19 февраля аким Алматы Бакытжан Сагинтаев провёл отчётную встречу с жителями. В этом году она проходила в виде диалога.

Впервые глава мегаполиса не читал отчёт о проделанной работе c бумажки. Итоги 2019 года показали в 15-минутном ролике. Далее почти пять часов градоначальник отвечал на вопросы собравшихся.

В Алматы запустят жилищную программу для молодёжи

Вначале отчётной встречи аким Алматы анонсировал несколько новых социальных программ. Первая – по обеспечению молодёжи жильём "Алматы жастары 3.0" со следующими условиями:

  • процентная ставка – 5% годовых;
  • максимальная сумма займа – 13 млн тенге;
  • первоначальный взнос – 10% от стоимости жилья;
  • срок кредитования – от трёх до 25 лет.

Участники программы – работники бюджетной сферы: учителя, врачи, работники культуры, спорта, социальной защиты и журналисты. Главное условие – возраст до 35 лет. На реализацию программы из бюджета Алматы выделят 10 млрд тенге, 3 млрд тенге – Жилстройсбербанк.

Вторая – акимат оплатит расходы на дополнительное образование в частных детских садах. На это из бюджета выделят три млрд тенге.

"Большинство отдаёт своих детей в частные сады по госзаказу. Но так покрывается основная плата за место в детском саду. Дополнительные секции, кружки оплачиваются родителями. С 2020 года мы сможем размещать госсоцзаказ на дополнительные услуги в частных детских садах. Это позволит не выбирать – государственный или частный садик, так как оплата будет везде одинаковая", – сказал аким.

В 2020 году сдадут в эксплуатацию государственные детские сады в:

  • Алатауском районе – на 120 мест;
  • Бостандыкском районе – на 120 мест;
  • Алмалинском районе – на 120 мест;
  • Турксибском районе – на 280 мест.

Проблему раздельного сбора мусора решат за счёт бизнеса.

"Частник говорит: "Дайте баки мусорные, я вместо них поставлю киоск". По типу АЗС, где люди заправляют автомобили и покупают продукты. Так же и тут: мусорные контейнеры будут с киоском, где будет выпечка, напитки. Во дворах будет чисто. В пилотном проекте попробуем такой механизм. Если получится, будем дальше развивать", – рассказал Бакытжан Сагинтаев.

На этом отчёт акима закончился, жители города начали задавать свои вопросы. С 10.00 до 13.00 часов Бакытжану Сагинтаеву задали почти полсотни вопросов. В обеденное время получившие ответы на свои обращения попросили закончить встречу, однако аким остался и продолжил отвечать на просьбы и жалобы горожан до 15.00 часов. Всего алматинцы задали больше 80 вопросов. Мы собрали самые популярные из них.

О ветхом жилье

"В микрорайоне Алтай-2 насчитывается 57 жилых домов, признанных ветхими. С 2017 года мы ждём инвестора. Когда будут снесены наши дома?" – спросила жительница Турксибского района Анжелика.

"Мы провели инвентаризацию и оказалось, что аварийных домов перевалило за тысячу. Есть инвесторы, которые хотят снести и построить, это в центре города. Но мы решили, что старая часть должна остаться старой и не терять своего облика. Если инвестор будет ломать, то должен соблюсти этажность. Но бизнесмены хорошо умеют считать, и им невыгодно", – рассказал Бакытжан Сагинтаев.

В нижних районах города инвесторы уже договорились с жителями о сносе ветхого жилья и строительстве нового.


Отчётная встреча акима Алматы, 19 февраля 2020 года / Фото пресс-службы акима Алматы

"Но тут такая тонкость – нужно согласие каждого жителя. Было так, что три дома пошли под снос, а соседние дома стоят на красной линии. Инвесторы не хотят проблем и их не трогают. Тогда те, кто на красной линии, говорят: "Мы против высотки рядом". Такая же проблема с теми домами, что в водоохранной зоне. Их больше 500. Ни один инвестор туда не придёт. Это головная боль и задача акимата. Мы будем решать эту проблему", – пообещал глава мегаполиса.

О смоге и пробках на дорогах

Один из жителей Алматы обратился к акиму с коротким вопросом: "Когда в Алматы закончится смог?"

"Смог волнует всех. Когда меня назначили на должность акима Алматы, я летел сюда и спросил у коллег: "Какие проблемы есть в Алматы?" Номер один по соцопросу – 65-67% людей волнуют вопросы окружающей среды. Смог у нас от ТЭЦ и общественного транспорта", – ответил аким.

На второй день в должности акима Алматы Бакытжан Сагинтаев посетил ТЭЦ-2, посмотрел, как котлы работают. Они находятся под землёй.

"Исходя из этого вопрос: можно ли ставить под землю газовые котлы? Ещё в 2017 году Елбасы во время актива обсуждал это, даже есть протокольное поручение Елбасы о переводе ТЭЦ-2 на газ. Мы начали выяснять, почему работа не проводится со стороны "Самрук-Энерго". Специалисты начали говорить, что денег на перевод нет", – продолжил градоначальник.

В декабре 2019 года чиновники встретились с экспертами и договорились, что весной 2020 года им предоставят предварительные данные о том, каким образом переводить ТЭЦ на газ.

Читайте также: Все ждут перевода алматинских ТЭЦ на газ. Поможет ли это экологии и кто будет платить?

"Они (эксперты. – Авт.) подняли такой вопрос: перевод на газ приведёт к увеличению тарифа. Готово ли население к этому? Я ответил, что это не их головная боль, пусть они делают свою работу. С 2012 года акимат субсидирует автотранспорт, чтобы жители могли за 80 тенге ездить. Если надо будет, пойдём на то, чтобы субсидировать отопление. Здоровье людей важнее. Самое главное – понять, как это сделать: фильтрация, строительство новой ТЭЦ или перевод на газ существующей", – пояснил аким.


Отчётная встреча акима Алматы, 19 февраля 2020 года / Фото пресс-службы акима Алматы

Он отметил, что на появление смога влияет и автотранспорт.

"Пригласили московских специалистов, наши партнёры хорошо решают проблему с пробками. Предлагаются радикальные меры: запретить движение автотранспорта в центре города, сделать платные дороги, как в Лондоне, или ввести график чётных и нечётных дней, как в Пекине. Эти вопросы обсуждаются. Прежде чем принимать решение, мы посоветуемся с жителями", – заверил аким.

В ближайшее время акимат выпустит на линию 10 микроавтобусов, оборудованных специальной техникой. Они будут измерять, как автотранспорт загрязняет атмосферу.

"Если сильно, то будем отправлять на штрафстоянку. Задача, чтобы на линии такой транспорт не ездил. Автобусы только на газе покупаем теперь. Частных партнёров предупредили: дизельные автобусы, заказанные и оплаченные в 2019 году, пусть завозят, но больше – нет. Запустили первые 10 электробусов, в 2020 году ещё 17 выйдут на линии", – рассказал градоначальник.

В акимате решили создать независимую группу, которая будет заниматься мониторингом загрязнения окружающей среды.

"Мониторингом атмосферного воздуха занимается "Казгидромет". Насколько правдоподобная у них информация? Есть частные компании, которые загрязнение мониторят, у них другие цифры. Когда есть альтернативное мнение от частных компаний, население будет верить им. Поэтому принято решение о создании независимой мониторинговой группы. Их информация будет взята за основу", – сказал Бакытжан Сагинтаев.

О подключении к газу

Жители Алатауского района Алматы поинтересовались, можно ли рассмотреть вопрос о бюджетном финансировании подключения домов к газу. Стоимость обходится одному дому в 300 тысяч тенге.

"Мы договорились с "Халык банком" о возможности кредитования под 0% жителей Алматы на подключение к газу и установки внутридомового оборудования. Сейчас рассматривается срок кредитования. Также рассматривается возможность субсидирования банком на безвозмездной основе малообеспеченных граждан", – ответил Бакытжан Сагинтаев.

Присутствовавший в зале предприниматель вызвался оплатить расходы на подключение к газу 10 малообеспеченных семей Алатауского района.

О трамваях и общественном транспорте

Вопросы об общественном транспорте были одни из часто задаваемых. Жаловались жители Турксибского, Алатауского, Наурызбайского районов. Люди говорят, что добраться до центра города – проблема, ещё и нет прямых маршрутов из дома до пункта назначения.

Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?

"Автобус долго ждёте или добираетесь долго – это следствие того, что не хватает автобусов, дефицит общественного транспорта. В 2020 году 700 автобусов на списание стоит, в 2019 году их было 300. В этом году покупаем 400 машин, но даже при этом не добираем", – признал проблему аким Алматы.

Алматинка Галина Лаптева спросила, можно ли вернуть трамваи.

"Моё мнение, уже к старому не вернуться. Трамваи – это очень затратное мероприятие. Невозможно это вернуть назад. Это останется в истории, что в Алматы был трамвай", – ответил аким.

Он добавил, что можно запустить туристический трамвай, как, например, в Стамбуле: там по центральной улице ездят трамваи для туристов.

"Ниже Зелёного базара есть много старых домов, и с нижней стороны сохранились трамвайные линии. У нас есть идея сделать туристическую зону там: купить трамвай и пусть он туда-сюда ездит. Хотите увидеть наши трамваи – пожалуйста, покатайтесь. И бизнес там будет развиваться", – рассказал о планах Бакытжан Сагинтаев.


Отчётная встреча акима Алматы, 19 февраля 2020 года / Фото пресс-службы акима Алматы

Активист Геннадий Крестьянский спросил о том, когда уберут БРТ? На что аким ответил, что на повестке дня вопрос ликвидации БРТ не стоит.

О школах и детских садах

"Микрорайон Рахат Алатауского района включён в границы города в 2014 году. У нас всего одна школа, рассчитанная на 100 детей, а учится в ней более 550. Когда вы построите новые школы?" – спросил мужчина по имени Жумагали.

Подобная проблема и у жителей Бостандыкского района. Ученики школы №94 учатся в одном здании со студентами колледжа.

"По государственно-частному партнёрству восемь школ будет построено, одну школу построим в микрорайоне Рахат. Там строим большое здание, так сказать, с запасом. К началу 2021 учебного года, думаю, успеем закончить строительство. Уже в 2020 году к началу учебного года будут построены две школы на 1800 мест и пять пристроек к существующим школам на 2017 мест", – пообещал аким.

В 2020-2022 годах за счёт частных инвестиций планируется открытие:

  • четырёх школ на 2240 мест;
  • 300 детских садов на 8000 мест.

О больницах

"Уважаемый аким, я недавно с внучкой попала в инфекционную детскую больницу. Нас принимали двое врачей: то один, то другой. В очереди мы просидели более двух часов. Почему такое обслуживание в больницах?" – спросила жительница Алматы.

"Мы провели аудит в 2019 году. Выяснилось, что оснащённость в поликлиниках на уровне 22%. Там даже анализы не могут взять. В результате мы приняли комплексную трёхлетнюю программу. Выделяем 20 миллиардов тенге и повысим оснащение до 90%. Проведём ремонт в больницах, повысим оснащение и квалификацию врачей", – сказал аким.

В планах на 2020 год:

  • купить 38 машин скорой помощи;
  • открыть 39 медучреждений на первых этажах жилых домов;
  • открыть консультативно-диагностический центр при детской городской клинической больнице №2;
  • открыть радиологический корпус при при детской городской клинической больнице №2.

О спорте

Многодетная мать из Турксибского района задала вопрос о финансировании спортивных секций из бюджета.

"Мы отдали детей в бесплатные спортивные секции в школе. Они показывают хорошие результаты. Для того чтобы их отправить на республиканские соревнования, нужны деньги. У нас их нет. Может ли акимат поддержать нас финансово?" – спросила она.

"Если дети показывают неплохие результаты, то мы должны их поддерживать. Оказывая поддержку, мы будем взращивать новых звёзд спорта, чемпионов, таких как Бекзат Саттарханов, Серик Сапиев, Жаксылык Ушкемпиров. Кроме того, мы должны поддерживать школьников, участвующих в предметных олимпиадах", – ответил аким города.

Другие родители пожаловались на дороговизну секции хоккея – 38 тысяч тенге.

"Письмо и обращение об этой проблеме мне поступило. Я знаю. Разберёмся и ответим вам", – отреагировал Бакытжан Сагинтаев.


Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев / Фото пресс-службы акима Алматы

В Алматы приступили к строительству теннисного центра на 14 кортов, ввод в эксплуатацию планируется в 2021 году. Спроектировано пять физкультурно-оздоровительных комплексов:

  • в Жетысуском районе – в микрорайоне Айнабулак;
  • в Жетысуском районе – в микрорайоне Кемел;
  • в Турксибском районе – в микрорайоне Жас Канат восточнее улицы Баймагамбетова;
  • два в Наурызбайском районе – в микрорайоне Акбулак.