Алматы – город не только многонациональный, но и многоконфессиональный. В крупнейшем казахстанском мегаполисе мирно уживаются представители 17 религиозных конфессий. По данным Управления по делам религий акимата Алматы, в городе зарегистрировано 190 религиозных объединений, для верующих горожан и гостей мегаполиса работает 118 культовых учреждений.

О наиболее интересных архитектурных объектах читайте в материале Informburo.kz.

Ислам

Ислам – доминирующая религия в Алматы. Что, впрочем, характерно не только для города, но и для всего Казахстана и Центральной Азии. В городе действуют 54 мечети (сто лет назад действовало 12 мечетей, но и населения в Верном было значительно меньше).

Старейшая мечеть Алматы – мечеть "Фатима", построенная в историческом районе – Татарской слободе. Об этом храме известно немного. Его возвели в 60-х годах XIX столетия. Позднее вместо деревянного храма было построено здание из кирпича.

"Фатима" построена в лучших традициях татарского зодчества и отличается от других мечетей города своим остроконечным минаретом и отсутствием центрального купола.

Мечеть "Фатима" / Фото Informburo.kz

Центральная мечеть Алматы появилась на месте другой татарской мечети. Новую строили в непростые 90-е годы довольно продолжительное время – с 1993 по 1999 год.

Здание той старой мечети во время разрушительного землетрясения, произошедшего в Верном в 1887 году, оказалось частично разрушенным, но затем его восстановили. Мечеть просуществовала до 1940 года, затем здание перешло под контроль алматинской сапоговаляльной фабрики и использовалось под склад. Спустя ещё 46 лет, в 1986-м, здание сгорело при пожаре.

И вот уже в первые годы независимости Казахстана на этом месте возвели новую мечеть, которая с тех пор стала центральной в Алматы. Архитекторами проекта выступили Султан Баймагамбетов и Жанабай Шарапиев.

Центральная мечеть Алматы / Фото Informburo.kz

Это одна из крупнейших мечетей республики, рассчитанная на 7000 посетителей. Первоначально главную мечеть города венчали голубые купола. Однако в 2000 году мастера провели реставрацию здания, и храм украсили золотые купола. Спустя год здание Центральной мечети включили в Государственный список памятников истории и культуры местного значения.

Несколько слов стоит добавить о минбаре мечети. Это традиционно кафедра, с которой читает проповеди имам. Над созданием минбара Центральной мечети в течение трёх месяцев работали 20 человек. Для подбора форм этой трибуны художники отсмотрели множество старинных минбаров, начиная с XI века. Минбар Центральной мечети изготовлен из кедра с инкрустацией серебром и костью. При украшении использовались казахские орнаменты.

Семиметровый минбар традиционно расположен справа от михраба (ниши в стене, указывающей направление на Мекку) / Фото Informburo.kz

Одна из новых мечетей города расположилась на месте прежнего казино на пересечении улиц Розыбакиева и Джандосова. Её построили в 2014 году и сразу назвали в честь советского и казахстанского государственного деятеля Байкена Ашимова, который умер в 2010 году.

Мечеть "Байкен" не имеет двора, как это принято в большинстве мечетей Центральной Азии, войти в мечеть можно фактически со всех сторон.

Золотые купола мечети "Байкен" / Фото Informburo.kz

Христианство

Второй по значимости религией в городе является христианство, представленное различными направлениями: православие, католицизм, протестантизм. В городе действуют 20 православных храмов, два католических прихода, 35 культовых учреждений протестантских конфессий.

В XIX веке во время основания укрепления Верное переселенцы привезли с собой в эти края... храм.

"Он был кошмовый, что-то вроде переносной юрты. Понятно, если люди проводили большую часть жизни в походах, то и дома у них были соответствующие. С первых дней пребывания на земле Семиречья они стали искать место под строительство молитвенного дома. Деревянный собор возвели в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на месте Большой станицы", – рассказала экскурсовод Евгения Морозова.

В 1858 году молитвенный дом был обращён в церковь укрепления Верного во имя Веры, Надежды и Любови. Сейчас от того храма остался только фундамент, на котором возведён более современный храм в честь святых покровительниц первых четырёх казачьих станиц Семиречья – Верненской (будущий город Верный), Надеждинской (нынешний Иссык), Любавинской (нынешний Каскелен) и Софийской (современный Талгар).

Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря / Фото Informburo.kz

Рядом с этим собором находится ещё один, названный в честь Матроны Московской. И оба они расположены на территории Иверско-Серафимовского монастыря – единственного в современном Казахстане, где проживает женская община.

Действующий женский монастырь, расположенный в районе Большой станицы / Фото Informburo.kz

Первое деревянное здание Софийского собора разобрали ещё в 1871 году и буквально по брёвнышку перенесли в Малую станицу. Здесь из этого строительного материала возвели церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери. Чуть позже храм, как и многие здания Верного, сильно пострадал от землетрясения 1887 года, поэтому его построили заново.


Читайте также: Было – стало: сравниваем современный Алматы с архивными фото


Этот собор и сегодня принимает прихожан. В нижней части собора находится так называемый пещерный храм. Дело в том, что чуть больше года назад во время реставрации здесь обнаружили огромное подвальное помещение, предназначение которого так и не удалось точно установить. Предполагают, что здесь втайне от Советской власти священнослужители справляли службы. Теперь отреставрированное помещение стало храмом, посвящённым новомученникам и исповедникам казахстанским.

Храм Казанской Божьей Матери в Малой станице / Фото Informburo.kz

Говоря о православных храмах Алматы, невозможно не упомянуть знаменитый Свято-Вознесенский кафедральный собор, расположенный в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Он был построен в начале ХХ века целиком из дерева и входит в число семи важнейших сакральных объектов республиканского значения на территории города.

Вознесенский собор сразу возводили как главный православный собор Верного. Строили храм из дерева на каменном фундаменте под железной крышей. А всё потому что обнаружили: меньше всех от землетрясения пострадали деревянные здания. Его строительством руководил главный инженер Семиречья Андрей Зенков.

Кафедральный (главный в городе) Свято-Вознесенский собор Алматы / Фото Informburo.kz

Вознесенский собор Алматы и сегодня считается одним из самых высоких в мире среди православных деревянных храмов (высота – 54 м).

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных. Вместе с этими народами в Казахстане появились и католические культовые учреждения.

Римско-католический приход Пресвятой Троицы / Фото Informburo.kz

Римско-католический приход Пресвятой Троицы Алматы официально существует с 1975 года, когда городская администрация разрешила зарегистрировать местную католическую общину. Разумеется, община существовала и раньше вместе с прибытием в Казахстан переселенцев-католиков – немцев, поляков, украинцев и верующих других национальностей.

После регистрации общины верующие на свои деньги купили маленький домик, который стал католической церковью. Очень скоро домик не смог вмещать в себя желающих участвовать в богослужениях. Спустя три года алматинские католики купили дом побольше, который вмещал до 200 человек.

Другие конфессии

История иудаизма в Алматы начинается практически с основания города. В 1870 году здесь появились первые иудеи, а уже в 1884 году – построена первая синагога Казахстана. В современном Алматы для последователей иудаизма работает "Дом Менахема. Хабад Любавич", созданный в 1994 году. Этот центр управляет семью филиалами по Казахстану.

Еврейский центр Алматы на проспекте Райымбека / Фото Informburo.kz

Однако самой старинной, хоть и с небольшим количеством адептов, религией на территории Казахстана, которая существует и поныне, является буддизм. Когда-то в эти земли шли миссионеры из Индии. Сегодня основу буддистов в мегаполисе составляют корейцы.

Храм буддистов в Алматы / Фото The-steppe.com

Интересно, что на территории буддийского храма его учитель (в других конфессиях – настоятель) построил деревянный домик для кошек с тёплыми полами.