Заёмщику, который перестаёт платить по кредиту, скорее всего, надо ждать встречи с коллекторами. Это относится к займам, полученным как в банках, так и в микрокредитных и микрофинансовых организациях (МКО и МФО). Нередко исполнители используют запрещённые законом методы для возврата долга: множество звонков, визиты, письма. Иногда требования погасить заём адресуются родственникам или друзьям клиента кредитора. Разберёмся, что кто такие коллекторы и какие у них права.
№1. Кто такие коллекторы?
Сотрудники коллекторских компаний – специалисты с юридическим образованием (часто среди них бывшие работники правоохранительных органов). Обзванивающие должников операторы – это молодые люди, которых заранее обучают тонкостям диалога с должником.
Деятельность коллекторов регулируется законом, который был принят в 2017 году. Участникам рынка дали полгода, чтобы встать на регулируемые рельсы, а фактически закон в рамках прописанных статей начал работать в 2018 году. Сначала учётную регистрацию получила 141 действовавшая к тому моменту компания в стране, две из них позже прекратили деятельность по собственному решению.
№2. Какой должна быть просрочка, чтобы кредитор обратился за помощью к коллекторам?
- просрочка исполнения обязательства должна составлять более 90 последовательных календарных дней по ипотечному займу, выданному физическому лицу;
- свыше 180 дней по любому другому займу.
№3. Как дела заёмщиков попадают к коллекторам?
Финансовые организации (банки, МКО/МФО) заключают с коллекторскими агентствами договор об оказании услуг кредитору по досудебному взысканию и урегулированию задолженности.
№4. Как коллекторы могут найти заёмщика?
- банки, МКО или МФО предоставляют коллекторскому агентству информацию о клиенте;
- коллекторы могут использовать любые открытые данные, находящиеся в публичном доступе, в том числе социальные сети.
- коллектор может купить ваши персональные данные на чёрном рынке, в том числе фамилии и имена родственников и друзей. Об этом говорят знакомые с ситуацией юристы.
№5. Как коллекторы добиваются погашения долгов?
В Законе РК "О коллекторской деятельности" чётко оговорено, сколько раз и в какое время коллектор имеет право беспокоить должника:
- телефонные переговоры – не более трёх раз в будние дни с 08:00 до 21:00;
- личные встречи – не более трёх раз в будни с 08:00 до 21:00;
- письма по почте;
- текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи;
- через интернет.
№6. Где и как проверить, действительно ли позвонил / пришёл коллектор, а не мошенник?
На сайте Национального банка РК должник может проверить по ФИО, действительно ли обратившийся к нему человек является сотрудником коллекторской компании. Также должник может связаться с кредитором и узнать, получало ли коллекторское агентство его договор о займе, узнать сумму долга, информацию об агентстве.
№7. Что делать, если не хочется / не получается разговаривать с коллектором?
Если самостоятельно договориться с коллекторами не получится, можно воспользоваться юридическим сервисом antidolg.kz, специалисты которого решают проблемные вопросы непосредственно с кредиторами. Заёмщики для этого должны оформить заявку с указанием ИИН. Главная цель проекта antidolg.kz – добиться в каждом случае погашения основного долга без пеней, штрафов и процентов.
№8. Могут ли наказать заёмщика, если он не откроет дверь коллектору?
Нет, но стоит помнить, что должник по закону обязан извещать коллекторское агентство об изменении:
- места жительства (юридический адрес);
- контактной информации;
- замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока, утери).
№9. Что будет, если игнорировать сотрудников коллекторского агентства?
Коллектор по закону взыскивает задолженность на протяжении минимум полугода, максимум – пяти лет. Если заёмщик всё же не выплатит долг, агентство предоставит кредитору отчёт о проделанной работе, где будет указано, что должник уклоняется от исполнения обязательств. Банк передаст материал на принудительное исполнение частному судебному исполнителю, который без решения суда имеет право наложить:
- ограничение на выезд;
- ограничение специального права (к примеру, лишить водительских прав);
- арест на имущество;
- арест на банковские счета.
№10. Могут ли коллекторы отобрать имущество?
Да, но только в судебном порядке и при условии, что имущество (недвижимость, автомобиль) были в залоге.
№11. Может ли заёмщик передавать деньги коллектору, чтобы погасить часть долга?
Коллекторам запрещено принимать от заёмщика деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счёт погашения задолженности. Долг погашается только в банке, МКО/МФО, где оформлялся заём.
№12. В течение какого времени история недобросовестного или неплатёжеспособного заёмщика считается плохой?
В базе первого кредитного бюро (ПКБ), куда обращается любой банк второго уровня, история всех заёмщиков хранится на протяжении пяти лет.
№13. Как коллекторы помогают погасить долг?
- после того как пришёл сотрудник коллекторского агентства, должник в течение 30 календарных дней обращается с письменным заявлением об изменении условий договора займа. В письме раскрываются сведения о причинах возникновения задолженности;
- коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления обязано направить его кредитору;
- кредитор в течение 15 календарных дней после получения заявления должника рассматривает предложенные условия изменения договора займа и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству своё решение. Таким образом, у заёмщика есть возможность получить удобный график погашения кредита.
№14. Куда жаловаться на коллекторов, если они нарушают права заёмщиков?
Жалобы на коллекторов принимает Национальный банк РК. Заёмщик может направить сообщение:
- письмом по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, е-mail: info@kzp.nationalbank.kz
- через мобильное приложение "НБК Onlinе" (раздел "Защита прав потребителей финансовых услуг"). На основании обращения финрегулятор назначает проверку, по итогам которой может направить письменное предписание коллекторской компании. Если в течение года нарушение повторится, в отношении агентства применяются санкции (наложение и взыскание штрафа, либо исключение из реестра).
- жалобу можно направить в правоохранительные органы.
-
1❗️«Британский инвестфонд» оказался финансовой пирамидой
-
4067
-
0
-
27
-
-
2✈️ В аэропорту Алматы начали реконструкцию главного входа
-
3803
-
1
-
15
-
-
3👮♀️ Жёсткие меры ввели, чтобы защитить леса в период повышенного спроса на хвойные деревья к Новому году
-
3015
-
1
-
31
-
-
4🚒👨🚒 Пожар на птицефабрике в СКО: огонь удалось быстро остановить
-
2742
-
1
-
28
-
-
5🇺🇦 Зеленский готов отказаться от вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности.
-
2770
-
4
-
61
-
-
6💰 Зарплата для домохозяек: Индия проводит крупный социальный эксперимент
-
2781
-
7
-
87
-
-
7😱 Трагедия на пляже Бонди в Австралии: стрельба унесла жизни людей
-
2722
-
3
-
38
-
-
8🏞 Где отдохнуть зимой в Казахстане: восемь лучших мест Алматинской области по версии Минтуризма
-
2899
-
0
-
7
-
-
9🦢 Лебединая верность на льду: в Баянауле спасли пару, которая отказалась расстаться
-
2552
-
6
-
160
-
-
10🌟Завтра в столице и 10 регионах страны ожидаются снег, метель и гололёд
-
2410
-
0
-
5
-
USD:
517.9 / 520.9
EUR:
605.5 / 610.5
RUB:
6.45 / 6.57