Асхат Канатович, как вы оцениваете переход на дистанционное обучение? Какие плюсы и минусы оно показало? Какие уроки извлекли? Интересно услышать ваше мнение не только как министра образования, но и как родителя, воспитывающего ребёнка-школьника.

– Переход для нас был внезапным, как и для всех. Это был абсолютно новый опыт. Мы начали подготовку ещё в феврале, и нам пришлось увеличить на неделю длительность весенних каникул. До 6 апреля в срочном порядке пришлось готовить материалы, программы, методики, инструкции, разрабатывать новые правила оценивания и обучения.

Если до этого были только дискуссии, нужно ли внедрять дистанционное обучение, эффективно оно или нет, то сейчас жизнь вынудила переходить от слов к делу. Учились, честно говоря, во время самого процесса.

Мы изучили рекомендации Всемирного банка, ЮНЕСКО, других стран, посмотрели опыт Китая, который столкнулся с дистанционным обучением во время вспышки SARS (тяжёлый острый респираторный синдром. – Авт.). На основе общего анализа мы определили тактику стратегии: обучение через интернет и уроки по телевидению и радио. 20 тысяч детей в отдалённых сельских районах продолжили обучаться очно в традиционном формате.


Читайте также: 2 июня начинается тестирование педагогов. Какие изменения внесли в правила аттестации


Конечно, сложно было всем, в первую очередь учителям. Это и вопросы цифровой компетенции, и отсутствие опыта работы онлайн. Одно дело, когда ты в классе за 40 минут объясняешь новую тему 25 ученикам в привычном для себя формате, и совершенно другое – в дистанционном формате. Наши коллеги, которые не умели пользоваться цифровыми ресурсами, научились работать с ними. Это, конечно, плюс.

Дети быстро приспособились, надо им отдать должное. Здесь больше возник вопрос самоорганизации и мотивации.

Родителям было куда сложнее. Мы знаем, что происходило в семьях ещё до перехода на дистанционное обучение. Каждый вечер подготовка домашнего задания – это целая эпопея. Много анекдотов на эту тему: мол, пока делали "домашку", и собака уже повторила, и соседи выучили. А теперь не только домашняя работа, но и весь учебный процесс.

Но в этом есть и плюсы: родители поняли, что не каждый может быть учителем, что это тяжёлый труд и большое искусство – организовать 30 детей, довести нужную информацию, объяснить и успеть сделать это за небольшой промежуток времени. Думаю, у всех появилось понимание труда педагога.

Как отцу мне сложно оценивать переход на дистанционное обучение, потому что в силу своей занятости я столько времени не бываю дома, приходишь домой, когда уже поздно, процесс обучения не видишь. Мой сын учится в обычной школе, в 4 классе. Но не могу сказать, что он многое потерял. Он достаточно самостоятельный, самоорганизованный, может найти время и сделать "домашку", сам понимал, что надо, – была мотивация. Многое зависит от привычек, кто и как привык учиться. Но сначала тоже было сложно.

Дистанционное обучение – это не просто включить Zoom

– Какие это были сложности?

Сложности были с пониманием самой методики, как проводить обучение. Это не просто включить Zoom и провести урок в онлайн-формате, то есть перевести классно-урочную систему со всеми её достоинствами и недостатками в удалённый формат посредством конференц-связи. Это не только невозможно в силу технических причин, но и неэффективно, потому что ребёнок не может сидеть по ту сторону экрана 40 минут 6 занятий подряд. Поэтому мы развернули такие интернет-площадки, как "Кунделiк", Daryn.Online и BilimLand.

Вторая сложность: путаница с домашним заданием. Когда ребёнок и так занимается дома и мы ему говорим: "Вот это надо изучить" и добавляем домашнее задание – это ни в какие ворота. Уже опосредованно и так передаются задания. Поэтому мы это прописали в методических рекомендациях, но сразу понимания не было, потому что педагоги привыкли, что есть то, что проходят на уроке, и есть домашнее задание.

Вы говорили, что малокомплектные школы работали в традиционном очном формате. Были ли выявлены случаи заражения там?

– Нет. В этих населённых пунктах вообще нет фактов заражения. Это очень далеко расположенные сельские населённые пункты, у которых практически нет общения с внешним миром. Сначала планировалось, что учиться очно будут около 200 тысяч учащихся малокомплектных школ. Но когда проводили анализ, местные исполнительные органы сказали, что в каких-то районах есть риски и поэтому и в них закрыли школы.

15 тысяч видеоуроков выложим в сеть

Что ещё переход на дистанционное обучение дал нашей системе образования? Изменится ли теперь стратегия развития?

– Конечно. Из-за пандемии, думаю, изменится не только система образования, изменится многое. Пандемия пройдёт рано или поздно, но нам нужно быть готовыми к тому, что будут "чёрные лебеди" (теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. – Авт.). Нам придётся жить в условиях нестабильности, неопределённости, сложности и неоднозначности мира. Система образования должна приспосабливаться к этому.

Для начала надо в законодательство внести, что такое дистанционное образование. У нас в законе этого не было, не то что в практике. Эта сфера деятельности должна регулироваться, должны быть регламенты. Мы инициируем соответствующие поправки.

Второй вопрос – нужно подготовить отечественные онлайн-платформы. Когда мы проводим конференц-связь через те же Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, работают серверы, которые находятся за пределами нашей страны. Гораздо проще, эффективнее и безопаснее, когда используются внутренние платформы. Это не говорит о том, что нужно сделать государственную систему, а в целом, что нужно создавать отечественные платформы.

Мы дальше будем развивать цифровые образовательные платформы. Мы хотим снять видеоуроки не только для четвёртой четверти, но и для всего учебного года. Это порядка 15 тысяч видеоуроков. Они особенно полезны для малокомплектных школ, где многих специалистов нет, где, условно, учитель географии ведёт и историю, и биологию.


Читайте также: "Впечатления у ребёнка фантастические". Как прошёл пробный онлайн-урок в Казахстане


Учителя могут снимать видеоуроки и набирать лайки

Полезно было бы подготовить краудсорсинговую платформу для видеоуроков учителей, чтобы они тоже могли снимать свои уроки и выкладывать туда. Чьи уроки будут набирать больше просмотров, будем засчитывать при аттестации. Возможно, в будущем в портфолио учителей будут видеоуроки. А дети смогут выбирать те уроки, где им объяснение кажется самым доступным.

Перевод учебников в цифровой формат. Это не должна быть просто скан-версия, это далеко не электронный учебник, а аналог бумажного. Структура должна быть другой. Должны быть видео, аудио, анимация, система связи и поиска, когда можно по ссылкам переходить от одной темы к другой.

Будем повышать компетенции педагогов по работе в дистанционном формате. Во-первых, на курсах повышения квалификации. Во-вторых, при подготовке будущих педагогов в вузах, потому что навыки работы с цифровыми инструментами становятся базовыми. Навыки из формата face to face здесь не действуют.

Мы увидели, что нужно менять систему управления. Это вопрос взаимодействия внутренних структур. В прошлом году мы внесли изменения в законодательство, согласно которым с 2021 года отделы образования будут подчиняться управлениям образования (сейчас отделы подчиняются местным акиматам. – Авт.). Ситуация с пандемией показала правильность этого решения.

1 млрд тенге экономии на подаче документов в вуз

– Как будет развиваться цифровизация в образовании?

– Образование оказывает самое большее количество госуслуг населению: приём детей в организации образования, ЕНТ, перевод с одной школы в другую и так далее. До этого большинство из них оказывалось на бумаге, надо было пойти в школу, собрать кипу документов. Мы уже переводим эти госуслуги в онлайн.

Например, с этого года будет оцифрована подача документов на приём в вуз, колледж, школу или перевод из одной в другую. Заходишь на портал электронного правительства, выбираешь госуслугу, прикладываешь документы – и всё. Мы посчитали, сколько документов человек подаёт в вузы и сколько он в среднем тратит на проезд, нотариальное заверение, скоросшиватель, бумагу. Только при подаче документов в вуз экономия составит около 1 млрд тенге, не говоря уже о времени, потраченном на передвижение.


Читайте также: Дистанционное обучение школьников. Ответы министра на часто задаваемые вопросы


То же самое касается подачи заявки на участие в ЕНТ. В этом году мы перевели подачу заявлений в электронный формат, и уже 131 тысяча человек нажатием кнопки подала заявление. И людям это удобно, и нам.

Есть ещё такое понятие, как "цифровой след", который мы будем видеть у каждого человека, начиная со школы, детского сада. Это поможет нам решить вопросы дальнейшей профориентации ребёнка, развития. Цифровой след показывает, как ребёнок учился, что у него хорошо получалось, какие темы западали. Накопление больших данных, аналитика и их использование – эффективный инструмент.

Мы надеемся, что первую четверть проведём в традиционном формате

– Осенью нас ждёт вторая волна эпидемии коронавируса. Готовитесь ли вы к тому, что, возможно, первую четверть/семестр школьники и студенты будут снова учиться дистанционно?

– Мы надеемся, что первая четверть начнётся в традиционном очном формате в стенах школ, но при этом никто не может гарантировать, что не будет ситуации, когда мы вынуждены будем снова обучаться дистанционно. Поэтому мы готовимся к тому, что ситуация может повториться. Нам важно максимально полезно использовать летнее время для подготовки серверов, каналов связи, оборудования, контента.

В любом случае время не стоит на месте, и дистанционные технологии пригодятся:

  • тем, кто обучается на дому по состоянию здоровья;
  • тем, кто из-за морозов не учится;
  • для малокомплектных школ;
  • в качестве альтернативы.

Всем должно быть очевидно, что дистанционные технологии прочно вошли в практику и в нашу жизнь. Конечно, гораздо эффективным и предпочтительным является традиционное обучение. Мы будем его практиковать, но при определённых обстоятельствах дистанционное обучение решает много вопросов.

Вручение аттестатов без гостей

3 июня пройдёт последний звонок для выпускных классов. Получается, пандемия лишила выпускников этого года выпускного бала?

– Раньше выпускным классам вручали аттестаты 18 июня, потому что с 25 мая по это время одиннадцатиклассники сдавали итоговую аттестацию. Но в этом году мы её не проводим, поэтому 3 июня мы будем готовы вручить им аттестаты, чтобы у них было больше времени сосредоточиться на подготовке к ЕНТ.

Вручать аттестаты будут на открытом воздухе на территории школы в течение короткого времени. Почётных гостей не приглашаем, близких родственников не более одного-двух, при этом пожилым и людям с хроническими заболеваниями рекомендуем воздержаться. Выпускники должны прийти в школьной форме. Территория будет размечена по правилам социального дистанцирования. Люди должны прийти в масках. Каждый класс будет проводить последний звонок отдельно.

Во многих зарубежных странах даже от этого отказались. Это важный момент в жизни каждого человека, поэтому, посоветовавшись с профильным министерством, соблюдая строгие меры предосторожности, мы считаем, что можно провести чествование обладателей знака "Алтын белгi", прощание со школой хотя бы в таком усечённом виде.

– Итоговую аттестацию для учеников 9-11 классов отменили, а как будут сдавать экзамены студенты колледжей и вузов?

– Через дистанционные образовательные технологии. И защищать дипломы будут так, и сдавать итоговую аттестацию. Вузам мы предоставили академическую свободу, они могут сами принимать решение. Некоторые вузы решили выставить оценки на основе суммативного оценивания, другие – проводить итоговую аттестацию.

Даже в Оксфорде, Кембридже, Гарварде – именитых высших учебных заведениях – с марта идёт такой же процесс. Никаких проблем никто не испытывает. Колледжи делают приблизительно то же самое.

Дежурные группы в садиках необходимы для работающих родителей

При поэтапном смягчении карантина планируют открывать в детских садах дежурные группы по 15 детей. Какие требования будут к родителям и организациям дошкольного образования?

– Открытие дежурных групп – не простое для нас решение, но при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм своевременное.

Я считаю, что тот родитель, которому есть где оставить ребёнка, не будет рисковать. Маленьких детей никто не будет просто так отвозить в детский сад, поэтому необходимо исходить из этого. Дежурные группы предназначены для тех, кому негде оставлять ребёнка.

Запасной план по ЕНТ есть, но мы готовимся к традиционной форме сдачи

Один из главных вопросов, который волнует родителей выпускников, – это сдача ЕНТ. Уже говорили о том, что форма проведения не меняется. Но не опасно ли собирать в аудиториях несколько сотен абитуриентов? Какие меры будут предпринимать, нужно ли детям готовить маски?

– Пока ничего не меняется, но у нас есть ещё 30 дней, ситуация может измениться. У нас, конечно, есть запасной план, но исходя из сегодняшних реалий мы готовимся провести тестирование в конце июня – начале июля.

Будут усилены санитарные требования. Даже на улице будут ленты, как в аэропортах с разметкой для социального дистанцирования. При входе будут измерять температуру, будет установлена система распознавания лиц. Если раньше в аудиторию могли посадить, условно говоря, 100 человек, то сейчас 40 с учётом дистанции в два метра между абитуриентами. Поэтому и длительность проведения ЕНТ увеличится на неделю. В маленьких помещениях с низкими потолками, где не открываются окна и нет системы вентиляции, проводить ЕНТ не будем. Ребята должны быть в масках.

Пороговый балл для поступления в пединституты увеличили до 70

– И последний вопрос касается принятого закона о статусе учителя. Повысился ли от этого престиж специальности? Кажется, учиться на эту профессию всё так же идут по остаточному принципу...

– Мы уже видим, что привлекательность этой профессии повысилась. Не сказать, что все хотят стать учителями, но осознанно её выбирают всё больше выпускников. Нам важно предъявлять высокие требования к тем, кто идёт учиться на педагога. Раньше на профессию шли те, кто не смог поступить на другие специальности, потому что проходной балл был 50. В прошлом году мы повысили пороговый балл с 50 до 60. В этом году повысили до 70 баллов.

И к вузам у нас теперь другие требования. Педагогов готовят 85 вузов из 116 гражданских вузов – это слишком много. Мы ожидаем, что количество вузов, готовящих педагогов, сократится.

Ежегодно 40 тысяч человек оканчивают вузы по педагогическим специальностям, из них трудоустраиваются около 10 тысяч. Нам не нужно количество, важно качество. Поэтому сейчас вузы обновляют свои образовательные программы.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter