Время новых профессий
Интернет проштудирован, знакомые опрошены, профессия выбрана. Завтра школьник станет студентом. И все равно вопрос за вопросом: не ошиблись ли в выборе, может, не та профессия, может, в другой вуз, а может, вообще за рубеж?
Найти свое дело, учитывая, что рынок труда стремительно меняется, становится непростой задачей. Но Казахстан не отстаёт от мировых трендов – в стране идет подготовка актуальных программ образования.
По проекту "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" будет разработано 70 программ высшего образования на основе профессиональных стандартов. Часть новых программ уже в этом году будет запущена в пилотном режиме в вузах страны. Большинство из них касается новых профессий.
Выделены 6 направлений вузовской и послевузовской подготовки специалистов. В списке будущих профессий – агроинформатики, IT-генетики, педагоги в области робототехники. Разработку программ высшего образования курирует Международный университет информационных технологий (МУИТ).
Программы готовят специальные экспертные группы. В командах разработчиков есть представители профессиональных ассоциаций работодателей, ведь работодатели лучше всех понимают, какими компетенциями должен обладать тот или иной специалист.
Для начала экспертные группы изучают рынок труда и пожелания работодателей. Это поможет понять требования к образовательным модулям, своего рода "кирпичикам" образовательной программы.
Одновременно формируется список трудовых функций – специальные умения для каждой профессии с учетом зарубежного опыта, профстандартов, специфики экономики Казахстана и обучающих методик. Когда списки утвердят отраслевые ассоциации, начнётся следующий этап – программы модулей обсудят организации образования. Затем экспертная группа определяет объем и продолжительность каждого модуля, а самое главное - что должен уметь и знать студент в конце обучения. Так создаётся первоначальный вариант образовательной программы.
Сейчас проекты программ находятся в разработке. После они будут рассмотрены Республиканским учебно-методическим советом Министерства образования и науки. Но уже в сентябре 2018 года программы в пилотном режиме заработают в вузах. Пилотирование покажет, насколько правильно были сформулированы результаты обучения и уровень навыков у студентов. По итогам пилотного внедрения программы будут откорректированы.
Такая многоступенчатая проверка необходима, ведь новые специалисты должны соответствовать своему времени. Актуальность и точность образовательных программ – конечная цель разработчиков. Абитуриенты получат современное образование, а родители будут спокойны за профессиональное будущее своих детей.