В обществе сформировался запрос на справедливость. Оправдает ли его проект "Нацфонд – детям"?
По данным рейтинга KidsRights по соблюдению прав детей, Казахстан входит в группу государств c высоким рейтингом, занимая 24-ю позицию из 193. Индекс отображает результаты исследования по пяти направлениям основных прав и свобод: на жизнь, здоровье и образование, на защиту и создание благоприятной среды, в том числе в рамках государственной политики. Двумя годами ранее, по результатам "Индекса завершения детства" (End of Childhood Index), проводимой международной организацией Save the Children, в рейтинге стран по продолжительности и защищённости детства Казахстан занимал 49-е место из 186, в 2020 году – 50-е, с пояснением, что "здорового и полноценного детства лишены лишь некоторые дети".
На днях парламент Казахстана принял и отправил на подпись президенту закон о начислении детям средств из Национального фонда. С 1 января 2024 года в копилку инструментов, обеспечивающих комплексную защиту детства на государственном уровне, помимо Закона "О правах ребёнка", актуализированной Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года, госпрограмм социальной и медико-педагогической поддержки и других программ, добавится проект "Нацфонд – детям": 50% от ежегодного инвестиционного дохода будет переводиться на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18-летнего возраста без права досрочного изъятия.
По предварительным подсчётам Министерства финансов, каждый ребёнок за 18 лет получит 3,5 тысячи долларов (или 150-160 долларов в год), которые можно потратить на жильё или образование. После совершеннолетия деньги будут храниться на счёте 10 лет, а если не будут использованы, то будут перевелены на пенсионный счёт гражданина. На момент запуска проекта черту совершеннолетия пересекут около 266 тысяч человек. Использовать накопленные средства смогут 6,7 млн детей.
Про подушку безопасности и социальное самочувствие
Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП), напоминает, что Нацфонд был образован в 2000 году на основе норвежской модели и задумывался как подушка безопасности, позволяющая аккумулировать средства, полученные от сырьевых доходов.
"Его работа направлена на обеспечение стабильного социального экономического развития страны, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Влияние Нацфонда позитивным образом сказалось в период преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и в условиях пандемии, – отмечает эксперт. – Вместе с тем у фонда есть ещё одна важная функция – это накопление финансовых средств для будущих поколений".
По его оценке, проект имеет главным образом внутристрановое значение, а рассматривать его следует с точки зрения социально-экономической поддержки казахстанского общества: "Он должен положительным образом отразиться на социальном самочувствии казахстанцев".
Реализация программы "Нацфонд – детям" для Казахстана полезна и с точки зрения международного позиционирования.
"Здесь я вижу два главных эффекта. Первый: должно улучшиться восприятие Казахстана в мире – как общее, так и проводимых политических и экономических реформ. Практически все страны, включая крупные мировые державы (США, РФ, Китай), позитивно оценивают наши внутриполитические и экономические преобразования, – отметил эксперт ИМЭП. – Реализация новой программы позволит ещё улучшить международное восприятие и позиционирование".
Вторым эффектом, по его мнению, должен стать рост позиции Казахстана в различных международных рейтингах, оценивающих экономические реформы и социальное положение казахстанцев.
"Часто бывает, что многие рейтинги, особенно международные, не всегда объективно и точно отражают ситуацию в той или иной сфере. Тем не менее они служат определённым общепринятым показателем, который даёт общую оценку и формирует впечатление, – рассуждает Арман Токтушаков. – При этом, как мне кажется, именно внутренний позитивный эффект должен выступать главным и основным фактором, потому что идея программы направлена прежде всего на улучшение материального, социально-экономического положения большинства казахстанцев".
Ернар Кушалиев, аналитик Казахстанского института общественного развития (КИОР), считает, что в долгосрочной перспективе у проекта могут быть как положительные, так и отрицательные последствия.
"Один из экономистов высказывает опасения о долгосрочной устойчивости программы, особенно учитывая колебания цен на нефть. Программа может быть жизнеспособной только при высоких ценах на нефть, и если страна будет жить в пределах своих средств. В то же время другой экономист видит в инициативе потенциальные преимущества, но подчеркивает, что главная польза может быть направлена не на детей, а на правительство и Национальный банк – это может стимулировать их к лучшей финансовой дисциплине и инвестиционному управлению", – говорит аналитик КИОР.
Успешность программы зависит от экономической обстановки, в частности, от высоких цен на нефть и стабильного инвестдохода. "Первые годы могут принести положительные результаты, особенно при благоприятной инвестиционной конъюнктуре, но в долгосрочной перспективе могут быть менее предсказуемы из-за рисков, связанных с инвестированием и доступностью средств", – полагает Ернар Кушалиев.
По его мнению, проект имеет потенциал стимулировать внутреннее развитие Казахстана через вложения в образование и жилищное строительство для молодого поколения.
"Такой подход может способствовать экономическому росту и социальной стабильности, улучшению социального благосостояния граждан за счёт финансовой поддержки молодёжи в получении образования и приобретении жилья, что, в свою очередь, может привести к улучшению уровня образования и уменьшению бедности в стране, – считает эксперт КИОР. – На международном уровне проект может продемонстрировать обязательства Казахстана по улучшению социально-экономического положения своих граждан, что улучшит имидж страны на мировой арене".
Продолжение реформ
Арман Токтушаков напоминает: программу "Нацфонд – детям" следует рассматривать также в контексте Конституционной реформы.
"В Конституцию была введена норма о том, что земля и её недра принадлежат народу, и с целью её реализации инициирован этот проект. Часть средств фонда, формируемых от доходов от продажи нефти, теперь прямым образом направляются на поддержку будущего детей, – продолжает Арман Токтушаков. – Инициатива служит практическим воплощением справедливости в социально-экономической политике. Казахстанцы смогут напрямую почувствовать реальную отдачу от национальных богатств страны. В этом контексте нужно говорить и о ежегодном перечислении не менее 7% от чистого дохода фонда "Самрук-Казына" в ОФ "Қазақстан халқына".
Восприятие казахстанцами идеи справедливости в экономике является позитивным, считает эксперт. "Показательны данные фокус-групповых исследований, проведённых ИМЭП в прошлом году: помимо ожиданий от улучшения социально-экономической ситуации есть серьёзный общественный запрос на справедливость и высокие общественные ожидания от конституционных поправок. Согласно мониторингу общественного мнения, проведённому ИМЭП в июне этого года, 77% опрошенных казахстанцев считают, что внесённые в Конституцию поправки (в том числе касающиеся принадлежности земли народу) улучшат ситуацию в стране".
Эксперт полагает, что реализация проекта "Нацфонд – детям" позволит сформировать для подрастающего поколения определённый материальный задел на будущее.
"Да, можно говорить о том, что эта сумма в современных условиях не такая большая, но тем не менее она выступает неким фундаментом, основой, которая позволит покрыть расходы на обучение, положить деньги на депозит для приобретения квартиры или использовать их при покупке, – считает Арман Токтушаков. – Сегодня одним из приоритетов нового экономического курса является справедливое распределение национального дохода, в частности, через проект "Нацфонд – детям". Проект носит общестрановой характер и отвечает интересам всех казахстанцев, а также полностью укладывается в логику проводимой госполитики и соответствует идее "Справедливого Казахстана".
Мировой опыт
По данным ЮНИСЕФ, в 2017 году только в 15 странах существовали три базовые национальные стратегии, обеспечивающие родителям время и ресурсы для рождения и развития детей. Как устроена поддержка детства в некоторых из них?
- В Швеции предусмотрен комплексный пакет льгот и преимуществ для семей. В частности, оплачиваемый декретный отпуск, детское пособие до 16 лет, бесплатное среднее и высшее образование и медицинские услуги до 20 лет.
- В Норвегии дети получают ежемесячно 150 долларов до совершеннолетия, но декомпенсируется выплата высокой стоимостью школ и детсадов.
- В Турции министерство семьи и социальной политики представило Стратегический документ и план действий по правам ребёнка в стране на 2023-2028 годы. "В течение следующих пяти лет мы разработаем механизмы защитных и профилактических услуг, которые будут уделять приоритетное внимание правам детей и участию детей", – говорится в преамбуле документа. План действий включает более 150 шагов по шести основным направлениям.
- В ОАЭ выплаты за рождение ребёнка составляют около 150 тысяч долларов единоразово, предусмотрена материальная помощь при создании семьи, а каждый гражданин получает часть нефтяных доходов (к совершеннолетию ребёнка сумма составит около 150 тысяч долларов).
- В Кувейте 10% доходов от нефти хранятся в Фонде будущих поколений. Три тысячи долларов при рождении с учётом пополнений и инвестдохода можно потратить на образование или лечение.
В фокусе дальнейшего внимания
"Следует вовремя и в срок запустить проект, обеспечить его эффективную работу. Ничего не должно мешать тому, чтобы проект выполнял свою главную функцию и предназначение – поддержку детей, создание материального фундамента для их будущего. Функция государственных и всех уполномоченных органов в том, чтобы проект успешно работал и служил на благо общества, молодого поколения казахстанцев", – резюмирует эксперт Института мировой экономики и политики.
При реализации программы, с точки зрения Армана Токтушакова, следует учесть следующие ключевые моменты.
- Прозрачность. "Важно, чтобы работа ЕНПФ как оператора программы носила открытый, прозрачный, транспарентный и некоррумпированный характер".
- Стабильность. "Следует обеспечить бесперебойность, эффективность работы всех сервисов, связанных с функционированием данной программы. Необходимые суммы должны максимально чётко и вовремя перечисляться по всем экономическим цепочкам на счета детей.
- Эффективные коммуникации. "Немаловажно, чтобы все профильные ведомства и ответственные министерства проявляли открытость и оперативно, чётко и содержательно доносили всю информацию, касающуюся работы программы "Нацфонд – детям".
- Адаптированность к возможным изменениям. "Нельзя исключать, что механизм работы проекта будет корректироваться по мере различного рода факторов и изменений внутри страны. Важно, чтобы изначальная идея проекта сохранялась и работала на благо общества и казахстанских семей".