Глава совета трудового коллектива концерна Volkswagen Даниэла Кавалло заявила, что руководство планирует уволить десятки тысяч сотрудников, закрыть как минимум три завода в Германии и сократить производство на оставшихся.

Крупнейший европейский автопроизводитель уже несколько недель ведёт переговоры с профсоюзами о своих планах по реорганизации бизнеса и сокращению расходов. В том числе впервые за многие десятилетия он рассматривает возможность закрытия заводов на территории Германии.

Глава совета трудового коллектива – это не глава профсоюза. Кавалло занимает высокую (и высокооплачиваемую) должность в менеджменте концерна.

"Руководство абсолютно серьёзно относится ко всему этому. Это не бряцание оружием на переговорах, – сказала Кавалло сотрудникам крупнейшего завода автопроизводителя в Вольфсбурге. – Это план крупнейшей промышленной группы Германии начать распродажу предприятий в своей родной стране".

Кавалло не сказала, какие именно заводы будут затронуты и сколько из примерно 300 тысяч сотрудников Volkswagen Group в Германии могут лишиться работы.

Однако она пригрозила прервать переговоры с профсоюзами, если те упрутся и будут настаивать на своём.

Её комментарии означают серьёзную эскалацию конфликта между рабочими Volkswagen и руководством концерна.

Вдобавок это неприятная новость для правительства Германии, экономика которой сокращается второй год подряд, а коалиции канцлера Олафа Шольца пока не удаётся найти способ её стимулировать. В следующем году страну ждут федеральные выборы.

Представитель федерального правительства заявил, что в Берлине знают о ситуации, в которой оказался Volkswagen, и поддерживают тесный диалог с компанией и представителями рабочих.

"Однако позиция канцлера в этом вопросе ясна: возможно, оказавшиеся ошибочными управленческие решения прошлого не должны идти во вред сотрудникам. Сейчас цель состоит в том, чтобы сохранить и обеспечить рабочие места", – сказал он.

Проблемы Volkswagen

Volkswagen заявляет, что компании необходимо сократить расходы на оплату труда.

Томас Шефер, возглавляющий торговую марку Volkswagen, заявил, что немецкие заводы недостаточно производительны и на 25–50% превышают целевые расходы.

В понедельник рабочие завода Volkswagen Saxony в Цвиккау в восточной Германии пришли на встречу с советом трудового коллектива с плакатами "Руки прочь от нашего коллективного договора" и "Наш завод, наш регион, наше будущее" / Фото Getty Images

По его словам, на некоторые заводы концерн тратит вдвое больше аналогичных расходов у конкурентов.

В последние годы Volkswagen испытывает серьёзные проблемы из-за высоких цен на энергоносители и рабочую силу, жёсткой конкуренции со стороны азиатских производителей, в первую очередь китайских, слабеющего спроса в Европе и Китае и несостоявшейся "электрической революции" – предсказанного оптимистами поголовного перехода развитых стран на электромобили.

"Я считаю, что это отражает уникальную комбинацию неблагоприятных факторов: конкуренция в Китае, ослабление спроса в Европе, особенно на электромобили, ужесточение регулирования", – сказал Reuters отраслевой аналитик Даниэль Шварц.

Volkswagen собирается представить свои окончательные предложения по сокращению расходов на оплату труда в среду. В этот день представители рабочих и менеджмента встретятся для проведения второго раунда переговоров о зарплате, а концерн опубликует финансовые результаты за третий квартал.

Руководство утверждает, что по-прежнему готово вместе с рабочими искать пути выхода из сложившейся ситуации.

"Ситуация серьёзная, и ответственность партнёров по переговорам огромна… Без комплексных мер по восстановлению конкурентоспособности мы не сможем позволить себе важные инвестиции в будущем", – цитирует Reuters члена правления Volkswagen Group Гуннара Килиана.

Аналитики считают, что забастовки в декабре, которыми угрожали профсоюзы, теперь вполне реальны. Правда, профсоюзы, похоже, согласны с необходимостью принятия серьёзных мер.

На прошлой неделе о плохих новостях сообщили и другие немецкие автопроизводители. Mercedes-Benz пообещал усилить меры по сокращению расходов после снижения прибыли.

Производитель автомобилей Porsche, контрольный пакет акций которого принадлежит Volkswagen, заявил, что сокращает свою дилерскую сеть в Китае, он также объявил о сокращении расходов на миллиарды евро.

Вдобавок на этой неделе в ЕС вступают в силу новые, более высокие тарифы на китайские электромобили. Европейским автоконцернам это вряд ли немедленно поможет, а ответная реакция Китая – крупнейшего автомобильного рынка мира – может оказаться весьма болезненной.

Сам Volkswagen, например, получает 40% своей прибыли на китайском рынке, и если Пекин встречно обложит налогами европейские автомобили, закрытием трёх заводов дело может не ограничиться.

Volkswagen Group принадлежат несколько других известных брендов, в том числе легковые машины Audi, Bentley, Lamborghini, Porsche, SEAT и Škoda, грузовики MAN и Scania и мотоциклы Ducati.

Ответные китайские меры в первую очередь могут затронуть премиальные марки, некоторые из них приносят компании лишь убытки, а некоторые – значительную прибыль.