Прямой эфир Новости спорта

Что такое инновации, и как они развиваются в Казахстане?

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Рассказываем, почему важно отличать инновации от изобретений и модернизации, и что они нам дадут.

Дина Ли специально для Informburo.kz


Швейцария, Япония, Израиль – что объединяет эти страны? Скромные запасы полезных ископаемых и конкурирующие позиции в Глобальном индексе инноваций по версии международной бизнес-школы INSEAD, Корнельского университета и Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Каждый год WIPO оценивает инновационную деятельность 126 стран по 80 параметрам. Среди критериев: политическая ситуация, образование, развитие инфраструктуры, бизнеса и финансирование научно-исследовательского сектора.

Казахстан в этом рейтинге занимает 74-ю позицию. Мы на третьем месте после Индии и Ирана среди стран Южной и Центральной Азии. Стране с сырьевой экономикой, такой как Казахстан, необходимо развивать наукоёмкое производство и технологии, потому что запасы минеральных ископаемых не безграничны, а с развитием возобновляемых источников энергии спрос на нефть может упасть.

Саудовская Аравия, например, решилась на строительство самой крупной сети солнечных электростанций на планете с мощностью 200 атомных реакторов. Этот инновационный проект нацелен на избавление государства от нефтяной зависимости к 2030 году.

Что такое инновация?

Инновация – результат интеллектуальной деятельности, фантазии, творчества и рационализации человека. Инновации выводят на рынок в виде продуктов с новыми полезными свойствами. Инновации качественно улучшают пользовательский опыт. Электрокары, интернет-банкинг, 3D-печать или сайт электронного правительства, – это примеры инноваций, которые решают задачи быстрее, эффективнее и проще.

Какими бывают инновации?

Согласно наиболее распространённой классификации, все инновации делятся на четыре типа:

  • Продуктовая инновация – внедрение товара или услуги с новыми или значительно улучшенными свойствами или методом использования. Усовершенствованные технические характеристики продукта, его программное обеспечение или дружественность по отношению к пользователю могут стать сутью продуктовой инновации.
Адиль Суранчин и Искандер Рахманбердиев из Алматы разработали Orbi – первые в мире очки для съёмки видео в режиме 360 градусов. Это прорыв для индустрии виртуальной реальности – продуктовая инновация.
Ранее не существовало видеогаджета, который не нужно было бы держать в руках или крепить на шлем. Проект Orbi уже привлёк предзаказов на 350 тысяч долларов и инвестиций на 3 млн долларов. Orbi будут продаваться на Amazon. Разработчики уже получили награды в двух номинациях на CES Innovation Awards.
  • Процессная инновация – значительное улучшение способа производства или доставки продукта. Лазерный станок и технология 3D-моделирования в строительстве – примеры процессных инноваций.
  • Организационные инновации заключаются в улучшении бизнес-процессов, внедрении новых HR-практик или методов внешних коммуникаций компаний.
  • Маркетинговые инновации задействованы в улучшении дизайна продуктов, продвижении на рынке, ценообразовании, расширении аудитории и увеличении прибыли от продаж.

Какие идеи считаются инновационными?

Инновацией идея становится, когда превращается в востребованный продукт. Инновация должна соответствовать трендам в выбранной области и быть экономически востребованной, предлагать аудитории то, чего ей не хватало. Инновации часто путают с изобретениями, открытиями или модернизацией, но различия между этими понятиями всё-таки есть. Инновации появляются благодаря соединению уже существующих элементов в принципиально новые комбинации. К примеру, iPad вряд ли бы стал революционным без сервиса iTunes, который кардинально изменил способ приобретения и прослушивания музыки. Инновации носят прикладной характер и направлены на извлечение выгоды или повышение эффективности услуг.

Открытие, наоборот, можно сделать спонтанно, и оно не всегда может получить практическое применение. То же касается изобретений. Если идея, хоть и новая, не стала востребованной у аудитории – это не инновация.

Как оценить инновационность идеи?

По мнению эксперта по развитию технологических проектов на ранней стадии разработки Аскара Айтуова, один из ключевых вопросов, с которым сталкиваются создатели инновационных продуктов, – конкурентоспособность их идеи на рынке. Аскар Айтуов занимался развитием стартапов в Казахстане и Силиконовой долине, работает управляющим директором по проектам Tech Garden в Алматы. Чтобы разобраться, в чём заключается инновационность стартапа, эксперт советуют авторам проектов ответить для себя на несколько вопросов.

“Сначала нужно понять, кто ещё есть на рынке, причём не только стартапы, но и зрелые компании. Второй этап – детальный анализ решений конкурентов, и третий этап – детальный сравнительный анализ вашей идеи и конкурентных продуктов, включая ценностные предложения, технологии и бизнес-модель”.

Как формируется инновационный проект?

У каждого инновационного проекта есть жизненный цикл, который состоит из начальной (прединвестиционной) стадии, стадии реализации проекта и стадии завершения работ по проекту (инвестиционная стадия).

Процесс создания инновации или инновационного стартапа делится на три стадии:

  • Прединвестиционная стадия – анализ рынка, составление и реализация технического задания, составление бизнес-плана, разработка и тестирование прототипов.
  • Стадия реализации проекта – выход на рынок.
  • Стадия завершения работ по проекту начитается сразу после выхода на рынок. Часто эта стадия заключается в выходе из проекта венчурных инвесторов путём частичной или полной продажи акций компании стратегическим инвесторам.
Инновационные проекты связаны с высокой неопределённостью на всех стадиях жизненного цикла. Успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. От проекта могут отказаться на любом этапе, если появляется более перспективная разработка.

Как сделать компанию инновационной?

Инновации зачастую ассоциируются со стартапами, но многие крупные компании и корпорации также внедряют инновационные продукты и подходы, чтобы оставаться на плаву. Поэтому вопрос, внедрять инновации в работу и продукты компании или нет, больше не стоит. Те, кто работают по-старому, чаще проигрывают. Список брендов, представленных в рейтинге самых прибыльных компаний Fortune Global 500, за 20 лет обновился на 90%. Из 500 компаний 450 разорились, не уделив должного внимания внедрению инноваций. Оно и понятно: запустить этот процесс бывает непросто. Согласно опросу компании Sopra HR Software, 44% европейских работников недовольны внедряемыми инновациями. Так происходит, потому что руководители в первую очередь думают о достижениях в бизнесе, не учитывая, как сотрудники адаптируются к переменам. Инновации – образ мышления, а не разовый приступ креативности.

Что говорят об этом в Казахстане?

О том, как внедрять инновации в работу современных компаний в Казахстане недавно обсудили на Международном форуме "День цифровизации". Один из вопросов был посвящён изменениям в кадровой политике компаний под влиянием инноваций:

"Внедрение технологий, естественно, сказывается на рабочих местах. И нам нужно думать о том, как шагнуть в будущее с участием людей, а не за счёт их сокращения.

На мой взгляд, необязательно проходить специальное обучение, достаточно дополнительной квалификации, тем более когда есть соответствующие физические и человеческие ресурсы. Технологии же должны стать всего лишь частью стратегии. Но главное, чтобы они применялись в действующем бизнесе для получения реальной прибыли. В противном случае можно не увидеть, как конкретно инновации влияют на бизнес", – отметил Лукас Кутсоянис, руководитель направления "Цифровое вовлечение клиентов" компании Siemens.

А в Казахстане есть инновационные компании?

Да. В 2017 году Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР) совместно с бизнес-инкубатором MOST составили рейтинг самых инновационных казахстанских компаний Казахстане. Всего в рейтинге 10 компаний: Евразийская группа, KunTech, Самрук-Энерго, Казатомпром, САПА, Beeline Kazakhstan, Tau Innovative Solutions, ВВС Инжиниринг, Mercury Properties и PolyTech Electronics. Компания Beeline Kazakhstan, например, ежегодно инвестирует до 20% дохода в создание инновационных продуктов. В 2017-м компания протестировала стандарт связи для "интернета вещей" NB-IoT (NarrowBand Internet of Things). Технология позволяет автоматически передавать данные с газовых счётчиков через сеть сотовой связи управляющей компании. Её задача – улучшить сервис подачи газа, сделав его более безопасным. Инновационная система предназначена для проектов "Умный дом" и "Умный город".

Как страны развивают инновации?

Развитие инноваций напрямую зависит от поддержки со стороны государства и бизнеса научно-исследовательской работы, создания специальных образовательных программ для молодых учёных и новаторов, и пространств, где они могли бы разрабатывать инновационные технологии.

Страны с самыми инновационными экономиками, такие как Швейцария, Нидерланды, Великобритания и Сингапур, – это ещё и лидеры по затратам на научно-исследовательские проекты и образование в местных вузах.

Благоприятная инновационная среда подразумевает создание специальных рабочих пространств для молодых специалистов. Такие площадки называются технологическими хабами, бизнес-инкубаторами, центрами акселерации и становятся центрами инноваций, если в них формируются и развиваются профессиональные сообщества, стартап-комьюнити. Они нередко становятся практической и исследовательской базой для студентов местных вузов. Больше всего таких пространств сегодня в США и Европе. С недавних пор подобные проекты появляются на постсоветском пространстве в том числе и в Казахстане.

А какие возможности для новаторов создают в Казахстане?

В 2016 году власти Казахстана анонсировали "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" Главы государства Нурсултана Назарбаева. 63-м шагом стало развитие двух инновационных кластеров как основы формирования наукоёмкой экономики. Так в Казахстане появились проекты Tech Garden и Astana Hub. Это государственные программы акселерации, которые помогают инноваторам развивать инновационные идеи, предоставляя им инфраструктуру, финансовую поддержку, менторство, доступ к инвесторами и возможности для обмена опытом с зарубежными инноваторами. У Tech Garden есть две программы акселлерации: локальная Tech Garden acceleration и международная Startup Kazakhstan acceleration. А у Astana Hub пока одна – программа "100 стартапов".

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров