Прямой эфир Новости спорта

Как быть, если не удаётся выплатить микрозайм: Кто бесплатно поможет решить проблему

Иллюстрация с сайта Depositphotos.com
Иллюстрация с сайта Depositphotos.com
Fingramota.kz рассказывает, как заёмщикам урегулировать спорные вопросы с микрофинансовой организацией, не доводя дело до суда.

Бесплатную консультации по проблемным вопросам, связанным с микрокредитами, предоставляют Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг и микрофинансовый омбудсмен, функционирующие при Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК). 

Давайте разберёмся, что это за структуры и как к ним обратиться.

№1. Какими знаниями и опытом обладает микрофинансовый омбудсмен

Сейчас микрофинансовым омбудсменом является Серикбай Башанов, имеющий большой стаж работы на руководящих должностях в уполномоченном органе по финансовому контролю и надзору и в банках. 

№2. Как микрофинансовый омбудсмен улаживает споры и кто может на него повлиять

Принципы работы микрофинансового омбудсмена:

  1. Независимость. АМФОК и её должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы деятельности омбудсмена, связанные с рассмотрением споров. 
  2. Равноправие сторон. При урегулировании разногласий микрофинансовый омбудсмен не вправе предоставлять какой-либо одной стороне дополнительные права, которые не предоставил другой стороне. 
  3. Беспристрастность. При урегулировании разногласий микрофинансовый омбудсмен обязан сохранять объективность, не допускать проявления предпочтения какой-либо стороне, всестороннее рассматривать разногласия. 
  4. Соблюдение тайны предоставления микрокредита и иной охраняемой законом тайны. Микрофинансовый омбудсмен обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе разрешения споров, и не разглашать её третьим лицам без соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан или Положением о микрофинансовом омбудсмене при АМФОК.
  5. Соблюдение прав и уважение охраняемых законом интересов сторон. Микрофинансовый омбудсмен обязан не нарушать права сторон, предоставить сторонам условия для выражения своих охраняемых законом интересов.
  6. Прозрачность процедуры принятия и обоснованность решения.

Принятие решений микрофинансовым омбудсменом осуществляется в соответствии с процедурами, установленными регламентом и Положением о микрофинансовом омбудсмене при АМФОК, а при принятии решений он руководствуется действующим законодательством и условиями заключенных договоров.

№3. С какими вопросами могут обратиться заёмщики МФО

Заёмщики, испытывающие финансовые трудности, могут обратиться в Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг для:

  • получения бесплатного и оперативного содействия в реструктуризации задолженности перед МФО (предоставление отсрочки, нового графика погашения и т.п.);
  • подачи жалоб и заявлений в случае, если МФО отказывается идти навстречу клиенту или вообще не отвечает на его обращение;
  • подачи жалоб и заявлений по фактам нарушения законодательства или оскорбительного, неэтичного обращения сотрудников МФО.  

Омбудсмен помогает урегулировать споры, возникающие из договора о предоставлении микрокредита, между микрофинансовой организацией и заёмщиком, если МФО отказывается разрешить проблему заёмщика. 

№4. Что нужно сделать, перед тем как обратиться к омбудсмену

Прежде чем подать обращение микрофинансовому омбудсмену, необходимо принять меры по самостоятельному урегулированию спорного вопроса с кредитором. Для этого обязательно обратитесь в микрофинансовую организацию с заявлением в письменной или электронной форме. МФО в течение 15 календарных дней обязана рассмотреть ваше заявление и дать ответ.

Если компромисса найти не удалось, вы можете обратиться за помощью в Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг. Однако если решение, принятое МФО после вашего обращения в центр вас также не удовлетворило, вы вправе обратиться к омбудсмену.

№5. Как обратиться в Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг

По всем вопросам защиты прав потребителей микрофинансовых услуг, в том числе для предоставления отсрочки по микрокредиту, вы можете обратиться в центр по телефону +7 (771) 933-34-44.

№6. Как подать обращение омбудсмену

1-й шаг. Соберите документы:

  • удостоверение личности;
  • договор о предоставлении микрокредита;
  • график погашения;
  • дополнительные соглашения к договору о предоставлении микрокредита (при наличии);
  • заявления / обращения в микрофинансовую организацию;
  • договор о залоге недвижимого имущества (при наличии);
  • дополнительные соглашения к договору о залоге недвижимого имущества (при наличии);
  • документы подтверждающие попытки урегулировать спорные вопросы с МФО до обращения к омбудсмену (заявления / обращения / ответы МФО – при наличии).
  • справку об остатке ссудной задолженности на текущую дату, которая включает в себя суммы: остатка основного долга, в том числе просроченного; начисленного вознаграждения, в том числе просроченного; начисленных и оплаченных штрафов; оплаченного основного долга / вознаграждения.

2 шаг. Заполните заявление, форму которого можно скачать на сайте омбудсмена, и отправьте обращение на электронный адрес manager@mfohelp.kz, приложив все перечисленные выше документы. 

3 шаг. Необходимо предоставить согласие на раскрытие персональных данных, заполнив две формы:

  • согласие на раскрытие тайны предоставления микрокредита;
  • согласие на сбор и обработку персональных данных.

Формы согласий также представлены на сайте микрофинансового омбудсмена.

С ноября 2013 года в Казахстане действует Закон РК "О персональных данных и их защите", а также изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, обеспечивающие исполнение принятого закона. Поэтому государственные органы, физические или юридические лица обязаны осуществлять сбор, обработку персональных данных исключительно с согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, или его законного представителя.

Новости партнеров