Прямой эфир Новости спорта

Инновации и финансы: где стартапу взять деньги на свою идею в Казахстане?

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Финансирование – важная часть стартапа, без которой невозможно реализовать ни одну даже самую революционную идею.

Дина Ли специально для Informburo.kz


Казахстан стремится попасть в 30 передовых стран мира, о чём чиновники неустанно говорят в докладах. Чтобы попасть в топ-30, в приоритет ставят развитие науки и технологий. Например, Министерство по инвестициям и развитию, отвечающее за промышленность, начало стимулировать крупные предприятия внедрять элементы "Индустрии 4.0". Так, по замыслу МИР РК, экономика быстрее перейдёт к цифровизации.

Однако главным поставщиком инноваций и новых идей, как на Западе – в США, так и на Востоке – в Китае, остаются малые предприятия или стартапы. К стартапам, например, относятся сервис такси Uber, который оценивается в более чем 60 млрд долларов, и технологическая компания Xiaomi. Казахстанцы тоже создают стартапы. Например, гаджет Nommi – переносной роутер, который позволяет не переплачивать за интернет в роуминге, или ORBI Prime – "умные" очки для записи панорамного видео.

Любому стартапу требуется финансирование, без которого невозможно реализовать ни одну даже самую революционную идею. Informburo.kz рассказывает, какие есть источники финансирования и нюансы в искусстве их привлечения.

Что такое стартап?

Стартапом привыкли называть любую компанию, которая разрабатывает технологические продукты. Но в оригинальном значении "стартап" – это компания с коротким сроком работы, которая ищет масштабируемую, то есть имеющую потенциал для роста, бизнес-модель. К стартапам относят и предприятия, которые создают новый продукт в условиях высокой неопределённости – не зная точно, примет ли его рынок и окупятся ли затраты.

В 2018 году в Глобальном инновационном индексе Казахстан занял 74-е место из 126 оцениваемых стран. В регионе Центральная и Южная Азия у нашей страны третье место, после Индии и Ирана. Постепенно показатели растут, ведь всего год назад Казахстан был на четыре позиции ниже. Стартапы также учитываются при оценке инновационного потенциала.

Читайте также: Что такое инновации, и как они развиваются в Казахстане?

Стартапам в любой стране нужна поддержка. Председатель правления Paladigm Capital Олжас Жиенкулов отмечает, что по данным исследования Global Insight, американские компании, которые привлекли венчурный капитал с 1970 по 2005 год, создали 10 млн рабочих мест и 2,1 трлн долларов выручки в 2005 году. Это 16,6% от объёма ВВП США, в то время как инвестиции составили всего 0,2% от ВВП.

По мнению партнёра венчурного фонда I2BF Global Адиля Нургожина, развитие инноваций в Казахстане тормозят маленький рынок, снижение покупательной способности у населения и незнание английского языка значительной частью казахстанцев.

"У нас недофинансирована сфера прикладных инноваций, нацеленных на получение прибыли за счёт актуальных решений, в которых нуждается рынок. В то же время фундаментальную науку, долгосрочные исследования и старые исследовательские институты, которые не работают, исправно финансируют.

Вместе с тем созрела целая плеяда людей, которые живут не "благодаря", а "вопреки", и им удаётся что-то делать. Так появилась электронная коммерция, мобильные решения и платежи. В зависимости от отрасли процесс создания инноваций от фундаментальной науки до выхода продукта на рынок занимает от семи до 10 лет, иногда 12, в то время как в нишах, связанных с IT, за полгода можно, грубо говоря, "накодить" 40 версий мобильного приложения и выпустить на рынок один востребованный продукт. Это не стоит миллионов, достаточно зарплаты нескольких программистов на полгода работы", – говорит Адиль Нургожин.

По словам эксперта, в 2017 году государство потратило около 300 млрд тенге на поддержку малого и среднего бизнеса:

"50 млн долларов хватило бы, чтобы профинансировать около 1,5 тысячи стартапов, обеспечив команды зарплатами и офисами на год работы и ещё растянуть эту сумму на 3-5 лет. За год айтишники и кодеры протестировали бы несколько бизнес-моделей и выпустили на рынок большое количество мобильных приложений или каких-то инновационных решений. Из них в итоге прижились бы около 10%. По статистике, 90% инвестиций убыточны. Оставшиеся проекты – это априори инновационные и востребованные проекты. Такую процедуру надо делать ежегодно. Эта схема будет эффективна при участии профессиональных венчурных инвесторов, понимающих, что будет востребовано на рынке, а не государственных служащих, сотрудников институтов развития и тем более не учёных. Никто из этих трёх категорий не знает, что делать с бизнесом", – считает Нургожин.

На примере венчурных инвестиций (о них мы расскажем ниже) Олжас Жиенкулов назвал четыре стадии финансирования стартапов:

  • Seed (посевные инвестиции) – инвестиции в идеи на ранней стадии;
  • Early stage (инвестиции ранней стадии) – инвестиции в компании, которые начали генерировать стабильную выручку или доказали бизнес-модель иным образом, например, сбором уникальных данных;
  • Growth stage (инвестиции в рост) – вложение в бизнес, который зачастую уже полностью доказал свою модель или начал монетизировать конкурентное преимущество и готов к развитию, запуску новых продуктов или покорению новых рынков;
  • Late stage (инвестиции поздней стадии) – инвестиции или покупка долей в компаниях, занявших лидирующую или доминантную позицию на рынке. Многие инвесторы ожидают выход таких компаний на IPO в течение 2-3 лет.

Для развития стартапов нужны условия: экосистема – инкубаторы и акселераторы и непосредственно финансы – площадки для краудфандинга, венчурные фонды, государственные гранты и частные предприниматели, готовые вкладываться в идеи. Рассмотрим каждый из источников финансов подробнее.

Что такое краудфандинг?

В переводе с английского "краудфандинг" означает "общественное финансирование".

Краудфандинг – способ привлечения средств для проекта, где инвесторами выступают интернет-пользователи, потенциальные клиенты или жители какой-либо местности (если проект локальный). Тех, кто собирает деньги, называют реципиентами или авторами, а тех, кто жертвует, называют донорами, бэйкерами или инвесторами.

Наиболее популярным стал краудфандинг в интернете, ведь в сети стартаперы могут презентовать идею гораздо большей аудитории. В этом им помогают специальные краудфандинговые площадки, где автор может собрать деньги на свою идею, а спонсор – пожертвовать приемлемую сумму тому проекту, который он поддерживает.

У разных краудфандинговых площадок разные требования к проектам, авторам и инвесторам. Но в целом они сводятся к тому, что все участники должны быть совершеннолетними, предлагать собственный оригинальный проект, а собранные деньги использовать по назначению.

Реципиент описывает идею проекта, его особенности и необходимую сумму сбора. В интернете уже накоплен большой объём информации о том, как лучше презентовать проект, снять видео и какую площадку под какой проект выбрать.

Каждый инвестор, который передаёт средства авторам проекта, получает вознаграждение. Обычно это продукт, на который собирают деньги.

Самые популярные площадки для краудфандинга – Kickstarter и IndieGoGo. Через Kickstarter прошло около 3,8 млрд долларов инвестиций от более 15 млн бэйкеров – инвесторов. Получили деньги 148 тысяч проектов. Если нужный объём в указанное время так и не был собран, деньги возвращаются инвесторам. Это обязательное правило Kickstarter.


Фото informburo.kz


У IndieGoGo профиль шире: тут можно собрать средства и для малого бизнеса. Правила немного отличаются: даже если нужная сумма не будет собрана, автор проекта всё равно сможет получить деньги.

Предпринимателям, которые собираются выходить на краудфандинг, нужно помнить о комиссиях платформ. Kickstarter берёт 5% от общей суммы собранных средств, а Indiegogo – 4% от суммы, если автор достиг цели, и 9%, если цель не была достигнута. Есть и различия по гражданству авторов проектов. Собирать деньги на Kickstarter могут компании, зарегистрированные в США, Великобритании, Канаде, ряде стран Европы и Азии – полный список есть на сайте. У IndieGoGo более широкий охват – главное, чтобы у автора – жителя любой страны – был банковский счёт.

Есть и другие платформы для краудфандинга, например, RocketHub и Booomerang. На первом можно собрать средства на проекты в искусстве, бизнесе, науке, на общественно важные и социальные цели. Booomerang – это европейская платформа с фокусом на социальных и общественно значимых проектах. Есть и казахстанские краудфандинговые площадки. start-time.kz и baribirge.kz самые популярные. Как говорится на сайте первой площадки, через неё уже прошли 69 проектов, которые собрали более 31 млн тенге.

Сооснователь и CEO компании Nommi Алёна Ткаченко отмечает, что краудфандинг подходит для компаний, которые собираются запускать производство "железа", то есть какого-либо физического устройства. Сама Nommi привлекла более 130 тысяч долларов на IndieGoGo.

"Создание устройств – достаточно капиталоёмкий процесс. Средний чек у hardware-компании выше, чем у software, поэтому краудфандинг считается лучшим вариантом: там деньги за продукт платят заранее. Бизнес-ангелы и венчурные инвесторы дают деньги в обмен на долю в бизнесе, а краудфандинг – это ваши клиенты, которые платят за товар и не претендуют на долю в компании", – говорит Алёна Ткаченко.

Предприниматель отмечает, что вести строгую отчётность по тратам полученных средств не обязательно. Nommi сама периодически сообщает бэйкерам, что происходит с продуктом и компанией в целом.

Стартапов, которые успешно привлекли финансирование через краудфандинг, множество. Доступный 3D-принтер The Micro на Kickstarter вместо планируемых 50 тысяч долларов собрал 3,4 млн. Игра Kingdom Come: Deliverance, разработчики которой планировали собрать 300 тысяч фунтов стерлингов, а в итоге получили от пользователей более 1,1 млн.

Что такое инновационные гранты?

Заинтересовано в появлении новых стартапов и государство, и это мировая практика. В Китае, например, действует целая сеть государственных технопарков, институтов интеллектуальной собственности и центров трансферов технологий. Они поддерживают инновационные компаний, создавая им условия для выхода на внутренний и зарубежный рынки.

В США власти тоже помогают малым и средним инновационным предприятиям. Там есть две программы: The Small Business Innovation Research ("Инновационные исследования малого бизнеса") и The Small Business Technology Transfer Program ("Трансфер технологий малого бизнеса"). Первая нужна для укрепления роли малого бизнеса в исследованиях и разработках, которые финансирует государство, а вторая – для создания совместных предприятий на базе малого бизнеса и некоммерческих исследовательских институтов.

Во Франции действует специальное государственное агентство – ANR. Оно финансирует проекты в фундаментальных и прикладных областях науки, которые проводят исследовательские организации, университеты и частные компании. ANR снабжает новаторов инструментами, чтобы стимулировать появление новых технологий и укрепить связи между наукой и индустрией.

В Великобритании власти разрабатывают отдельные программы для поддержки инноваций. С 2015-го работает "Цифровая экономическая стратегия". В документе говорится, что программа цифровой экономики располагает 15 млн фунтов в год для поддержки инновационных бизнес-проектов и ещё 15 млн фунтов для финансирования элементов инновационной экосистемы: Digital Catapult centre, Института открытых данных (Open Data Institute) и Технограда (Tech City).

В Казахстане государство поддерживает предпринимателей-новаторов через институты развития и государственные органы: АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", АО "Национальное агентство по технологическому развитию", Комитет по инвестициям МИР РК и другие. НАТР, например, оказывает поддержку финансовыми и нефинансовыми инструментами, один из которых – инновационные гранты.

Инновационные гранты – финансовая мера государственной поддержки, которую ведёт НАТР в рамках программы индустриально-инновационного развития. Бюджетные средства предоставляются субъектам индустриально-инновационной деятельности безвозмездно для реализации их проектов.

Всего есть три вида грантов:

  • на коммерциализацию технологий,
  • на технологическое развитие предприятий
  • технологическое развитие отрасли.

Первый вид дают на внедрение результатов научно-технической деятельности в производство, второй – на модернизацию или внедрение новых технологий на действующих предприятиях, третий – на внедрение зарубежной технологии для получения мультипликативного эффекта в какой-либо отрасли.

Приоритетных отраслей, по которым выдают гранты, 16. В их числе агропромышленный комплекс, машиностроение, строительство, медицина, инфо-коммуникационная сфера, горно-металлургический комплекс, нефтехимия, энергетика и другие. Полный список есть в специальном разделе на сайте НАТР.

Читайте также: Глобальный тренд на инновации. Казахстан – региональный лидер, способный на большее

"Грантополучатели средства получают, но они должны обеспечить их целевое использование. Для этого гранты выдают только на принципах софинансирования – получатель также вкладывает свои деньги", – говорит директор центра трансфера технологий АО "НАТР" Медет Дюсембаев.

Обычно финансирование проектов делят по принципу "50 на 50", но НАТР может выделить и 70% от суммы проекта, если это будет покупка лицензии на технологию. У размера грантов есть верхняя планка: для коммерциализации это 200 млн тенге, для развития предприятия – 400 млн, развития отрасли – 500 млн. При этом объём финансирования со стороны получателя гранта не ограничен. Если предприниматель реализует проект по коммерциализации технологии в 1 млрд тенге, то он может получить от НАТР 200 млн, а всё остальное покрыть сам.


Часть автоматизированной линии на предприятии "Кайнар-АКБ", закупленная по гранту НАТР

Часть автоматизированной линии на предприятии "Кайнар-АКБ", закупленной по гранту НАТР / Фото informburo.kz


Подать заявку на грант можно в бумажном и электронном виде. В первом случае предпринимателю нужно отправиться в офис агентства в Астане. Электронная версия подаётся через портал Digital Baiterek, где есть отдельный раздел "Инновационные гранты". Список требований и нужных документов есть на сайте НАТР в соответствующем разделе. Сейчас идёт уже второй в 2018 году этап приёма заявок – с 30 июля по 3 сентября.

После подачи заявки специалисты НАТР проверят документы на соответствие требованиям и в течение нескольких дней сообщат, если есть какие-то недочёты. На их устранение даётся 10 рабочих дней. Когда заявка будет принята, начнётся технологическая экспертиза, которая длится 25 рабочих дней. После следуют финансово-экономическая и правовая экспертизы: вместе – 20 рабочих дней. По их завершении грантозаявителя приглашают на заседание отраслевой комиссии, где проходит защита перед экспертами.


Инфографика АО "НАТР"


С 2011 года НАТР заключил с разными казахстанскими предприятиями около 340 договоров на сумму порядка 14 млрд тенге. В итоге этими компаниями выпущено продукции на 163 млрд тенге и выплачено 9 млрд налогов. Также есть и прямой социальный эффект: за всё время было создано почти 3,2 тысячи рабочих мест.

Среди интересных проектов, которые получили инновационные гранты, можно назвать InnoDent. Казахстанский генетик Бауыржан Айтуов выпускает препарат, который помогает бороться с начальным кариесом без сверления и пломбирования, а также снижает чувствительность зубов. НАТР выдал InnoDent грант на покупку автоматизированной упаковочной линии. Если раньше вручную упаковывалось порядка 6 000 единиц продукции, то теперь этот показатель довели до 30 тысяч.

Есть и другой проект – PayBox.kz. Это электронный сервис, который позволяет бизнесу централизованно подключиться сразу к нескольким платёжным системам с экономией для себя. Ежемесячный оборот компании уже достигает 100 млн тенге, а доход – 1 млн. Сам сервис используют в Казахстане и России.

Что такое венчурное финансирование?

Венчурное финансирование – один из самых известных способов инвестиций в стартапы. Финансируют как крупные фонды, так и отдельные бизнесмены. Последних называют венчурными капиталистами.

Венчурное финансирование – инвестиции в инновационные стартапы. В отличие от обычных инвестиций, которые предполагают гарантии возврата средств, при венчурном финансировании вероятность потерять инвестиции из-за провала проекта очень высока. Прибыль инвестор получает за счёт высокой отдачи от наиболее удачных вложений.

Точных данных о том, как развиваются венчурные финансы в Казахстане, нет: до недавнего времени не было терминологии в законодательстве. Однако в этой сфере работает несколько частных компаний и государственных институтов развития. В частном секторе – фонд группы "Сентрас". В государственном – НАТР, который к концу 2017 года имел долю в двух казахстанских и трёх зарубежных венчурных фондах как акционер. Обычно юридическая форма таких фондов – акционерное общество.

По мнению главы Paladigm Capital Олжаса Жиенкулова, рынок венчурных инвестиций в Казахстане пока развит достаточно слабо. Менее 9,8% предприятий инновационно активны, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 50%. Последние поправки в законодательство, подписанные Президентом Нурсултаном Назарбаевым в июле 2018 года, по мнению эксперта, стали твёрдым шагом в правильном направлении.

Читайте также: В Казахстане приняли поправки по венчурному финансированию. Что теперь изменится?

"У успешного стартапа должна быть идея, которая может изменить жизни миллионов людей, и сделать это либо намного дешевле, либо эффективнее существующих решений. Далее, критерии инвесторов зависят от стадии инвестирования. Инвестиции на ранних стадиях очень рискованны, и, по одной версии расчётов, оправдывает вложения только одна компания из 10. Здесь инвесторы в основном ищут сильную команду, заряженного энергией лидера и жизнеспособную идею", – отмечает Олжас Жиенкулов.

По его словам, в быстрорастущей компании важны оценки рисков бизнес-модели, правильная траектория роста и наличие ресурсов на её реализацию, а также наличие конкурентов, которые могут продублировать уникальное предложение стартапа.

"Интерес всех разумных инвесторов обычно заключается в каком-то балансе между получением прибыли и реализацией личного видения. Поэтому для стартапов важно фокусировать внимание на инвесторах, чьё видение совпадает или хотя бы не противоречит миссии компании. Срок инвестиций зависит от риск-аппетита и инвестиционного горизонта инвестора. Инвесторы ранней стадии нередко имеют горизонт в 10 лет и выше. Другие инвесторы вкладываются на меньшие сроки", – добавляет Жиенкулов.


Победители конкурса стартапов Seedstars World в Астане

Победители конкурса стартапов Seedstars World в Астане / Фото из личного архива основателей проекта smartsatu.kz


Самый эффективный способ найти венчурный фонд или инвестора и заинтересовать их в проекте – принимать участие в конкурсах стартапов и программах акселерации. Представители фондов или инвесторы участвуют в них как жюри или эксперты. Полезно участвовать в нетворкингах и семинарах.

Такие мероприятия проходят на технологических площадках или на базе акселераторов. В Астане это международный технопарк IT-стартапов Astana Hub, который открыли на территории выставочного комплекса ЭКСПО-2017. В июле там проходил локальный конкурс Seedstars. В 2018-м во всех регионах Казахстана проходили отборочные этапы конкурса "Startup Bolashak – Менің арманым". Такие конкурсы проходят каждый год. Узнать о них можно в СМИ или тематических группах в соцсетях.

Ещё один способ – найти личные контакты венчурного капиталиста и обратиться к нему напрямую. Тут нужно помнить о специальных правилах презентации – стартап должен уметь быстро привлечь внимание и убедить в перспективах.

Главное, что нужно помнить предпринимателям, которые собираются привлечь средства из венчурного фонда или у венчурных капиталистов: деньги предоставляют в обмен на долю в компании, а значит, и право управления в ней. Помочь в этом могут разнообразные руководства, к примеру, гайд инвестора Луиса Виллалобоса, основателя венчурного фонда Tech Coast Angels.

Примеров удачных венчурных вложений в начинающие компании множество. Предприниматель Джим Брейер вложил в Facebook Марка Цукерберга 12,7 млн долларов в 2005 году. К концу июля 2018-го капитализация Facebook превышала 500 млрд долларов.

Кто такие бизнес-ангелы?

Часто венчурных капиталистов называют "бизнес-ангелами". Это понятия смежные, но не тождественные.

Бизнес-ангелы – успешные предприниматели, которые накопили достаточный капитал, чтобы инвестировать средства, знания, время и опыт в стартапы на ранней стадии развития. Бизнес-ангелы готовы принимать на себя сопряжённый высокий риск и в качестве наставников стартап-проектов.

Термин "бизнес-ангел" появился в XX веке в США. Им обозначали богатых предпринимателей, которые были готовы инвестировать в бродвейские постановки. Большое количество компаний, таких как Apple, Yahoo или Amazon, начинали путь к вершинам в том числе с помощью бизнес-ангелов.

"Если говорить простым языком, бизнес-ангелы – это посевные инвесторы, вкладывающие личный капитал как физические лица. Такие инвесторы обычно имеют большой риск-аппетит и длинный инвестиционный горизонт. Венчурный инвестор – это широкий термин, который включает и бизнес-ангелов, и фонды, и прочие инвестиционные конструкции", – говорит Олжас Жиенкулов.

В Казахстане тоже есть бизнес-ангелы: предприниматели Кенес Ракишев, Нуржас Макишев и Адиль Нургожин. Фонд Нуржаса Макишева, к примеру, вложился в проект Илона Маска Hyperloop One. Адиль Нургожин инвестировал в казахстанские компании – Chocofamily, Amir watches и Moomkin.com.

Обратиться к бизнес-ангелу можно по тому же принципу, что и к венчурному фонду или капиталисту. Нередко они сами ищут стартапы, их приглашают на нетворкинги или конкурсы.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров