Депутаты из группы "Новый Казахстан" перед поездкой ответили на вопросы СМИ в национальном пресс-клубе столицы. От имени группы, куда вошли 31 депутат от трёх партий, выступили четыре мажилисмена. В основном за коллег говорил депутат мажилиса Айдос Сарым, член партии Nur Otan.

"Наша главная задача после январской трагедии – поддержка настоящих реформ, которые провозгласил президент, не дать саботировать поручения. Также нужно по-новому построить работу мажилиса, чтобы он стал более открытым и активным, он должен быть эффективным субъектом по претворению в жизнь реформ, исходя из потребностей народа. Важно обновить работу органов представительной власти на местах, будь то маслихаты или общественные советы" – заявил Сарым в начале пресс-конференции.  

"Работе парламента необходима трансформация и она начинается с создания депутатской группы, которая поделена на секторы. Каждый сектор будет тесно взаимодействовать с населением для решения насущных проблем", – добавила его коллега, депутат от Ассамблеи народа Казахстана Наталья Дементьева.

Согласно регламенту мажилиса и конституционному закону, по словам Айдоса Сарыма, депутатская группа имеет право инициировать парламентские слушания, направлять запросы и вызывать для заслушивания членов правительства.

"Есть много госпрограмм, про реализацию которых было высказано много критики и депутаты должны контролировать их осуществление. Есть проблемы Хоргоса, утильсбора, рынка "Алтын Орда", и всем этим, на наш взгляд,  должны заниматься не только местные исполнительные органы, эту работу должна напрямую курировать законодательная власть. В противном случае их решение может остаться без внимания и исполнения или может затянуться", – сказал Сарым.   

На вопрос о судьбе погибших и задержанных в ходе январских беспорядков депутат мажилиса и член партии "Ак жол" Берик Дюсембинов ответил следующее:  

"Недавно мы встречались с родственниками, адвокатами и с самими находящимися в СИЗО гражданами, задержанными в ходе январских событий. Буквально вчера направили Генпрокурору запрос, в котором просили чётко различать правонарушителей и случайно задержанных и предусмотреть по закону смягчающие обстоятельства для тех, кто совершил незначительные правонарушения или пошёл на поводу. Да, многие задержанные в первые дни подверглись избиениям. Это признают сами правоохранительные органы. Сейчас содержащихся в СИЗО не избивают. Мы ежедневно держим этот вопрос на контроле.

Главное, что требуют родственники и сами задержанные – это справедливость. И мы тоже этого хотим".

– Будут ли раскрыты имена невинно убитых в ходе январской трагедии? – уточнили журналисты у Дюсембинова.

Депутат ответил, что раны от этих событий быстрее затянутся, если будут получены честные ответы на эти вопросы и будут вынесены справедливые решения. 

– Этого мы просили запросе на имя генпрокурора. Мы будем стараться получить ответ", – сообщил мажилисмен.

На вопрос, что мешало раньше депутатам проводить эффективную работу в мажилисе, ответил Айдос Сарым:

"Нужно признать, что в последнее время в адрес мажилиса и политических партий звучит много критики. Она где-то оправдана, где-то нет. Но действительно, это надо признать, были моменты, которыми мы были недовольны. Например, сейчас парламент при принятии законов направляет их в правительство, и по закону, если правительство против, то закон не принимается. Так не раз было. По нашему мнению, и депутаты это поддерживают, в регламент парламента и в конституционный закон нужно внести изменения. Часто на наши запросы из правительства приходят формальные ответы. В будущем мы хотим, чтобы нам не только отвечали в письменном виде, но чтобы приходили и отвечали лично. Подчёркиваю, что создание группы – не создание "дома внутри дома" или "партии внутри партии", а чтобы парламент стал более эффективным. Сейчас президенту нужна большая политическая поддержка".

– Какие первоочередные реформы намечаются?

– Например, президент сейчас говорит о срочном правовом реформировании и реформах в органах КНБ. Мы ожидаем законопроекты о вооружённых силах, о полиции, правительство обещает подготовить их летом. А до этого разве реформа не должна проводится? Подобные вопросы мы хотим решать более эффективно через депутатскую группу. Никто не держится за депутатские кресла и не говорит, что будем сидеть в парламенте пять или десять лет. Даже если хоть завтра уйдём, хотим дать новое, правильное направление работе парламента, чтобы депутаты, которые придут после нас, сказали нам спасибо, – подчеркнул Айдос Сарым.

– С решения каких вопросов вы намерены начать?

– Последние события показали и мы же все поняли, что

авторитаризм для страны не есть хорошо.

Сейчас нужно довести до конца начатые изменения и очищение. Это большой вопрос. На словах всё легко. Приведу простой пример, посмотрите на ситуацию в регионах. Там десятилетиями существуют местные мафии, на которые даже партии и депутаты зачастую не могут влиять. Взять хотя бы тот же вчерашний газовый вопрос.

На многие вопросы сейчас открываются глаза. В ближайшее время мы посетим рынок "Алтын Орда", чтобы лично встретиться с руководством, продавцами и покупателями. Вы ещё увидите много чего ужасного и интересного, различного рода сопротивления и саботирования, в том числе с использованием медиа. Президенту не легко приходится, и ему одному не справиться. Надо всем обществом активно бороться с теми явлениями, которые привели к этому авторитаризму, монополизации и олигополии, которые будут сопротивляться. Как человек и депутат

верю в искренние намерения президента. Его решения сейчас исторические.

– Разве это не задача правительства – контролировать подобные вопросы?

– Есть моменты, которые решить не под силу даже министерствам. Некоторые вопросы приходится решать в рамках закона, некоторые ударом кулака по столу. К примеру, проблемы вокруг Хоргоса, о которых все знают. Сейчас возбуждены дела в отношении 18 компаний, предъявлены обвинения руководителям нескольких постов. Для решения подобных вопросов сил местных исполнительных органов недостаточно.    

– Какими инструментами вы намерены действовать, если вас не будут слушать на местах?

– Я вижу три инструмента. Первое – публичность, надо всё придавать огласке. Второе – законы. Третье – контроль.    

– Что, на ваш взгляд, принципиально изменилось в стране после трагического января?

– Сейчас меняются мировоззрение и правила игры. Система была так обессилена, что мы видели чиновников, которые могли и не могли выйти к народу, видели полицию, оставившую позиции, видели совершивших предательство сотрудников КНБ. Сейчас у нас появился исторический момент, когда можно, не разрушая страну, направить её развитие в правильное русло.

Возможно, это не громкие слова и пафос. Мы должны извлечь уроки и сформировать правильную государственную систему, суд, политическую культуру и конкурентность.        

– Когда мы узнаем, что на самом деле произошло в ходе январских событий?

– Всех нас волнует, когда же будет обнародована правда. Что стало причиной и кто должен нести ответственность? Каждая из партий сделала заявление о назначении парламентских слушаний с участием Генпрокуратуры, МВД и КНБ. Чтобы они пришли в парламент и с доказательствами на руках ответили на все вопросы, поступающие от населения.    

– Не заменяете ли вы своей деятельностью контролирующие органы, поехав на объекты, о которых упомянул президент?

– Мы никого не собираемся огульно обвинять. Если следствием и судом будет доказана незаконность действий, мы это озвучим. Но сейчас хотим просто сами посмотреть на Хоргос и поговорить и с таможенниками, и с брокерами, и со всеми бенефициарами – всю цепочку посмотреть. А также посмотреть ту же "Алтын Орду".

– Как измениться борьба с радикальными группировками?

– Первый вопрос – реорганизация КНБ. Сейчас ждём большой законопроект по силовому блоку.  

С 17 по 26 февраля депутаты группы планируют поездку по регионам.


Читайте также: