Онлайн-банкинг: какие финансовые услуги можно получить на расстоянии

Иллюстрация с сайта Depositphotos.com
Иллюстрация с сайта Depositphotos.com

Сегодня большинство услуг и товаров можно приобрести, не выходя из дома. Для этого нужны лишь банковское приложение и гаджет с выходом в интернет.

Что такое онлайн-банкинг

Онлайн-банкинг – это способ удалённого управления деньгами на своем счёте через банковское приложение. Его ещё называют мобильным банкингом.

Подключить онлайн-банкинг очень просто, это ещё и бесплатно, для дистанционного обслуживания вам нужен только интернет и исправно работающий телефон, компьютер или планшет. Как только вы пройдёте авторизацию, можете начать пользоваться онлайн-банкингом. 

Что можно делать с помощью онлайн-банкинга

Итак, разберём подробнее, какие услуги вы можете получить с помощью онлайн-банкинга.

Во-первых, после регистрации у вас появляется свой личный кабинет. В нём вы сможете увидеть, сколько денег у вас сейчас на счёте, сколько поступило, а сколько ушло на оплату услуг, товаров или же на переводы.

Во-вторых, в онлайн-банкинге можно просмотреть всю историю ваших онлайн-операций, а также все выписки по вашему счёту: то есть куда, кому, за что и когда вы что-то отправляли, а также – сколько и в какое время вам поступало денежных средств.

В-третьих, вы можете переводить деньги со счёта на счёт внутри вашего банка, оплатить какой-то товар продавцу в магазине, расплатиться с таксистом или перевести деньги другим пользователям. Многие банки сегодня предоставляют возможность оплачивать услуги и товары через QR посредством банковского приложения на телефоне.

Взрослые казахстанцы в своём мобильном банковском приложении могут подать онлайн-заявку на получение дополнительных услуг: к примеру, оформить дистанционно страховку, кредит или открыть депозит. Они легко оплачивают коммунальные счета с помощью интернет-банкинга, покупают авиа- и железнодорожные билеты, оформляют рассрочки. Через онлайн-банкинг клиенты банка могут увидеть и оплатить свои задолженности по различным штрафам, налогам, а также открыть свое ИП, то есть зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, тем самым сделав первый шаг к открытию своего бизнеса. С его помощью можно ещё получить различные государственные услуги: к примеру, для пользователей некоторых банков доступны некоторые услуги ЦОН и портала egov.kz – правительства для граждан. Такие функции доступны только для совершеннолетних пользователей.

Школьникам же с помощью онлайн-банкинга удобно отслеживать свои ненужные траты, таким образом можно всерьёз заняться планированием своего бюджета, ставить финансовые цели и копить деньги, к примеру, на велосипед, скутер, новую одежду, подарок близким и так далее. А ещё лучше – родители могут открыть новый депозит в их мобильном банковском приложении, куда ребенок может откладывать деньги из своих карманных расходов, переводить деньги со своего счёта на счёт родителей через онлайн-банкинг, а заодно проверять, сколько банк начислил вознаграждение по вкладу. Сумма будет увеличиваться, вместе с ней будет расти и ваш стимул копить деньги дальше.   

Следует отметить, что банки устанавливают различные комиссии за свои услуги: к примеру, за переводы на карты других банков, открытие счёта и так далее. Поэтому изучите эти расценки заранее, чтобы не испытать огорчения, если вам не будет хватать нужной суммы, потому что её съела банковская комиссия.

Также банки стимулируют клиентов пользоваться услугами их онлайн-банкинга, и за это дают специальные бонусы – кешбэки – в виде баллов или денег. С каждой операции, покупки они накапливаются, и ими потом можно будет расплатиться в магазине или пополнить баланс на телефоне.

Все перечисленные возможности доступны не всем пользователям, у разных банков разный и функционал в онлайн-банкинге, особенно для детей, на чьё имя открыта банковская карта.

Финансовые мошенники в интернет-пространстве

Все же помнят, что у каждой медали есть обратная сторона? В онлайн-банкинге – это персональная безопасность ваших данных. От вашей осторожности при проведении финансовых онлайн-операций зависит сохранность средств на счёте.

С развитием дистанционного банкинга начали активно вести свою работу и финансовые мошенники, которые придумывают и внедряют различные схемы обмана людей, чтобы получить онлайн-доступ к их деньгам. Немало людей пострадало от действий таких преступников, когда все деньги автоматически списывались со счёта при переходе клиента банка по незнакомой ссылке, при ненадёжном пароле мобильного приложения и так далее.


Читайте также: Как защитить ваш телефон от мошенников


Сами банки, конечно же, принимают всевозможные меры для защиты своих систем от взломов киберпреступников и сохранения безопасности данных клиентов. Но во многом безопасность в онлайн-режиме зависит и от самих пользователей банкинга, которые разглашают и публикуют секретные данные: полные реквизиты своей платёжной карты, в том числе код на оборотной стороне, SMS-код, ПИН-код и другие личные сведения.

Какие обычно схемы используют мошенники

К примеру, злоумышленники предлагают свои товары или услуги в интернете на различных сайтах по невысокой цене, обещая к тому же быструю доставку. Если клиент клюёт на приманку, его просят перевести онлайн частичную или полную предоплату на счета, которые обычно оформлены на третьих лиц. Ну а после получения предоплаты заказы не выполняются. Найти таких преступников очень сложно, так как покупатель не знает, с кем он именно общался, не имея никаких данных.

Часто мошенники звонят клиентам различных банков на сотовые телефоны, представляясь сотрудниками службы безопасности. Они сообщают, что по карте клиента якобы происходят подозрительные финансовые операции. Чтобы заблокировать их, они просят назвать им трёхзначный номер на обороте платёжной карты. Получив его, они подключаются к интернет-банкингу и за считанные минуты похищают все деньги на онлайн-счетах клиента. Ведь чтобы использовать карту клиента в своих целях, мошенникам нужно узнать её номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV (это три цифры на обороте любой платежной карты, они расположены в поле для подписи владельца карты или рядом с ним).

Финансовые мошенники могут позвонить или отправить SMS, что ваш абонентский номер победил в конкурсе компании. Приз предлагают забрать из другого города или получить на банковскую карту в виде денег. Для этого они запрашивают личные данные человека, просят скачать разные приложения, позволяющие подключить на их устройство интернет-банкинг, и похищают деньги.

Ещё одна схема, которая распространена сегодня, когда преступники притворяются покупателями. Они отправляют на телефон продавца ссылки для заполнения данных, чтобы якобы оплатить товар. И когда продавец проходит по этой ссылке, деньги автоматически списываются с его счета без ведома владельца платёжной карточки, потому что в его гаджет проникло вредоносное ПО (программное обеспечение), то есть вирус.


Читайте также: Мошеннический сайт, копирующий сервис Ashyq, появился в Казахстане


Дети для таких мошенников – лёгкая нажива. Злоумышленники, используя различные психологические приёмы, могут выведать у детей конфиденциальные данные их родителей: ИИН, ФИО, данные карты и другую информацию и оформить на взрослых онлайн-кредиты.

Как обезопасить себя и не стать жертвой мошенников

В первую очередь ни в коем случае нельзя никому сообщать свои персональные данные и данные родителей, в том числе реквизиты пластиковых карт, не передавать квитанции о переводах и тем более коды и кодовые слова.

Нельзя доверять непроверенным и сомнительным источникам информации – к примеру, неизвестным людям, особенно в интернете. Мошенники могут выдавать себя за вашего ровесника, чтобы войти в доверие. Всегда проверяйте любую информацию, которая касается денежных вопросов.

Без проверки нельзя производить предоплату товара, пробуйте договориться об оплате после его получения. Если у вас появится подозрение, что покупатель или продавец с вами неискренен и, возможно, пытается обмануть, то отмените сделку, не торопитесь сразу оплачивать товар или услугу. Всегда можно подождать. Пока деньги у вас, вы хозяин положения, и вам решать, стоит или нет покупать тот или иной товар или услугу.

Никогда не переходите по сомнительным ссылкам, иначе, повторимся, деньги со счетов могут автоматически снять мошенники, используя ваши личные данные. Не перезванивайте на незнакомые номера. Все неизвестные вам сайты проверяйте через интернет, смотрите отзывы, анализируйте информацию.

Если вам говорят, будто вы что-то выиграли или с вашей карты случайно банк списал деньги и нужно назвать свои данные, чтобы заблокировать операцию, сразу же завершите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты. 

Чаще меняйте пароли доступа к услугам своего онлайн-банкинга.

Регулярно проверяйте движение денег на своих счетах, сколько средств и когда поступило и израсходовано.

Если вы покупаете что-то через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций. Обычно он сообщается в SMS.

Если вдруг вам пришло SMS якобы от банка о зачислении средств на ваш счёт, а затем вам звонит неизвестный человек и говорит, что по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, то не спешите этого делать. Скорее всего, это мошенники. То есть деньги на самом деле вам не поступили, а SMS – поддельное. Поэтому в таком случае сразу проверьте все свои счета, посмотрите выписку в онлайн-банке.

Если вам приходит уведомление "Подтвердите покупку" и код на телефон, а потом вам также звонит неизвестный человек и говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер и просит продиктовать ему код, то ни в коем случае не делайте этого. Преступникам нужен ваш код, чтобы списать с вашего счёта деньги или подписать вас на ненужный платный сервис.


Читайте также: Мошенники задают вопросы о вакцинации и крадут деньги через мобильный банкинг


Если мошенники пытались взломать ваши личные пароли, использовали ваши личные данные или вы потеряли свою платёжную карту, сразу нужно обратиться в банк. Можно попросить банк временно заблокировать вашу карту, в этом случае её придется перевыпустить.

Как создать надежные пароли к своим аккаунтам в Сети

Надёжный пароль поможет вам защитить ваши личные данные, сохранить конфиденциальность ваших писем, файлов и других материалов и уберечься от мошенников, которые могут попытаться взломать ваш аккаунт.

Пароль должен содержать не менее 12 символов. Это может быть любая комбинация букв, цифр и других знаков. Чем длиннее пароль, тем он надёжнее. Например, это могут быть: строка из песни или стихотворения; цитата из фильма или речи известного человека; цитата из книги; значимая для вас фраза; аббревиатура (например, из первых букв каждого слова в предложении).

Не используйте пароли, которые легко угадать. Если человек знает вас, то может легко подобрать пароль. Например, по данным из ваших соцсетей.

Не устанавливайте слишком простые пароли, к примеру, Danik123, не указывайте в пароле своё имя и год рождения. Избегайте личных данных и общеупотребительных слов. Лучше всего установить такой пароль, который вам было бы легко запомнить, но посторонние не могли бы его угадать. Чаще меняйте пароли.


Читайте также: Мошенники звонят казахстанцам от имени банков и предлагают высокий кэшбэк, чтобы выманить данные


Создав надёжный пароль, позаботьтесь о его безопасности. Храните записанные пароли в надёжном месте. Если вам требуется записывать пароли, чтобы не забыть их, не оставляйте их в свободном доступе, к примеру, на столе или мониторе компьютера, в заметках телефона.

Будьте всегда бдительны, совершая какие-либо финансовые операции онлайн. Аккуратнее относитесь к совершению покупок в Сети.

Источник: Fingramota.kz

Новости партнёров