До 10 смертей убитых мужьями женщин ежегодно фиксируется в Алматы
Журналисты informburo.kz решили выяснить, какова природа такой агрессии и чудовищных актов насилия со стороны мужчин по отношению к их бывшим избранницам, почему многие наши женщины так долго терпят своих мучителей, и как стражи правопорядка борются с этим злом. Для этого мы обратились за комментариями к старшему инспектору группы по защите женщин от насилия Управления административной полиции ДВД г. Алматы, подполковнику полиции Майе Токсановой. И вот что она нам рассказала.
- Мы выделяем 4 основные причины бытового насилия - это ревность, злоупотребление алкоголем, имущественные споры и негативное влияние родственников. Вкратце поясню. Ревность у некоторых мужчин, в силу их слабого характера и закомплексованности, часто принимает гипертрофированные формы: они начинают ревновать свою супругу по поводу и без повода, преследовать её по пятам и прибегать к насилию в пылу ярости.
Злоупотребление алкоголем в свою очередь приводит к деградации личности, отсюда и немотивированная агрессия и жестокость по отношению к родным и близким. Имущественные споры возникают во время бракоразводного процесса супругов, когда они не могут разделить совместно нажитое имущество. Ведь чаще всего мужчина, уходя из семьи, считает, что это он всё заработал, а значит, ни о каком равноценном дележе имущества не может быть и речи.
И, наконец, если невестка с самого начала не пришлась по душе родне её мужа, то это не сулит ей ничего хорошего в будущем. Новые родственники постоянно будут вмешиваться в отношения молодой четы, добиваясь или скорейшего развода, или полного подчинения невестки. Нервозная обстановка рано или поздно приводит к разладу в новой "ячейке общества" и провоцирует бытовое насилие.
- Майя Болатовна, сколько женщин к вам обращается за помощью? Чем вы реально можете им помочь?
- Ежегодно в дежурную часть районных УВД поступает до 3 тысяч заявлений по факту бытового насилия, непосредственно к инспекторам группы приходят на приём 1400 женщин. И это не считая тех многочисленных заявлений, что поступают в районные подразделения полиции от женщин, ставших жертвами нападений грабителей, разбойников и насильников. Вдумайтесь: в год в нашем мегаполисе 7-10 женщин гибнут от рук близких людей! Так что опасная тенденция, увы, налицо. Что касается нашей деятельности, то она сводится к двум направлениям. Во-первых, мы проводим информационно-разъяснительную работу среди алматинок: объясняем их права и просим своевременно обращаться в органы внутренних дел и в кризисные центры в случае, если они стали объектами насилия и угроз. Во-вторых, координируем деятельность подразделений органов внутренних дел в вопросах предупреждения и пресечения насилия в отношении женщин, проводим анализ и статистику по всем фактам, и принимаем меры по противодействию домашней тирании и деспотизму, в соответствии с Законом РК "О профилактике бытового насилия", принятом в 2009 году.
- Вашими подопечными являются только гражданки нашей страны или иностранки тоже?
- Мы помогаем каждому, кто обращается к нам за помощью и защитой своих законных прав и интересов, независимо от его гражданства. Если речь идёт об иностранных гражданах, постоянно пребывающих на территории нашей страны, тогда мы ставим в известность их консульство в Алматы. Так мы помогли в этом году гражданкам Армении, Узбекистана и Кыргызстана решить их семейные проблемы. Потом они вернулись к себе на родину.
- Сразу встречный вопрос: а к кому тогда обращаться мужьям-подкаблучникам, страдающим от рукоприкладства и нападок своих агрессивных жён?
- Конечно, тоже к нам. Заявления о бытовом насилии на общих основаниях принимаются в УВД по месту жительства потерпевшего, рассматривают их непосредственно участковые инспектора полиции, но мы тоже контролируем такие обращения, потому что это также проблема семьи. Не надо думать, что наша группа является каким-то феминистским подразделением, защищающим исключительно дам. Мы заботимся обо всех членах нашего общества, вне зависимости от половой принадлежности и возраста.
В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". После этого Указом президента РК от 15 февраля 1999 года в системе МВД были созданы подразделения по защите женщин от насилия. Сегодня они функционируют при Управлениях административной полиции городских и областных ДВД.
Специфическая работа
В настоящее время в Алматы работает всего 9 инспекторов группы по защите женщин от насилия. Можно только представить себе, какой колоссальный объём нагрузки ложится на их плечи, учитывая почти 2-миллионную численность населения мегаполиса! Поэтому, чтобы справиться с таким грузом ответственности, инспектора по защите женщин наладили тесное сотрудничество с правозащитными и неправительственными организациями.
- Мы успешно сотрудничаем с кризисными центрами "Родник" и "Подруга", а также с приютом общественного фонда "Убежище". Поэтому те наши подопечные, которые вынуждены скрываться с детьми от своих мужей-деспотов, всегда могут рассчитывать на временный приют в этих организациях. Сотрудники приюта предоставят им бесплатную крышу над головой и питание, пригласят для медицинского обследования врачей, а для консультаций - юриста и психолога. А затем к работе подключаются соцработники. Совместными усилиями мы постараемся подобрать для каждой женщины оптимальный вариант решения её проблем.
- А если в приют вдруг заявится рассерженный муж такой дамы и потребует, чтобы она вернулась домой, что тогда будут делать сотрудники приюта?
- Они известят об этом нас, и тогда мы примем меры к тому, чтобы муж-деспот не докучал своей супруге и не преследовал её. В основном, это будут меры административного наказания, потому что мы оформим его выходку, как мелкое хулиганство, со всеми вытекающими последствиями. Но до такого редко доходит, потому что адреса кризисных центров и общественного приюта не раскрываются потенциальным бытовым насильникам.
- За рубежом распространена практика так называемого защитного ордера. Это когда по решению суда бывший муж-тиран не может приближаться к своей экс-супруге, скажем, ближе, чем на 100 метров, не может проживать с ней в одном подъезде, звонить ей, отправлять какие-либо сообщения, касающиеся её личной жизни, и т.д. У нас в Казахстане есть нечто подобное?
- В соответствии с Законом "О профилактике бытового насилия" у нас с 2010 года принимается такая мера как "защитное предписание". Выносит решение на месте совершения правонарушения сам участковый инспектор полиции.
Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать его, вести с ним устные и телефонные переговоры, а также вступать с ним в контакты иными способами. Данная мера действует в течение 30 дней со дня подписания документа обеими сторонами.
- С 2014 года для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд вправе применить к семейному дебоширу такую меру административно-правового воздействия, как запрет проживания в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим. С одной оговоркой - "в случае наличия у нарушителя другого жилища". Срок действия такого запрета - один месяц. Однако практикуется подобное редко. Ссылка идёт обычно на то, что у дебошира нет другого жилья. А как можно заставить мужчину, к примеру, съехать с квартиры, которую он когда-то нажил в совместном многолетнем браке с женой? Если только он добровольно согласится проживать у родственников или на другой, съёмной квартире. Это в Европе, где большая часть населения снимает жильё в аренду, можно легко решить квартирный вопрос. А у нас - нет. Муж имеет такое же право на жилплощадь, как и его жена. К тому же, не все алматинцы могут позволить себе долгосрочно снимать жильё. Поэтому мы стараемся оградить женщину от домогательств и преследования её бывшего мужа в рамках Закона РК "О профилактике бытового насилия" иными способами. Скажем, в течение месяца участковый инспектор полиции посещает мужа - нарушителя закона и проводит с ним профилактическую беседу, в ходе которой разъясняет возможные последствия его противоправных действий. Задача наших сотрудников сводится также к тому, чтобы отслеживать динамику взаимоотношений между супругами - насколько они нормализуются.
Среди стран СНГ только в Казахстане есть сегодня специализированные подразделения полиции, занимающиеся защитой женщин от бытового насилия. В других республиках проблемами женщин занимаются обычные участковые инспекторы полиции.
- Майя Болатовна, сколько вообще насчитывается в нашей стране "женских" полицейских подразделений?
- 16, по числу регионов. Всего по стране насчитывается 240 сотрудников, которые занимаются подобными "женскими проблемами". Согласитесь, что этого мало, поэтому мы бы очень хотели, чтобы нам увеличили штат.
Психология брака
В последние годы казахстанские дамы очень увлеклись всевозможными психологическими тренингами, направленными на повышение и укрепление личностной самооценки, сексуальной привлекательности. Все методики, представленные на таких мероприятиях, как правило, являются западными. Поэтому и возникает вопрос:
- А насколько они подходят нашему менталитету, культуре, традиции, воспитанию? Не мешают ли они казахстанским женщинам в их повседневной жизни, включая личную? И не провоцируют ли по отношению к ним агрессию со стороны представителей противоположного пола"
- Я советую нашим женщинам не слишком увлекаться подобными тренингами. С одной стороны, такие семинары действительно укрепляют самооценку человека, раскрывают его сексуальность и привлекательность. Но, с другой стороны, они отпугивают наших мужчин. Посмотрите, сколько казахстанок в бальзаковском возрасте попыталось копировать манеру поведения и стиль одежды героинь знаменитого американского сериала "Секс в большом городе"! Так вот реально это помогло в поисках партнёров только единицам. Наши мужчины были больше напуганы неожиданной эмансипацией и раскрепощённостью нравов таких особ, чем обрадованы. Они стали воспринимать самоуверенных и самодостаточных дам как распущенных и наглых эгоисток, с которыми лучше не жить под одной крышей. Соответственно, это может стать и причиной агрессии со стороны мужчин. Поэтому я считаю, что мы можем только отчасти перенимать современные западные женские модели поведения. Нам важно сохранять свои национальные традиции, обычаи и обряды и поддерживать традиционные семейные ценности!
- А как вы относитесь к модной нынче тенденции обращаться по любому поводу к психоаналитикам? Как по-вашему, эти специалисты могут реально чем-то помочь женщинам, ставшим жертвам бытового насилия?
- Если это квалифицированный специалист, то он, конечно же, может помочь своему пациенту разобраться во внутренних проблемах и найти выход из кризисной ситуации. Но дело в том, что институт психоанализа развит в основном на Западе, у нас он мало распространён, поэтому рассуждать о его эффективности в Казахстане я не могу. Я считаю, что в нашей стране нужно развивать институт семейной психологии, чтобы наши женщины могли раскрывать душу не только близким подругам и родственницам, но и специалистам - психотерапевтам. Для женщин, ставших жертвами насилия, часто очень важно выговориться. Многие из них так и поступают - приходят к нам и в течение часа выговариваются. Им становится легче.
- Что должно насторожить женщину - первое оскорбление, угроза физической расправы либо первый удар, нанесённый ей супругом или любовником?
- Первое серьёзное оскорбление и прилюдное унижение – вот что должно уже насторожить женщину. Физическое насилие – это уже крайнее проявление, и его нельзя прощать, а ещё вернее, вообще допускать, потому что за одним ударом обязательно последует другой. К тому же, если муж будет периодически поднимать руку на жену, то их сын со временем воспримет эту ненормальную модель поведения как установку к действию. Он начнёт копировать её в своей собственной семье.
- Но наши женщины, в силу своего восточного менталитета, как правило, прощают мужей- дебоширов…
- Да, многие прощают, а потом не знают, куда деваться, когда муж начинает буянить. Сегодня даже не каждый сосед впустит к себе такую женщину, потому что сколько было до этого случаев, когда человек пытался помочь избиваемой мужем особе, прятал её, вызывал наряд полиции и давал показания, а потом выяснялось, что жертва забрала заявление из ОВД и вообще отрицает факт насилия. А нет письменной жалобы - нет и предмета для судебного разбирательства! И в каком положении тогда оказывается "спаситель"? Так что всё зависит от личности самой женщины, от её решительного настроя. Если она твёрдо решила уйти от мужа-садиста, то она это сделает. Если же её что-то или кто-то удерживает, то она будет постоянно колебаться.
Жертва и палач
Первое рукоприкладство – это зыбкая грань между разводом и дальнейшим проживанием нестабильной супружеской пары. Случается, что мужья после драки и громкого скандала одумываются и просят прощения, и дальше супруги живут спокойно, забыв об инциденте. Но бывает, наоборот, мужья подают на развод и тем или иным методом выживают жён из дома. А случается, просто забивают их насмерть.
- Майя Болатовна, в любом конфликте чаще всего виноваты обе стороны. В чём состоит главная ошибка женщин?
- Корень бед многих наших женщин кроется в их забитости, юридической безграмотности и инфантильности. Они считают себя слабыми, уязвимыми и в случае развода никому не нужными. Они не знают своих конституционных прав, не умеют отстаивать их и не решаются обращаться за консультацией к юристу. Мужчины у нас с колыбели знают, что они - будущие главы семейств, что они добытчики и кормильцы, поэтому некоторые из них относятся к женщинам как к иждивенкам.
- Кто чаще всего к вам обращается за помощью? Представительницы каких возрастных групп и социальных сословий?
- В основном, к нам идут дамы в возрасте от 30 до 45 лет, которые годами жили в законном браке. Они долгое время терпели тиранию своих мужей, но в итоге не выдерживали и уходили из дома. Среди них есть представительницы разных профессий, сословий, вероисповеданий и национальностей. Не надо думать, что жертвой бытового насилия может быть только домохозяйка, притом из бедной, нуждающейся во всём семьи. У нас от бытового насилия страдают даже доктора наук, успешные предпринимательницы и чиновницы. Кстати, только в этом году к нам за помощью обратились 6 дам пенсионного возраста. Мужья их десятилетиями поколачивали, и ни сами эти женщины, ни их взрослые дети не могут совладать с агрессией седовласого главы семейства.
- А молодёжь к вам вообще не обращается, что ли?
- Девушки в возрасте от 20 до 30 лет к нам практически не обращаются, ну очень редко, и то лишь по настоянию родных. Чаще они сразу же уходят от мужей-тиранов и легко идут на развод, поэтому статистика разводов в нашей стране превышает статистику зарегистрированных браков. Молодые девушки и женщины у нас в большинстве своём самостоятельны, независимы и горды. Они не терпят никаких форм дискриминации, и это отрадно!
- Что вас самих удивляет в ваших подопечных?
- Их бесконечное терпение и всепрощение. Европейки точно не стали бы брать с них пример, а сразу бы затаскали мужей-тиранов по судам. А наши женщины - мягки, добры, великодушны, они привыкли молча сносить обиды и не выносить сор из избы. И ещё я хочу отметить такой парадокс. Вопреки сложившимся стереотипам, нашими подопечными являются в основном не любовницы и гражданские жёны, а законные супруги. Казалось бы, зачем бояться развода, ведь закон на их стороне и в вопросах раздела имущества, и воспитания детей? Однако в нашем восточном обществе к разведённым женщинам всегда было несколько настороженное, предвзятое отношение, поэтому многие жертвы бытового насилия терпят до последнего.
- Да потому что многим из них некуда деваться: они нигде не работают, не имеют постоянных источников дохода и собственной крыши над головой. Вот и терпят - авось муж изменится…
- Вы правы, финансовое благополучие играет большую роль. Если женщина работает, то ей легче в плане финансового обеспечения детей и оплаты услуг адвоката. А вот если подвергающаяся бытовому насилию женщина - домохозяйка, у которой нет своей недвижимости и стабильных источников заработка, тогда ей тяжело. Она зависима от мужа, боится завтрашней нестабильности и бедности, поэтому и терпит до последнего, желая сохранить семью ради детей.
- Как часто к вам обращаются женщины из семей, живущих по религиозным канонам?
- Бывает, что к нам обращаются женщины с жалобами на своих излишне набожных супругов. Мужчины читают Коран, со стороны производят впечатление истинно верующих, а на деле избивают своих жён – якобы за нарушения догм ислама. Удивительно, но я ни разу не сталкивалась в своей работе с супругами-старообрядцами или с попадьями: возможно, они живут в мире и согласии? Более того, они в своей службе пропагандируют мирное уважительное сосуществование семейных пар, участвуют в наших обсуждениях проблем домашнего насилия.
С января 2015 года законодатели переквалифицировали административные статьи о нанесении телесных повреждений и побоев в разряд уголовных. В Административном кодексе оставили только одну статью в сфере бытового насилия – это оскорбление нецензурной бранью без побоев.
- Дети, особенно грудничкового возраста, удерживают отцов от бытового насилия или развода?
- Нет. Если мужчина принял твёрдое решение оставить первую семью ради второй, то его никто и ничто не удержит. Он всё сделает по-своему. Кстати, по поводу малышей. В моей практике есть немало случаев, когда молодых мужчин заставляли жениться на нелюбимых девушках только потому, что они забеременели от них или потому что родственники девиц обещали посадить их якобы за изнасилование. Парни вели девиц под венец, семейная чета жила какое-то время, но потом оба супруга понимали, что они чужие друг другу и что их ничто не связывает. И если жена пыталась сохранить брак, чтобы "не потерять лицо", то муж начинал жестоко отыгрываться на ней за свою загубленную молодость.
- И последний вопрос "на засыпку". Есть среди ваших подопечных ваши коллеги, то есть сотрудницы полиции или супруги стражей правопорядка, подвергавшиеся бытовому насилию?
- В моей практике было несколько случаев, когда ко мне за консультацией обращались супруги полицейских, и то – только перед разводом. Но заявления на мужей в форме... что-то не припомню, чтобы приходили.