Прямой эфир Новости спорта

Картины на алматинских панельках. Откуда там взялись мечети, церкви и сфинкс

Фото АПН
Фото АПН
Проезжая по улице Саина, многие наверняка замечали изображения мавзолеев, храмов и чудес света размером с девятиэтажный дом.

Гигантские изображения религиозных сооружений на фасадах появились в атеистическое советское время, задолго до современных муралов. Как же это произошло?

Об идее и происхождении рисунков рассказал заслуженный архитектор Казахстана, экс-начальник Главного управления "Алма-Ата стройпроект" Орысбай Баймырзаев. Кстати, именно по его проектам были построены Казахский драматический театр имени Мухтара Ауэзова и бывшая гостиница “Рахат”.

Сфинкс на торце жилого дома / Фото АПН

Итак, дома с рисунками находятся в микрорайоне Жетысу-2, их отлично видно с улицы Саина. Эта улица сформировалась в 60-х годах XX века. В 1963 году план, разработанный "Ленгипрогором", определил основное направление развития города на расчётный срок до 1980 года. 

Католический костёл / Фото АПН

Предусматривался также и рост численности населения за этот период с 456 тысяч до 750 тысяч человек. Развитие города проектировалось на свободных землях, в основном в западном направлении. Именно в тот период, с 1970 по 1981 год, на карте Алматы появились микрорайоны Жетысу.

По словам Орысбая Баймырзаева, в своё время раздавалась критика, что Алма-Атинский домостроительный комбинат (АДК) строит невыразительные и совершенно одинаковые панельные дома.

Православная церковь / Фото АПН

"Существовала устная договорённость между алма-атинским горисполкомом и директором АДК о том, что ежегодно будут улучшать и менять фасады домов. Тогда главному архитектору домостроительного комбината Юрию Алексеевичу Москвину и мне как главному архитектору города поручили предложить идеи по улучшению внешнего облика зданий. В итоге у нас получилось обоюдное предложение и социальная программа, которую мы постепенно внедряли в работу комбината", – рассказал Орысбай Баймырзаев.

Мечеть / Фото АПН

"Стоит знать, что домостроительный комбинат был мощным производством, которое не терпело каких-либо изменений в своей работе, и я понимал почему, – добавил архитектор. – Процесс был крайне трудоёмким. Необходимо было изготовить панель, высушить её, обжечь, чтобы краска не сгорела – работа серьёзная и сложная. АДКовцы не просто так жаловались на это всё. Тем не менее нам удалось кое-что сделать, и рисунки на домах в Жетысу – часть этого проекта".

"Как видите, на домах изображена общая философия архитектуры прошлых лет. Проскальзывает исламская, православная, буддийская тематика – примеры из всемирного архитектурного наследия. К примеру, на одном из домов изображён сфинкс", – отметил Орысбай Жұбайұлы.

Пагода / Фото АПН

Как же отнеслась власть к такому выбору композиций для украшения фасадов? Ведь во время строительства в 70-80 годах религиозная тематика не приветствовалась. 

"Конечно, были противники, они хотели, чтобы мы изобразили светлый образ будущего коммунизма, но мы защитили свою идею. В то время главный архитектор города имел большие полномочия. Храмы, мечети, пагоды – они существовали до нас и существуют по настоящее время, против мы или нет – это часть нашей истории", – подытожил архитектор. 

Беседовала Александра Гузева, АПН

Новости партнеров