Зачем Токаев отправляет акимов в народ
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о проведении встреч акимов с населением. В документе говорится, что встречи должны проводиться часто и на три четверти состоять из сессий вопросов и ответов.
Какой может быть эффект от реализации указа, насколько повысится ответственность руководителей на местах?
Акимы должны услышать народ
Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Сабина Садиева подчеркнула, что указ выступает прямой реализацией концепции "слышащего государства". При этом она обратила внимание на то, что нормы, регламентирующие отчётные встречи акимов, вопреки обыкновению спущены на уровне президентского указа.
"Это не просто документ, не методичка. Обычно регламенты у нас спускаются на уровне правовых актов пониже. Здесь можно выделить два больших момента. Во-первых, указ должен привести к повышению эффективности отчётных встреч. Они должны стать реальным инструментом взаимодействия акиматов с местным сообществом", – отметила Сабина Садиева.
По её словам, в указе очень точно прописали регламент проведения отчётных встреч вплоть до периодичности, формата, содержания. Всё это даёт для бюрократического аппарата рамку для контроля как внутреннего, внутри госаппарата, так и внешнего – со стороны гражданского общества.
"До этого вы просто знали, что раз в полгода, год аким выступает с отчётной встречей. Теперь акимы должны провести сбор вопросов, на сессию "вопрос – ответ" должно выделяться три четверти продолжительности встречи. Всё это даёт параметры для оценки качества встречи. Естественно, что внутри госаппарата на основе указа будет выстраиваться целая система контрольных мероприятий, которыми будут оценивать акимов", – считает Садиева.
Во-вторых, как отметила она, указ регламентирует содержание встреч. Если раньше регламентация касалась больше технических параметров встреч – как часто их проводят, кто проводит – то теперь указ предписывает обсуждать то, о чём люди непосредственно говорят в обращениях, жалобах.
"Необходимо теперь обрабатывать информацию, которая доходит до государства по выстроенным каналам обратной связи. Эти каналы в свою очередь получают дополнительную значимость. Если системно писать обращения по какому-то вопросу, то он войдёт в повестку следующей отчётной встречи, и жители, и гражданские активисты смогут это использовать", – сказала замдиректора КИСИ.
Ответственность акимов повысится, считает она.
"А если ещё мы получим те реформы, о которых мы говорим, – в части выборности, в части развития местного сообщества – то это будет ещё интереснее. Указ способствует построению более "слышащего" государства, которое проводит справедливую балансировку общественных интересов. Президент говорит, что хочет "человекоцентричное" государственное управление. Это как раз элемент того образа будущего, который мы сейчас называем Новым Казахстаном, когда при принятии решений органы госуправления больше принимают в учёт мнения граждан, когда граждане больше вовлечены в политику, в процесс принятия решений", – резюмировала эксперт.
Читайте также: Казахстанцам нужно не просто "слышащее", но "видящее"и "действующее" государство: чего требовали участники митинга в Алматы?
Аналитик-менеджер Казахстанского института общественного развития Мунира Абулова считает, что указ повысит как ответственность местных исполнительных органов за вверенный им регион, так и подотчётность этих органов.
"Несомненно, подобные мероприятия (отчётные встречи. – Авт.) проводились и ранее, но в большинстве своём они имели формальный характер, – подчеркнула Мунира Абулова. – Подписание указа в первую очередь обеспечивает нормативно-правовое регулирование этой деятельности, так как содержит требования к формату проведения встреч с населением на разных уровнях"
"Во-вторых, – отметила она, – указ закрепляет ответственность акимов за результаты их работы в регионе, так как определяет сроки и формы отчётности по результатам взаимодействия акимов с населением".
"В-третьих, это позволит решить спектр актуальных проблем регионов через формирование пула проблемных для них вопросов с участием широкой общественности и на практике обеспечит участие населения в развитии региона", – считает аналитик.
Солидарна с ней и доктор социологических наук Ляззат Нуркатова: "Указ вводится в целях дальнейшей демократизации общества, повышения ответственности акима как руководителя исполнительных органов на местах", – уверена она.
"Модернизация казахстанского общества зависит от понимания разными целевыми группами, или стратами, населения, что не все вопросы могут быть решены сиюминутно, необходимо находить пути и сроки решения проблемных вопросов, – обратила внимание Ляззат Нуркатова. –Технологии социальной работы на уровне местного сообщества как никогда обретают свою актуальность, а социологический мониторинг реализации гибкого календаря встреч с населением позволит по-новому формировать и рейтинг акима".
Казахстанцы хотят наблюдать "слышащее государство" в действии. Поэтому эффект от реализации указа будет большим, считает руководитель Центра по изучению института семьи Казахстанского института общественного развития Айгуль Ракишева.
"Есть проблемы, с которыми сталкиваются казахстанские семьи, которые можно решить на уровне местных исполнительных органов. Открытость и прозрачность органов государственной власти – это уже реальная потребность, которая позволит совершенствовать форму обратной связи, сделает власть более открытой и доступной, а значит, приведет и к росту доверия со стороны населения", – уверена Айгуль Ракишева.
Справятся не все акимы
Политолог, советник председателя правления Казахстанского института общественного развития Дина Айкенова подчёркивает: "Указ существенно изменит формат работы акиматов от подготовки к мероприятию, частоты встреч до баланса "отчёт – ответы на вопросы". Но не все акимы смогут выдержать подобную нагрузку".
"Необходимы навыки работы с людьми, свободное владение двумя языками и знание всех проблем на местах. Указ является одним из механизмов реализации "слышащего государства" и усилит дальнейшую демократизацию общества, информирование населения о проводимых в стране реформах, повысит прозрачность, ответственность, подотчётность местных исполнительных органов. В регионах смогут выйти на передовую и больше проявить себя акимы с лидерскими качествами и умением убеждать людей, что крайне важно в современном статус-кво", – считает Дина Айкенова.
Директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев согласен с тем, что новую задачу освоят не все акимы.
По его мнению, в соответствии с концепцией "слышащего государства" в Казахстане пока полноценно работает только сам президент.
"Акимы же, министры и прочие чиновники продолжают работать по старым лекалам и не выстраивают системных коммуникаций, – отметил Уразгали Сельтеев. Надо понимать, что все эти годы отчётные встречи проводились формально, ради галочки, это был скорее монолог акима. Написанные канцелярским языком отчёты ничего не говорят людям, многие цифры в этих отчётах "правильно" подправленные. Не секрет, что на встречах подчас имеет место режиссура: специально подготовленные люди задают заранее заготовленные вопросы".
Теперь, как напомнил политолог, три четверти времени отчётных встреч отводится на этап вопросов-ответов, а значит, акиматам придётся тщательно готовиться перед встречами, проводить анализ обращений, жалоб. Иными словами, появляется системная аналитическая работа.
"Из-за того, что акимы игнорируют коммуникацию, приходится реализовывать институт отчётных встреч через такой механизм, как указ, и очень важно, что в нём чётко прописан весь алгоритм. Как мы видим на практике, местным исполнительным органам нужно всё чётко прописывать, иначе они впадают в ступор. Если им дать просто вектор реализации, каждая область, каждый район сделают по-своему, и в итоге искажается сама идея", – посетовал глава института.
Как добавил эксперт, указ задаёт лишь прямой стандарт минимальной публичной коммуникации.
"В нынешнее время нужно, чтобы коммуникации акима с населением были постоянными, если аким заинтересован в своей работе. Но не стоит преувеличивать и эффект от указа. Хоть и происходит определённая регламентация, на местах, возможно, появятся попытки найти какие-то лазейки, чтобы проще это реализовать", – сказал политолог.
Для акимов это вызов, подчеркнул он.
"Не каждый аким сможет справиться с проведением отчётных встреч в таком формате. Того, что указ приведёт к повышению ответственности местной власти, сразу ждать не стоит. Ответственность повысится в одном случае – когда будет внедрена прямая выборность, особенно на уровне городов и районов", – уверен эксперт.
Читайте также:
- Реформа пенсионной системы: Минтруда демонстрирует собственную концепцию "неслышащего государства"
- Аким Павлодара о жалобе на кваканье лягушек: Становиться не слышащим акимом?