Прямой эфир Новости спорта

Алмат Ищанов: Персональные данные в "Күнделік" защищаются так же, как в egov.kz

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
МОН утверждает, что "Күнделік" похож на "Дневник.ру" только внешне, и призывает родителей участвовать в доработке казахстанского электронного дневника.

Пилотное внедрение электронных журналов и дневников с сентября 2016 года находится в списке одних из главных вопросов к отечественной системе образования. Наравне, к примеру, с изменениями в ЕНТ. Острые вопросы главе профильного министерства Ерлану Сагадиеву адресуют казахстанские родители и даже депутаты Мажилиса Парламента РК. Чтобы разобраться в тонкостях, а заодно и утолить информационный голод пап и мам, мы обратились к человеку, который лично отвечает за процесс пилотного внедрения системы цифровых журналов и дневников. Наш собеседник – Алмат Ищанов, директор департамента информационных технологий МОН РК.

- Алмат Саматович, единая система электронных журналов и дневников "Күнделік" и её одноимённый ресурс kundelik.kz вызывают сегодня такое огромное количество вопросов, что впору поинтересоваться: а надо ли было всё это внедрять в этом учебном году?

- Смотрите, у нас был проект E-learning, который включал в себя несколько направлений. Это оснащение школ интерактивным и серверным оборудованием, программным обеспечением, интерактивными досками. Это первое направление у E-learning. Мы пользуемся этим оборудованием, часть устаревает, мы пытаемся его заменять. Второе направление – это цифровые образовательные ресурсы. Они были разработаны, ими мы тоже пользуемся, храним, они в открытом доступе есть. Третье направление – это образовательная база данных, так называемое хранилище данных образования. Там более 35 тысяч показателей. Все они хранятся, мы это используем и также будем развивать. Четвёртое направление – это система управления образованием, включающая в себя электронные журналы.

Текущее на тот момент законодательство говорило о том, что если мы планируем развивать что-то, то мы должны разработать технико-экономическое обоснование, финансово-экономическое обоснование, необходимо их согласовывать и так далее. Это занимает определённое время, и если мы сейчас начнём это делать, то год-полтора теряем. В 2016 году вступил в силу Закон РК "Об информатизации": там есть правила по организации сервисной модели, то есть аренды программного обеспечения. Согласно этому закону, если на рынке существует аналогичный продукт, то государству вкладывать средства в разработку нет смысла, и законодательство это запрещает. В связи с чем мы и пошли на рынок, начали изучать, что у нас есть.


Электронный дневник

Электронный дневник / Фото с сайта kundelik.kz


- Некоторые вопросы касаются именно того, каким образом министерство выбрало компанию-партнёра. Почему выбор пал на ТОО "Күнделік"?

- 28 июня 2016 года нам поступило официальное обращение от этой компании. Была приложена концепция проекта государственно-частного партнёрства (ГЧП). Эта компания предлагала автоматизировать весь базовый цикл электронных журналов и заявляла, что это будет полностью бесплатно для государства. В принципе, мы с этими тезисами согласились и решили попробовать, прежде чем делать дальше какие-то шаги. Мы его опробовали, посмотрели, как он работает, с какой нагрузкой. У нас порядка 1 миллиона пользователей на данном этапе, 3 800 школ уже охвачены, всё работает в "облаке". Мы увидели, что проект функционирует.

Далее мы решили пойти по процедуре ГЧП, согласно правилам, которые регламентированы приказом №725 Министерства нацэкономики РК. Данный приказ говорит, что после того, как мы получаем концепцию, мы должны вывешивать на своём сайте эту информацию. Что мы и сделали. Информация должна находиться на сайте определённое время – около месяца. То есть мы как бы должны обратиться к рынку: если у вас есть аналогичные решения и есть желание участвовать в разработке данного проекта – то пожалуйста. 8 августа 2016 года мы опубликовали информацию такого рода на своём сайте. Месяц, как и положено по закону, она была доступна на ресурсе.

- Бизнесмен из Караганды Рашит Белгибаев, который представляет проект bilimal.kz, сегодня оспаривает выбор министерства в пользу ТОО "Күнделік". Он настаивает на том, что ведомство, выбрав данную компанию, само нарушило правила планирования и реализации проектов ГЧП.

- В соответствии с этими правилами, а конкретно пунктом 138, есть определённый перечень документов для участия в проектах. В соответствии с этим перечнем ни одна компания, кроме ТОО "Күнделік", не предоставила все документы для рассмотрения и выхода на конкурс ГЧП. В связи с чем мы продолжили процедуру прямых переговоров с этой компанией.


Рашит Белгибаев

Рашит Белгибаев / Фото с сайта nv.kz


- Рашит Белгибаев утверждает, что его компания, ТОО "ЦИТ "Өрлеу", также отправила весь необходимый пакет документов в положенные сроки – ещё 18 августа 2016 года.

- У меня есть письма, я могу их вам продемонстрировать. Письма компании (ТОО "ЦИТ "Өрлеу". – Авт.) – вот они, вы можете с ними ознакомиться. Здесь не весь перечень представлен. Не приложены данные о руководителях или владельцах юридических лиц, не приложено самое основное – концепция проекта ГЧП. В связи с чем мы считаем, что пакет неполный, и можем продолжать дальше механизм прямых переговоров.

- 20 февраля депутат Мажилиса Парламента РК Аскар Базарбаев направил запрос о законности решения Министерства образования и науки – речь, видимо, идёт как раз о прямых переговорах с ТОО "Күнделік". Как прокомментируете?

- Приказ Министерства национальной экономики №725 от 25 ноября 2015 года нашим министерством нарушен не был, речь идёт о процедуре. Понятное дело, что правила новые, проект новый. Возможно, я просто предполагаю, у карагандинской компании не было времени подготовиться. Но факт в том, что мы пошли по правилам, мы не можем нарушить процедуру, которая описана в них. В правилах всё есть, всё изложено очень доступно. Они представлены в информационном пространстве, можно зайти и скачать. 4 ноября 2016 года была встреча с руководством ТОО "ЦИТ "Өрлеу" у нас в министерстве. Господин Белгибаев был на ней. На этой встрече было разъяснено, что это пилот, что его компания может заходить, может рекламировать, внедрять свой продукт. Я думаю, что они подтвердят: мы конструктивно поговорили. И я пояснил, что мы будем давать объявление: изучайте правила о проектах ГЧП. И если у вас есть желание участвовать в соответствии с этим правилами, то давайте выходите и реагируйте.


Стартовая страница Дневник.ру

Стартовая страница Дневник.ру / Сайт dnevnik.ru


- Широко обсуждался тот факт, что в числе учредителей ТОО "Күнделік" значится также известная в цифровом пространстве СНГ компания "Дневник.ру". Фирма из Санкт-Петербурга является разработчиком одноимённого проекта в России. Даже внешне оба проекта электронных дневников очень похожи. Многие задавались вопросом: не слишком ли рискованно доверять данные казахстанцев компании с иностранным участием?

- Если посмотреть на систему "Күнделік" с технической точки зрения, то она серьёзно отличается от российского аналога. Первое – система будет проходить сертификацию на предмет информационной безопасности. Второе – система с данными хранится в государственном серверном центре. Третье – у сервиса будет интеграция, у него уже сейчас есть интеграция с государственными базами данных физических лиц. То есть система уже по маршрутам существенно отличается. Говорить, что это одно и то же, – не совсем правильно. Да, есть интерфейс, они похожи, но если будет такое желание и рекомендации поменять интерфейс, то мы этот пункт вставим в переговорный процесс. Мы следовали букве закона, шли по процедуре, и в конечном итоге сложилось так, что сейчас мы вышли на прямые переговоры именно с ТОО "Күнделік". Вот и всё.

Это ТОО зарегистрировано в Казахстане, налоги платит в Казахстане, специалисты, которые обслуживают эту систему – резиденты нашей республики. Это что касается вопроса доверия. Вопрос, видимо, в том, что это иностранное программное обеспечение. Мы мониторили рынок и видим, что подобные технические решения делаются на открытом программном обеспечении. В данном случае мы предоставили лицензионное ПО по управлению базой данных. Данные обрабатываются на программном обеспечении государственного органа и хранятся у нас. Здесь вопрос доверия просто ложится в плоскость наших нормативно-правовых актов. То есть у нас есть оператор, у нас есть служба, которая проверяет информационную безопасность. Просто необходимо следовать тому, что предписывают уполномоченные органы.


Информационно-образовательный хаб Bilimal.kz

Информационно-образовательный хаб Bilimal.kz / Фото с сайта bilimal.kz


- Насколько соблюдены требования Закона РК "О персональных данных и их защите" в вопросе безопасности?

- В соответствии с Законом "Об автоматизации", который вступил в силу в 2016 году, оператором систем государственных органов является АО "Национальные информационные технологии". То есть он предоставляет площадку. Вся информация, в том числе и персональная, хранится на серверной площадке cамих госорганов. АО "НИТ" обслуживает эти системы и, соответственно, выставляет требования по безопасности. Это государственные серверы, купленные за бюджетные деньги. Что касается безопасности, здесь работа поставлена таким образом: есть управление безопасности у нас, в нашем департаменте информационных технологий. Более того, есть государственная техническая служба, которая проверяет на безопасность. И после того, как мы примем решение об использовании этой системы в промышленной среде, мы поставим туда оборудование, которое будет дополнительно защищать персональные данные.

- Можно ли сравнить чисто технически и сказать, что данные системы "Күнделік" хранятся точно так же, как и данные, к примеру, портала электронного правительства?

- Да, они хранятся там же, где и данные портала egov.kz, защищаются точно так же.

- Министр образования Ерлан Сагадиев подчёркивает, что речь идёт именно о пилотном запуске системы электронных журналов и дневников. То есть сейчас система тестируется?

- 2 миллиона учеников, миллионы родителей, 400 тысяч учителей. Запускать продукт, который мы не видели, не апробировали его в действии, нельзя. Надо посмотреть его нагрузку, эргономичность, – это же риск. Поэтому было принято решение опробовать этот продукт. Более того, в решении о пилотном запуске не говорилось, что только такая вот компания к нам заходит. Такого в документе нет. Там говорится о том, что мы запускаем систему электронных журналов и дневников. Мы предполагаем, что рынок сам может выходить, отрабатывать и проводить определённую работу.


Средний балл ученика в сравнении с одноклассниками

Средний балл ученика в сравнении с одноклассниками / Скриншот с сайта kundelik.kz


- Какие доступны возможности в этом пилотном режиме уже сегодня?

- Школы подключены. Родители могут посмотреть оценки, проверить посещаемость – пришёл ребёнок на занятие или нет. Можно посмотреть его домашнее задание. Более того, там есть социальная сеть, в которой можно напрямую общаться с родителями. Хочу сразу сказать, что пользователей в системе заводят школы, то есть так называемых фейковых пользователей там нет. Контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителя, контроль со стороны управления образования и контроль со стороны министерства. То есть мы в режиме онлайн можем просматривать информацию. Информации там с каждым этапом будет всё больше и больше. И это хороший инструмент для аналитики.

Мы будем мониторить учителей. Мы будем смотреть, как развиваются наши дети, какие сильные стороны они развивают. И будем сравнивать школы, регионы. Это очень удобный инструмент для принятия решений. Раньше это было так: приходили огромные талмуды бумаг, для ознакомления с которыми уходила масса времени. Сейчас, используя современные инструменты, мы добьёмся, что на это будет уходить полторы-две минуты, может быть, 5 минут для обработки. Это влияет на принятие решений.

- Какие сроки пилотного режима определены? Сколько этот тестовый режим продлится?

- У пилотного режима на самом деле сроков никаких нет. И он не носит обязательный характер. Какие цели мы преследуем в пилотном режиме? Мы же видим, что мир меняется, мы как министерство уходим в цифровой формат. То есть рано или поздно мы будем отменять и отходить от бумажной отчётности и поэтапно переходить в цифровой формат. На данном пилоте мы увидели, что школы готовы. Дети тем более готовы переходить в цифровой формат. Родители – мы же знаем, что они в социальной сети уже общаются с нами, со школами, узнают что-то. То есть это вопрос адаптации, вопрос внедрения.

Идут пожелания, критика, но это нормально на самом деле. Самый интересный момент в том, что мы сейчас на этапе прямых переговоров, то есть сейчас мы можем адаптировать систему максимально под наши условия, под то, что мы хотим. В пределах тех требований, которые определены нормами образования. Есть хорошая возможность: если у вас есть ребёнок и он ходит в школу, вы можете зарегистрироваться в этой сети и напрямую давать предложения нам – как эту систему перенастроить, её адаптировать. Мы готовы к диалогу. Это наша общая система, наши дети. Мы заинтересованы в том, чтобы всё было открыто, прозрачно.


Стартовая страница kundelik.kz

Стартовая страница kundelik.kz / Сайт kundelik.kz


- То есть система будет доводиться до ума благодаря и мнению потребителей?

- Мы же и для себя её делаем, я тоже родитель, поэтому какие-то конструктивные предложения всегда рассматриваются. Для этого мы и вышли на прямые переговоры. Для этого и говорим: да, мы будем внедрять электронные журналы. Но мы можем сделать это в закрытом формате, как это делалось раньше – когда что-то сделали и потом выдали в массы. Либо мы это делаем в открытом формате, понимая, что будет критика, но будут и конструктивные предложения. Вот на второе мы и нацелены. Более того, я вам скажу, что мы все получили хороший опыт работы в системе. Уже готовы к тому, чтобы работать в цифровом формате. Это очень хороший плюс.

- А сколько сегодня в системе "Күнделік" зарегистрированных пользователей?

- У нас в системе зарегистрированы 2,5 миллиона пользователей на данный момент. Учителей – 174 тысячи, учеников – 1 миллион 400 тысяч, родителей – 854 тысячи. У нас хорошая огромная база. Я призываю родителей работать в этой системе. Работать с нами напрямую. Раньше с обращениями в госорган была некая бюрократия. Сейчас можно обратиться к нам напрямую посредством этой системы. Обратиться к учителю, к школе, к управлению образования. Мы все на своих этапах смотрим эту систему, все интерактивно используем её.

- Особенно подчёркивалось, что государство в рамках проекта ГЧП получает данный механизм бесплатно, а выгода инвестора в лице частной компании – в размещении рекламы. Так ли это?

- Мы ещё в процессе переговоров. Что касается рекламы, систему нужно будет сопровождать, она требует денег, но при этом мы не вкладываем деньги. И мы рассматриваем вопрос о рекламе 6+. То есть это реклама образовательного характера. Она будет согласовываться с министерством. И будет выдаваться в более строгом, корректном виде.

Все вопросы по рекламе будут обговариваться и согласовываться. И я думаю, что любой бизнесмен, когда идёт на такие вещи, ему нет смысла говорить недостоверно, потому что мы в любой момент можем прервать контракт.

- Вы согласны с тем, что почти 2,5 миллиона человек – это хорошая аудитория для рекламы?

- Конечно, это привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, а ТОО "Күнделік" является казахстанской компанией. Это один из государственных приоритетов. Поэтому нормально, что казахстанская компания будет зарабатывать. Потому что чем больше она зарабатывает, тем больше платит налогов. Это нормальный процесс. И государство в этом отношении не вкладывает ни копейки.


Оформление подписки

Оформление подписки / Скриншот с сайта kundelik.kz


- Родители бурно обсуждали вопрос платных услуг. Принято ли решение о том, какие услуги будут предоставляться без платы, а какие будут считаться дополнительными и предоставляться за деньги?

- Базовые сервисы, которые нужны МОНу, детям, родителям, учителям, школам, всей системе образования, то есть информация о посещении, оценках, домашнее задание, поурочные календарные планы, – всё это будет бесплатно. В процессе переговоров представители ТОО "Күнделік" предлагали к базовым сервисам дополнительные, которые могли бы понравиться родителям. Например, сравнить своего ребенка с детьми по всей стране. Поскольку вопрос дополнительных платных услуг вызвал общественный резонанс, то мы запретили потенциальному партнёру включать данный сервис.

- Получается, пока только реклама инвестору будет доступна в качестве способа вернуть вложенные средства?

- Если инвестор пойдёт на такие требования – это нормально. Хотя дополнительные сервисы – это пожелание родителей. А если кто-то не хочет – есть та информация, которую мы обязаны предоставлять, она будет у него. Доступна всегда, 24 часа в сутки, он может посмотреть.

- Что будет запущено в самое ближайшее время?

- Планируется запустить мобильное приложение. Это тоже было наше требование. На момент заключения договора о ГЧП всё уже будет готово, и это упростит значительно работу, так как мы сейчас все сидим в смартфонах. К моменту полноценного запуска единой системы электронных журналов и дневников "Күнделік" в эксплуатацию вопросы, касающиеся оплаты, рекламы, дополнительных сервисов, безопасности, мобильных решений, – все они будут решены.

Поделиться:

Новости партнеров