принципе, всё это она выполняет. А мужчина? Если возвращаться к традиционному гендерному стереотипу "что должен мужчина", то он должен обеспечивать свою семью, пасти табуны лошадей, резать баранов, ходить на войну. Но табунов уже давно нет...
"Нет ни одной страны, которая бы достигла гендерного равенства"
Жанар Темирбекова, советник президента в Almaty Managment University, AlmaU
Когда мы говорим о гендерном равенстве, то в первую очередь мы беседуем о равенстве дискриминируемых. В вопросах гендерного равенства как раз женщины и являются дискриминируемой стороной. Мне как экономисту тема интересна. Говоря про гендерное равенство, мы говорим про защиту прав 50% экономически активного населения! Очень многое стоит на кону. Ведь когда есть стереотипы, которые создают преграды для развития этих 50% человеческих ресурсов, то о каком развитии может идти речь?
Именно женщина уходит в декрет. Это в целом может негативно сказываться на её карьере. Но когда мы говорим о гендерном неравенстве и проблемах, то должны понимать, что Казахстан не уникален в этом отношении. Это общемировая повестка. Пока нет ни одной страны, которая бы достигла гендерного равенства.
Когда мы говорим про дискриминацию женщин, то небольшое число женщин в политике и на руководящих должностях – это всего лишь вершина айсберга.
Говоря про рынок труда, сложно не упомянуть ещё одну метафору – "липкий пол". Такой термин означает невозможность оторваться от низких должностей с соответствующими зарплатами. На этих позициях женщин удерживают семейные и домашние обязательства, неоплачиваемый домашний труд, на который женщина тратит в четыре раза больше времени, чем мужчина, различные стереотипы, выход в декретный отпуск, уход за детьми и ещё ряд причин. Если, несмотря на все эти преграды, женщине удаётся оторваться от "липкого пола" и подняться по карьерной лестнице, то и здесь её ждёт неприятный сюрприз, называемый "стеклянный потолок". Леди видит желанную топ-позицию в карьере, но её туда не пускают разные обстоятельства, такие как общественное мнение, стереотипы и мужчины, которые принимают решения.
Когда мы говорим о семейных ролях и рисуем идеал: девушка выходит замуж и занимается только семьёй и детьми, не работает, – то, как правило, такой сценарий далёк от реальности. Фактически у нас очень мало семей, в которых работает только один супруг. Как правило, работают и муж, и жена. Но при этом, когда они приходят вечером домой, чаще всего женщина начинает выполнять неоплачиваемую работу по дому. Если учесть всю неоплачиваемую работу по дому, то получится колоссальная цифра – 13% от ВВП! Мужчина дома не должен помогать жене, а должен брать на себя ответственность по неоплачиваемому труду. Важно разделять между супругами обязанности, которые сейчас, как правило, лежат на женщине.
Читайте также: "Сам стирай свои носки". В Алматы 8 марта прошёл митинг за права женщин
Почему появлялись те или иные конкретные традиции? Они были нужны, чтобы помочь обществу выжить в определённых ситуациях. У каждой традиции есть своя причина появления, объяснение необходимости и причины, почему она дошла или нет до наших дней. Ревизия культурных традиций происходила и происходит всё время. Культура меняется, но очень медленно. Мы же живём в век очень интенсивных изменений и трансформаций и просто не можем позволить себе роскошь жить так, как жили наши предки несколько веков назад. Да и смысла в этом нет.
То, что на повестке стоит возвращение к исконным традициям, это можно назвать пост-колониальным синдромом. Он проявляется в возврате к истокам, ностальгии по великому прошлому, романтизации. Такой путь проходят многие страны. Но мы не должны попасть в собственную ловушку! Нельзя утратить критическое мышление. Когда мы возрождаем ту или иную традицию, то важно оценивать её через призму сегодняшнего дня, её востребованность. Важно понимать, куда нас может привести то, что мы стремимся возродить. Мы не можем закрыть глаза на то, что половина населения, а то и больше, дискриминируется по тем или иным признакам.
Повестка гендерного равенства больше борется со стереотипами. Она не навязывает ролей. Каждая женщина имеет право выбрать то, что ей интересно, и как она хочет реализоваться. Мы же, как правило, хотим женщину превратить в супервумен, которая и карьеру строит, и семьёй занимается и ещё много чего делает.
Мужчины тоже страдают. Но не от дискриминации, а от патриархальных ценностей. Общество навешивает на мужчин ярлыки: он должен зарабатывать денег больше, чем женщина, он добытчик, он не должен быть эмоциональным. В итоге мужчины испытывают больший стресс, который не могут выплеснуть, в результате – проблемы с сердцем, здоровьем.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6