Прямой эфир Новости спорта

Всё о БАКАД: строительные технологии, скорость перемещения, способы оплаты

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Первое время пользование БАКАД для автомобилистов будет бесплатным.

Завтра, 16 июня, состоится официальное открытие БАКАД – Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги. Долгожданный проект призван хотя бы отчасти разгрузить задыхающийся от смога и автомобильных заторов Алматы от транзитного транспорта. БАКАД закольцевал 14 сельских населённых пунктов трёх районов Алматинской области – Карасайского, Илийского и Талгарского.

Договор на строительство дороги был заключён в виде концессии. Он был подписан в 2018 году.

По сути это разрешение, выданное властями частному бизнесу на работу с государственным имуществом. Выгоду от этого получают все стороны. Концессионерам после реализации проекта не только возвращает вложенные инвестиции, но и зарабатывает на эксплуатации в течение определённого времени. Государство получает в свою очередь готовый объект – в последнем случае современную автотрассу. Наконец, граждане могут за небольшую плату пользоваться благами цивилизации, с комфортом передвигаясь на дальние расстояния.

БАКАД – это первый инфраструктурный проект Казахстана, реализованный на основе государственно-частного партнёрства.

Трасса Алматы – Бишкек рядом с развязкой БАКАД / Фото Informburo.kz

Договор концессии по БАКАД был подписан в 2018 году сроком на 20 лет. Менее чем за пять лет инвесторы построили 66 км современной трассы, оставшиеся 15 лет будут эксплуатировать и содержать объект. По завершении действия договора кольцевая автодорога будет передана в государственную собственность.

"Нас профинансировал синдикат банков развития – Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития. ЕБРР тесно сотрудничает со Всемирным банком, а последний работает в тесном сотрудничестве с ООН. Так вот, в программах ООН существуют определённые решения в отношении инфраструктуры проектов. С 2008 года ВБ начал оказывать поддержку инфраструктурным проектам разных стран, из-за того что наблюдалось большое количество ДТП, нередко со смертельным исходом", – прокомментировал финансовую сторону проекта руководитель по технике безопасности, экологическим и социальным мерам подрядного консорциума "Аларко-Макйол-СК" Чары Йылдыз.

Общая сумма проекта – 743 млн долларов. Из них 22% – частные средства консорциума, 78% – это привлечённый заём синдиката банков.

Дорожная развязка / Из презентации ТОО "БАКАД: Инвестиции и операции"

По мнению строителей, зона прохождения БАКАД – умеренно сложная, поэтому и стоимость строительства соответствующая.

Казахстанский инфраструктурный проект включил в себя строительство 21 моста, восьми двухуровневых транспортных развязок, две эстакады, 18 путепроводов. Во время реализации проекта происходил перенос отдельных электролиний, переустройство водопроводов, системы канализации и илопроводов, вынос телекоммуникаций.

По его словам, в течение эксплуатационного периода для концессионеров главным будет обеспечение безопасных условий передвижения пользователей кольцевой автодороги. Второй важный момент – комфортность пользования трассой.

Населённые пункты в кольце БАКАД / Из презентации ТОО "БАКАД: Инвестиции и операции"

"БАКАД является одним из важнейших транспортных узлов на территории Казахстана. Это часть большого транспортного коридора между Китаем, Россией и Европой. Немало грузового транспорта движется из Китая в Западную Европу через Алматы. С запуском проекта уменьшится давление на транспортную инфраструктуру мегаполиса", – отметил господин Йылдыз.

Спикер рассказал о том, как менялся проект в процессе создания и реализации. Так, первоначально планировалось построить кольцевую трассу. Затем правительство пересмотрело решение. Та часть БАКАД, которую планировалось протянуть через горы, – оказалась достаточно дорогостоящей. Поэтому правительство пересмотрело проект в сторону его оптимизации.

"Мы реализовали решение, утверждённое правительством Казахстана. Если правительство надумает в будущем достроить полное кольцо, то консорциум готов участвовать в новом проекте", – заверил представитель консорциума.

Внутри полотна – датчики движения / Фото Informburo.kz

Он рассказал и об основных пользователях кольцевой дороги. Во-первых, транзитный транспорт, который идёт из Китая двумя путями – через Хоргос и Кульджинский тракт. Для облегчения маршрута и объезда алматинских пробок водители большегрузов будет использовать БАКАД. Во-вторых, пользователями станут местные водители, которым, к примеру, нужно будет добраться из Талгара в Каскелен. Они тоже смогут воспользоваться преимуществами новой автодороги. На это им потребуется всего 40 минут.

По информации Чары Йылдыза, у казахстанского правительства в планах – строительство логистических центров вдоль БАКАД. Возможно, в будущем часть логистических центров, находящихся на территории города, также передислоцируется ближе к транспортным развязкам, которые соединены с БАКАД. Как показывает опыт Турции, таким образом и происходит развитие агломерации.

Центр оперативного управления / Фото Informburo.kz

Проект основан на принципе "плата за доступность", то есть концессионер будет осуществлять сборы с автотранспорта за пользование БАКАД. Затем эти средства вместе с отчётами будут направляться в правительство. В свою очередь Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития как уполномоченный орган будет отслеживать поступление средств в республиканский бюджет.

"Только после этого нам будут поступать выплаты в соответствии с графиком, который был ранее утверждён на этапе утверждения договора. Эти выплаты и есть плата за доступность", – рассказал Чары Йылдыз.

В Центре оперативного управления (ЦОУ) сообщили, что система управления трассой состоит из двух основных компонентов.

"Это транспортная система, которая подразумевает анализ ситуаций на дороге, Например, передвижение велосипедистов, которых выявляют на трассе в автоматическом режиме (а им нельзя пользоваться скоростной дорогой) и позволяют быстро реагировать. И второй компонент – платёжная система, которая позволяет осуществлять биллинг. Платежи начисляются согласно утверждённым тарифам за пользование платным участком", – сообщил инженер ТОО “БАКАД: Инвестиции и Операции” Андрей Осипов.

Наша задача – правильно посчитать задолженность, принять от пользователя платёж и перевести на счёт Комитета автомобильных дорог МИИР.

Способы платы за пользование трассой / Из презентации ТОО "БАКАД: Инвестиции и операции"

Он добавил также, что технические специалисты должны обеспечить передвижение по дороге, чтобы пользователи проезжали беспрепятственно, без заторов. Обученный персонал проекта уже готов предоставить высокий класс обслуживания и скорость проезда по трассе.

Инженер рассказал, что вдоль всей трассы установлены 40 мачтовых камер. Эти камеры способны поворачиваться и охватывать определённый диапазон. Кроме того будет осуществляться патрулирование трассы с участием персонала консорциума.

Для всесторонней оценки ситуации установлена метеостанция, которая собирает показания датчиков, размещённых внутри дорожного полотна, а также с датчиков скорости ветра, температуры.

В ближайшем будущем может быть утверждена методология замера средней скорости передвижения по трассе. 

Параметры БАКАД

  • Общая стоимость проекта – 743 млн долларов.
  • Протяжённость – 66 км.
  • Количество полос движения – 4, 6.
  • Ширина одной полосы – 3,75 м.
  • Расчётная скорость движения автотранспорта – 150 км/ч.
Дорожное покрытие БАКАД / Фото Informburo.kz

Для новой трассы в качестве покрытия был выбран асфальт. По мнению строителей, это комфортное и безопасное покрытие. За время эксплуатации БАКАД консорциум будет дважды менять верхний слой асфальта. Ремонтировать такое дорожное полотно гораздо проще, чем бетонное. Если с последним что-то произойдёт, ремонтировать будет затруднительно. С другой стороны, как рассказали специалисты, преимущество бетонной дороги в том, что она служит более длительный период.

На момент открытия БАКАД дорожные знаки ограничивают максимальную скорость передвижения на уровне 120 км/ч. Рассматривается вариант увеличения скорости ещё на 10 км.

Чары Йылдыз добавил, что реализованная в Казахстане модель строительства и управления станет примером для будущих проектов в Узбекистане и Кыргызстане, в которых планирует участвовать консорциум. У всех компаний консорциума хороший опыт участия в подобных проектах в Центральной Азии. В общей сложности было реализовано около десяти проектов государственно-частного партнёрства, аналогичных БАКАД. К примеру, в Турции была построена современная трасса Измир – Стамбул, которая уже эксплуатируется.

Новости партнеров