По данным Комитета по статистике МНЭ РК, с 2008 по 2017 год Казахстан покинуло 324 457 человек. В ТОП-10 стран, куда уезжают наши соотечественники, вошли:

  • Россия (282 125 человек);
  • Германия (16 918 человек);
  • Беларусь (7 513 человек);
  • Узбекистан (2 669 человек);
  • Украина (2 299 человек);
  • США (2 135 человек);
  • Канада (1 458 человек);
  • Кыргызстан (1 277 человек);
  • Азербайджан (452 человека);
  • Китай (438 человек).

Основную часть выезжающих из Казахстана составляет экономически активное население – люди от 16 до 62 лет, сообщили в Комитете миграционной службы МВД РК в ответе на официальный запрос informburo.kz.

"Наибольшее количество разрешений выдано в связи с возвращением на историческую родину, воссоединению с семьёй", – добавили в комитете МВД РК.

Прибыло в страну за этот же период 283 104 человека, что создало отрицательное сальдо миграции – более чем в 40 000 человек. Отрицательное сальдо внешней миграции в стране по итогам пяти месяцев 2018 года составило 7 515 человек.

Большинство мигрантов, приехавших в Казахстан на ПМЖ, – выходцы из Узбекистана. Рейтинг стран, из которых в РК переехали люди, сложился следующим образом:

  • Узбекистан (131 197 человек);
  • Россия (58 477 человек);
  • Китай (30 063 человек);
  • Монголия (17 212 человек);
  • Кыргызстан (11 467 человек);
  • Туркменистан (11 437 человек);
  • Азербайджан (3 038 человек);
  • Германия (2 825 человек);
  • Турция (2 378 человек);
  • Украина (2 269 человек).

"Наибольшее количество постоянно проживающих иностранцев и лиц без гражданства зарегистрировано в Алматы, Алматинской, Карагандинской, Мангистауской областях. Преимущественно это граждане РФ, Узбекистана, Кыргызстана, Китая, Монголии", – сообщили в Комитете миграционной службы МВД РК.

Люди, которые покинули Казахстан по разным причинам, рассказали Informburo.kz, как они живут сейчас вдали от родины.

Пожить другой жизнью

Егор Кочетов переехал в США вместе с супругой около года назад – выиграли грин-карту, интересно было попробовать пожить другой жизнью.

"Жена решила делать военную карьеру. Прошла тестирование в Air Force ВВС США. Так как она показала отличные результаты во время обучения, её направили служить на одну из лучших военных баз в Лос-Анджелесе. Поэтому мы и живём там сейчас. Военная карьера – отличная возможность начать жить в США – сразу же у тебя появляется оплачиваемая работа, куча бенефитов (дополнительных возможностей. – Авт.) для военнослужащих и членов их семей. Это медицинская страховка, оплата жилья, деньги на образование и многое другое", – рассказал Егор Кочетов.


Егор Кочетов с супругой / Фото с аккаунта Егоря Кочетова в Facebook

В Казахстане Егор был владельцем ресторана и архитектурной фирмы. В Америке он работает таксистом, так как пока не нашёл работу по специальности архитектора. Некоторое время он потратил на улучшение английского языка, собирается получать дополнительное образование.

"С формальной точки зрения социальный статус наш упал, но качество жизни нашей семьи, я считаю, улучшилось. Мы живём в одном из лучших городов планеты с шикарным климатом, возле океана. Мы не можем позволить себе сверхдорогих развлечений, но положение сейчас позволяет нам жить нормально. Прошло чуть больше года. Когда и моя карьера пойдёт в гору, наша жизнь станет ещё лучше", – отметил Егор Кочетов.

Набраться опыта и знаний

Титулованный спортсмен, первый казахстанский Олимпийский чемпион по лыжным гонкам, один из сильнейших лыжников мира второй половины 80-х и 90-х годов XX века Владимир Смирнов переехал в 1991 году в Швецию, в город Сундсвалл. По его словам, уехал, чтобы набраться опыта и знаний в профессиональном спорте, хотел понять, что значит быть профессиональным спортсменом и быть в центре происходящих событий – в Европе.

"Мои надежды полностью оправдались, Я получил громадный опыт, знания и достиг максимальных результатов в спорте", – сказал он.


Владимир Смирнов / Фото m.prosports.kz

Особенных отличий жизни в Казахстане от жизни в Швеции он для себя не нашёл.

"Но есть моменты ведения бизнеса, которые очень сильно отличаются. Один из них – когда принимают на работу здесь, дают доверие и возможности. При работе в Казахстане нет ни первого, ни второго. То есть меня приняли на работу, поставили задачу и дали ресурсы. Когда я её выполнил, все остались очень довольны", – рассказал Владимир Смирнов.

Быть ближе к внукам

Зульфия Арефьева переехала в Россию в 2013 году. Вместе с мужем она прожила в Казахстане 30 лет, работала директором костанайской телерадиокомпании "Алау". Решили уехать лишь по одной причине – дети жили в России, и когда пошли внуки, им понадобилась помощь. Да и самим хотелось быть ближе к внукам.

"Дети живут в Челябинске, но мы в сам город не захотели переезжать, потому что там экология плохая. Хотелось быть ближе к природе, чтобы было куда детям с внуками ездить, поэтому поселились недалеко от города. Нам комфортно было и в Казахстане, комфортно и здесь. Менталитет очень похож. У нас появились здесь новые друзья. Насчёт работы всё сложилось хорошо – я ушла в частную практику. У меня второй диплом психолога. Я решила заняться консультированием, в том числе онлайн. За три года окончила три школы повышения квалификации. Это позволяет мне находясь дома или в поездках работать и получать достойную зарплату", – рассказала Зульфия Арефьева.


Зульфия Арефьева / Фото с аккаунта Зульфии Арефьевой в Facebook

На пенсию она с супругом в России вышла раньше, чем вышла бы в Казахстане.

"Я стала получать пенсию в 55, муж в 56 лет. У него горный стаж был. В Казахстане он уже не учитывался и не повлиял бы на пенсионный возраст. Здесь на тот момент это учитывалось. Ещё один плюс: когда покупаешь жильё, идёт возврат налога. К примеру, квартира стоит два миллиона рублей. 260 тысяч идёт возврат ИПН, который ты выплачиваешь на работе. То есть, 13% каждый год тебе возвращают, пока не выплатят 260 тысяч. Если говорить про детей – это материнский капитал. Есть достаточно много интересных льгот, которых в Казахстане уже нет. Но, я думаю и Россия придёт к тому, что со временем снизит или отменит эти льготы, потому что экономики наши похожи", – сказала Зульфия Арефьева.

Манили "новые горизонты"

Переводчик из Костаная Игорь Ланге переехал в Германию, город Кёльн, три года назад. Сейчас он занимает должность руководителя российского визового центра в городе Бонн, плотно сотрудничает с генеральным консульством России в области визовых вопросов.

"Многие в то время, да и сейчас буквально бежали из Казахстана. Мой переезд побегом назвать сложно – на родине у меня всё было хорошо: я был востребованным переводчиком, а также преподавал иностранный язык в университете, денег хватало. Осилил даже покупку небольшой квартиры в родном городе (самая неудачная инвестиция), было много друзей. Меня скорее манили "новые горизонты", нравилась идея выхода из зоны комфорта. Мол, здесь всё получилось, почему бы не попробовать там? Да и Европа с её старинными храмами и площадями всегда сердцу была мила", – сказал Игорь.

Так как он работает и общается в основном с выходцами из постсоветских стран, то никакого ментального шока не пережил. Однако Игорь отмечает, что повседневные реалии всё же диктуют необходимость адаптироваться к некоторым вещам.


Игорь Ланге / Фото предоставил Игорь Ланге

"Наверное, сложнее всего привыкнуть к неспешности и размеренности жизни немцев, к планированию отпуска за полгода, к тому, что решение простейшего вопроса может занять недели, а то и месяцы. Местный народ очень сдержанный, закрытый и негостеприимный, что ли... К примеру, если твои родители приезжают к тебе в гости раз в месяц, ты можешь напоить их кофе, дать печеньку и отправить домой", – сказал Игорь.

В Германии также очень сложно найти квартиру.

"Особенно в условиях современной Германии, когда квартиры нужны очень многим, и есть огромный конкурс, поиск квартиры может занять от нескольких недель до нескольких лет. Когда у меня была зарплата чуть поменьше, квартиру мне просто никто не сдавал", – сказал он.

Рассказал Игорь и о "немецкой эффективности", которую нередко считают примером у нас: "Немецкая эффективность – это большое надувательство. Нет здесь никакой эффективности. Может быть когда-то была. Сейчас всё пропало", – считает Игорь.

К 35-40 годам начинают возвращаться

Казахстанский фонд 7Jel занимается объединением организаций и молодёжи, обучающейся за рубежом, для создания перспективного имиджа нашей страны. Одна из задач фонда – вернуть как можно больше специалистов, покинувших Казахстан. По словам исполнительного директора фонда Армана Барменбаева, причины, по которым перспективные специалисты уезжают в другие страны, могут быть самыми разными.

"Причин может быть много. Начиная от каких-то личных предпочтений, заканчивая тем, что на него здесь как-то "не так" посмотрели. Ну и плюс финансовая составляющая – зарплата. Допустим, если взять IT-специальности, ребята, которые здесь получают те же 200-350 тысяч тенге в месяц, в немецкой компании на той же позиции, по тем же функциональным обязанностям могут зарабатывать две-три тысячи долларов. Конечно, уровень жизни там выше. Нам сейчас немного тяжело конкурировать с ними. Основной целью фонда является мониторинг ребят, которые уезжают, и увеличение их числа здесь. Чтобы они больше вкладывали в нашу экономику и развивали страну", – объяснил Арман Барменбаев.


Арман Барменбаев / Фото с сайта el.kz

Он назвал топ специальностей, представители которых чаще покидают Казахстан – это IT, технические и медицинские специальности.

Однако не всё так гладко проходит у тех, кто решился всё-таки покинуть родину. Перед ними встаёт проблема адаптации в стране с другим менталитетом, языком. Не так просто бывает найти жильё.

"Может быть так, что поехал на одну работу, а его в итоге не приняли. Там те же самые проблемы, вплоть до того, что нужно позвонить, через знакомых зайти в какую-то определённую компанию", – добавил Арман Барменбаев.

"Зачастую возвращаются, потому что те ожидания, иллюзии, которые они ставят перед собой, не воплощаются в жизнь: поеду за рубеж, будет всё круто, всё классно, – рассказал исполнительный директор Совета молодых предпринимателей Казахстана Ерлан Серекбаев. – На самом деле это в большинстве своём не так. Возвращаясь в Казахстан, они понимают многое. Я сам предприниматель. Если даже по СНГ сравнивать возможности для бизнеса – у нас достаточно легко создать свой бизнес. Сидя дома посредством электронного правительства можно создать свою компанию, зарегистрировать свой сайт. Все условия созданы для предпринимателей".

Арман Барменбаев в свою очередь добавил, что некоторые казахстанцы, добившись успеха за рубежом спустя время, тянутся к своим корням.

"Внутри у них играет чувство патриотизма, хочется домой. Это тоже одна из причин возвращения. Здесь они пытаются реализоваться как инвесторы, эксперты, советники. Они к 35-40 годам начинают возвращаться, если у них удачно прошла адаптация за рубежом", – сказал Арман Барменбаев.

19 мая сообщалось, что в начале 2018 года Казахстан покинуло около семи тысяч соотечественников. Наибольший отток населения зафиксирован в Костанайской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях, а также в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.