Высшее образование в Казахстане. Что даст студентам академическая свобода?
Абитуриенты, поступающие в 2019 году в вузы, будут первыми, кто получит дипломы негосударственного образца. Каждое учебное заведение отныне будет выдавать свой документ.
Новшество внедряют в рамках академической свободы, которую ранее инициировало МОН РК. Разберёмся в том, что она собой представляет и что даёт обучаемым и обучающим. Об этом говорили на встрече Expert Update, которую организовали интернет-журнал Vласть и группа компаний "Верный капитал".
Представители трёх ведущих вузов страны выявили плюсы и минусы академической свободы на практике.
Высшее образование: до и после
Академическую свободу вузам дают по трём направлениям: академической, управленческой и финансовой. Остановимся на самых интересных изменениях.
- Вузы будут самостоятельно разрабатывать программы обучения. Это значит, что каждый ректор имеет право на своё усмотрение составлять перечень предметов для каждой специальности: что должен знать, например, будущий бухгалтер, менеджер или инженер. Министерство образования и науки РК оставляет лишь 15% обязательных предметов, таких как история Казахстана, физическая культура, английский язык, информатика.
- Нет больше привязки к срокам обучения, то есть студент может изучить все предметы как за 4-5 лет, как это было всегда, так и за три года.
- Нет фиксированной нормы по оплате образования за год. Студент будет покупать credit's (часы по предметам). К примеру, в первый год обучения учащийся приобретёт часы по 20 предметам и заплатит за них, а во второй год – только по 10. Соответственно, второй курс будет дешевле, чем первый.
-
Разработан новый классификатор специальностей. Раньше существовали 600 специальностей, среди которых есть те, которые уже давно не востребованы на рынке труда. В связи с этим подготовка кадров будет проходит по общим направлениям.
Читайте также: Зачем казахстанским вузам потребовалась академическая свобода
К чему будут готовы выпускники при академической свободе?
Одна из задач академической свободы – подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Вполне логично, если спрос и предложения будут изучать вузы.
"Основной работодатель на рынке в Казахстане – это государство. Более 60% трудоспособного населения косвенно или прямо работает на государство. Соответственно, для него большинство госвузов выпускают специалистов, а частные вузы – для бизнеса. Нам поступают заказы, например, подготовить IT-специалистов. Мы обучаем молодых людей, к нам из компании-заказчика приходят сотрудники, которые преподают. Во время учёбы в вузе студент уже практикуется в бизнес-сфере. В итоге, получая диплом, он имеет два года стажа и потенциального работодателя", – говорит ректор Университета имени Сулеймана Демиреля (СДУ) Канат Кожахмет.
Специалистов, готовящихся к работе в госсекторе, в несколько раз больше. Как следствие, выше конкуренция, поэтому многие, заканчивая высшее учебное заведение, работают не по специальности. К этому нужно быть готовыми, предупреждают ректоры.
"У нас есть факультет "Международные отношения". Если посмотреть на его учебную программу, становится понятно, что это дипломатия. Но мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы работать дипломатом в МИД, нужно не профессию выбрать, а родителей. Если у молодого человека родители не работают в МИД, то мало шансов попасть туда. Именно по этой причине мы готовим дипломатов, но тех, кто может найти работу в других, соседствующих областях, чтобы человек не потерялся в жизни", – считает Эндрю Вахтель ректор университета Narxoz.
Похожего мнения придерживается и декан факультета информационных технологий Казахстанско-британского технического университета (КБТУ) Фуад Гаджиев:
"Дипломатия – это не специальность. Это два часа говорить ни о чём и обо всём. Как можно учить дипломатии 18-летнего молодого человека, который ещё не созрел психологически к жизни? Он формирует свои взгляды и накапливает опыт в стенах вуза. Поэтому вузы думают за него: какие знания дать, чтобы после получения диплома он не пополнил ряды безработных", – говорит Фуад Гаджиев.
Эксперты сошлись во мнении, что зависеть от рынка труда нельзя – слишком он непостоянен. Предугадать, какие профессии станут востребованными в будущем, никто точно сказать не может. 10-15 лет назад самых востребованных в настоящее время профессий не было вовсе. По мнению Эндрю Вахтеля, ненужными в будущем окажутся те специалисты, работу которых может заменить компьютер, запрограммированное оборудование или другая техника.
"Самая первая профессия, которая вымрет, – это бухгалтер. Я отговариваю всех родителей, студентов от этого факультета. Но если папе с мамой важно, чтобы их чадо получило диплом бухгалтера, – хорошо. Я понимаю, что ещё пару лет – и никому будут не нужны счетоводы. Компьютеры заменят человека. Они уже заменяют сейчас", – продолжил ректор университета Narxoz.
Напротив, самыми востребованными специальностями называют дизайн, экологию, психологию и социологию. Те сферы, в которых нужен анализ и обработка огромного количества информации, а также творческий подход, где машина не заменит живого человека.
Задача вузов – подготовить такого человека, который сможет в любое время и при любых обстоятельствах использовать те знания, которые он получил. Профессия – это грамотность и навыки, которыми вооружится молодой человек в стенах учебного заведения. От того, как он ими сможет воспользоваться в жизни, зависит его востребованность и успех, говорят ректоры. Академическая свобода, как понимают ректоры, даст возможность сделать из 18-летних юношей и девушек готовых к новым вызовам специалистов.
Кто должен преподавать в вузах Казахстана?
Академическая свобода даёт право выбирать предметы, необходимые для обучения. Немного иначе обстоят дела с формированием преподавательского состава. По словам руководителей вузов, министерство выдвинуло такие требования к учителям, что подобрать подходящих очень сложно.
"С одной стороны, МОН нам даёт автономию, с другой, тут же спускают требования: профессорско-преподавательский состав на кафедре на 50% должен состоять из учителей с учёной степенью. О чём? Для чего? У меня на IT-факультете степень вообще не нужна. И нам приходится выкручиваться из таких ситуаций. Со стороны Министерства образования и науки это половинчатость решений. С одной стороны, казалось бы, стало лучше, но с другой – хуже", – не согласен декан факультета информационных технологий КБТУ Фуад Гаджиев.
Читайте также: Из-за принятой академической честности вузы не могут окончить 30-40% студентов
Участники встречи Expert Update сошлись во мнении, что в Алматы и Нур-Султане проблема дефицита кадров большая, но в регионах кадров не хватает ещё больше. Молодые магистранты и докторанты не едут в области. Во-первых, не видят перспективы для роста, во-вторых, из-за мизерных зарплат.
"У нас два выхода: врать (по документам – преподают пенсионеры с учёной степенью, на самом деле – молодые специалисты) или делать по-своему (нанимать полезных для студентов преподавателей, пусть и без регалий). Самые крутые учителя, за которыми охотятся вузы, это те, что имеют образование, международный опыт. Они согласны преподавать в вузах, они хотят передавать свои знания, но по закону имеют право преподавать только 20% учебного времени. На самом деле они работают на полную ставку (50-70%). Мы выбираем честный путь, чтобы студенты получили качественное образование", – признается Эндрю Вахтель.
В вузах областных центров, объясняет Канат Кожахмет, в профессорско-преподавательском составе люди преклонного возраста, которые имеют необходимые степени, но дают уже неактуальные знания.
"Политологию преподает 60-летний человек, который свою докторскую защищал на тему марксизма-ленинизма. Эти преподаватели досиживают до пенсии, либо вузы их отзывают из заслуженного отдыха, чтобы у Министерства образования не было претензий. Нет в регионах молодых, перспективных и квалифицированных преподавателей", – считает Канат Кожахмет.
Он также добавил, что даже если бы такие специалисты и были, то они не согласились бы работать за те зарплаты, которые предлагают в регионах.
Стоимость образования. Миллион – это много или мало?
В 2018 году около 100 тысяч выпускников в Казахстане сдали ЕНТ. Около 40 тысяч из них не поступили в отечественные вузы (уехали за рубеж, получают военное образование, служат в армии). Из 100 тысяч примерно две трети получили гранты. Но это не значит, что они учатся совершенно бесплатно. За их обучение платят налогоплательщики.
"Если разобраться детально, то больше страдают те вузы, которые дают качественное и дорогое образование. Посчитайте сами, государство платит вузу в качестве гранта от 340 до 600 тысяч тенге. Вузам приходится исчерпывать внутренний капитал (давая знания, которые стоят в 2-3 раза дороже), это приведёт к тому, что мы откажемся от государственного гранта", – прогнозирует ректор СДУ Канат Кожахмет.
Эндрю Вахтель считает, что хорошие знания должны иметь соответствующую стоимость.
"Образование, отвечающее международному стандарту в Казахстане, по местным расценкам, будет стоить полтора миллиона тенге в год. Однако проблема кроется в том, что экономика Казахстана не может платить высокую зарплату тем студентам, которые получат конкурентоспособные знания. Вместе с тем меньше чем за 900 тысяч невозможно дать студенту хорошие знания, которыми он мог бы воспользоваться в жизни", – уверен Эндрю Вахтель.
Можно ли отменить сельские квоты и ввести ваучеры?
Ректоры полагают, что предоставляя сельскую квоту, государство делает медвежью услугу абитуриентам. По их мнению, в первые семестры студенты из сельской местности набирают "неуды" и после этого не могут соответствовать уровню своего вуза. Причина кроется в низком качестве образования в школах на селе. Помогать стоит только талантливой молодёжи, уверены руководители вузов.
"Допустим, государство выдаёт грант, который стоит примерно 600 тысяч тенге, тогда можно предложить студенту получить этот грант, но пойти с ним в частный вуз, доплатив разницу. По типу ваучера: софинансирование со стороны самого студента. Ведь в получении знаний, а не просто диплома, заинтересован сам обучающийся. Вуз со своей стороны тоже будет поддерживать талантливую молодёжь: перспективных студентов стимулируют, в том числе, финансово", – говорит Эндрю Вахтель.
По мнению экспертов, объявленная Министерством образования и науки академическая свобода в некотором смысле действительно даёт свободу действий. Но передовые вузы Казахстана, для того чтобы держать планку и давать качественные знания, работали по тем же принципам и без объявления автономии.
Другое дело, что объявленной свободы ректорам вышеназванных учебных заведений мало. Сфера образования и рынок труда настолько непредсказуемы, что требуют постоянной корректировки.