В гостях у мэра Канн: репортаж с ланча для иностранной прессы
О том, как отдохнуть в компании звёзд на Каннском кинофестивале, Informburo.kz. уже писал. А вот как совместить практически несовместимое – и отдохнуть, и поработать – ещё нет. Всем известно, что Каннский кинофестиваль – это безупречно работающий организм, в котором мировые кинопремьеры соседствуют с важными, но довольно камерными мероприятиями, которые способны оценить только настоящие киноманы, грандиозными кинособытиями с пафосными красными дорожками и громкими светскими мероприятиями, а весёлые вечеринки прекрасно уживаются с серьёзными деловыми встречами.
Как писали в одном из номеров российского Forbes, объём сделок на Каннском кинорынке фантастический и оценивается от 800 млн до 1 млрд долларов. Общий бюджет фестиваля, как уже не раз заявлялось в прессе, составляет около 20 млн евро. Для обеспечения работы такой махины необходима хорошая организация процесса. В Каннах она близка к идеальной, особенно что касается встречи журналистов.
А ведь задача у организаторов, прямо скажем, непростая – ежегодно приезжает около 4000 представителей со всего мира (в этом году, говорят, было 4500 человек). Коллеги утверждают, что с прессой так не возятся больше ни на одном фестивале мира: в отличие от кинофестиваля в том же Торонто, где даже скрининги платные, здесь всё доступно – нужен только бейдж. К тому же для прессы заготовлены небольшие бонусы – к примеру, каждый год иностранных журналистов, освещающих Каннский кинофестиваль, вместе с членами жюри приглашает на обед мэр Канн.
Обычно туда зовут под конец фестиваля, когда большая часть фильмов из конкурсной и параллельных программ уже отсмотрены. Мероприятие традиционно проходит в исторической части Канн на вершине холма Сюке, над старым портом во дворе у небольшого католического собора, построенного в 16 веке под названием Нотр-Дам-де-л'Эсперанс (Собор Богоматери Надежды).
В назначенный день, в 13.50 (все приглашены на 14.00) на площадь ла-Кастр у собора уже полно народу. Тысячи журналистов со всего света, желающих отобедать с шикарным видом на Средиземное море, – зрелище, конечно, достойное отдельной короткометражки. Полицейские, которые пытаются освободить дорогу для проезда экскурсионного поезда, очень дружелюбные. "Можно вас сфотографировать?" – спрашиваю я. "Конечно, можно! Тем более что вы, наверное, узнали моего напарника? Он же в последней части "Миссия невыполнима" снимался, видели?" – шутит один из них. И хотя организовать журналистов кажется задачей действительно невыполнимой, стражи порядка её выполняют.
Десять минут проходят быстро, и наконец гостей встречают жители города, одетые в национальную одежду – они играют этническую музыку и дарят каждому бутылочку оливкового масла, это один из символов Канн. В этом году этикетка особенно нарядная – год ведь юбилейный.
Сначала по традиции – фотосессия с членами жюри: в этом году для оценки конкурсных фильмов были приглашены известные голливудские актёры – Уилл Смит, Джессика Честейн и прекрасная команда режиссёров – итальянец Паоло Соррентино, кореец Пак Чхан Ук, немка Марен Аде и испанец Педро Альмодовар, который возглавил всю эту гвардию. После – массовый банкет с блюдами местной кухни: гостям предлагают чесночный майонез со свежим багетом, прекрасную нежную треску с печёными овощами, розовое вино и ягодный десерт. Меню традиционное и год от года не меняется, но журналисты бывать здесь любят. Ведь банкет, пусть даже и без участия самого мэра (мы его не видели), – это всего лишь повод для застольных разговоров и дискуссий.
За нашим столом – журналисты из Голландии, Швеции, Испании, Коста-Рики, США, Индии, Канады, Китая, России. У нас у всех два фаворита: это фильм Эстлунда "Квадрат" и Звягинцева "Нелюбовь". Как было приятно потом узнать, что жюри под руководством Альмодовара их наградило.
Общение в неформальной обстановке всегда душевное. Мой коллега – 69-летний кинокритик из Канады Патрик спрашивает: "Как ты делаешь свои репортажи на радио?". Часть моих материалов выходила на "Ретро FM Казахстан", и я рассказываю, что мне просто звонят на мобильный, и я рассказываю все последние новости. Только вставать мне там приходилось в 5 утра – из-за разницы во времени. "Да разница во времени – это же ерунда, – говорит он. – Вам, современному поколению журналистов, повезло. А мне, чтобы сделать репортаж по радио, нужно было бежать в другую точку города, в специальную студию, там встать в очередь, записаться, а потом бежать в другую часть города, встать в другую очередь, где перегоняли аудиофайлы, – рассказывает он. – А у вас есть мобильные телефоны, интернет – чудо!".
"Зато какие были тогда вечера! – ностальгирует Патрик. – Мы собирались на пляже, брали вино или шампанское и беседовали с актёрами и режиссёрами. Это было прекрасное время. Сейчас такая насыщенная программа, что не до этого. Вот ты сколько раз была на море как приехала на фестиваль?". Говорю: "Два раза и то недолго". Он только вздыхает. "Сейчас Канны – это огромная махина, отдельная кинострана". Действительно так, Каннский кинофестиваль – отдельная кинострана.
После ланча – фотосессия со смотровой площадки у собора, откуда открывается сказочно красивый вид на море, порт и город. Говорят, в июле возле собора проходят концерты классической музыки, известные как "Ночи Сюке" ("des Nuit du Suquet"). Журналисты же фотографируются с самой высокой точки города и быстро разбегаются, ведь через два часа нас ждал новый фильм Линн Рэмси с Хоакином Фениксом, который потом получил два приза: за сценарий и за лучшую мужскую роль.