Риск – дело неблагородное

Эта громкая история началось задолго до 2 июня. Ещё в прошлом году участникам туррынка стало известно, что дела в конторе Романа Хана идут не блестяще: подписав жёсткий договор с "Эйр Астаной", он не может расплатиться с другими компаниями.
- "Эйр Астана" – это серьёзная компания. Не заплатил – не работаешь. Где брать деньги? Хан договаривается с компанией "СКАТ" о том, чтобы она подождала оплаты. И продолжает платить "Эйр Астане". Долг перед "СКАТом" накапливается, и в какой-то момент компания оказывается перед дилеммой: либо ей закрыть эту программу, либо рисковать дальше. Но там понимают, что Travelsystem - это всего лишь туристическая компания, ничем не обеспеченная. Получат они свой долг? Вряд ли. Потому что Роман ничего не заложил под свою деятельность с такими огромными оборотами. Но если "СКАТ" остановил бы программу, тогда бы он точно ничего не получил. И "СКАТ" продолжает тянуть время, чтобы дождаться этих денег, - делится подробностями член Национальной палаты предпринимателей, член Совета по туризму РК Инна Рей.
Тем временем компания Хана удивительным образом выигрывает новый тендер в "Эйр Астане" – на лето-2015. И должна ей платить.
- Когда он до этого объявлял раннее бронирование, никто из турагентов не шевелился. Сомневались. Но как только он взял тендер у "Эйр Астаны", они расценили это как сигнал: дело серьёзное - "Эйр Астана" просто так свои борты не предоставляет, значит, там всё закреплено. И он продолжает раннее бронирование, собирает деньги, - рассказывает Инна Рей.

В счёт будущего урожая

Теперь Роману Хану нужно убедить в своей состоятельности турецкого партнёра – компанию TUI. По словам Инны Рей, и тут ему удалось договориться об отсрочке оплаты "в счёт будущего урожая". А как было ему не поверить, если за последний год количество туристов, обслуживающихся в его компании, выросло с 6 тысяч до 18 тысяч? У плохого менеджера такого не может быть! И TUI ждёт.
- Деньги турагентов, взятые за туры, за раннее бронирование, с согласия турецкой TUI шли в "Эйр Астану". Несмотря на то что "СКАТ" не заключал договор с Travelsystem, требуя оплатить долг, Travelsystem продавал билеты на рейсы "Эйр Астаны", чтобы увеличить оборот, - проясняет ситуацию Инна Рей.

Переход на новый уровень

Немного подождав, "СКАТ" потребовал от Travelsystem рассчитаться по долгам. Хан делает встречный выпад: сообщает турагентам, что больше не хочет работать со "СКАТом", потому что переходит в более престижный сегмент. Добавляет при этом, что это у "СКАТа" дела плохи. О своих долгах перед этой компанией он скромно умолчал. И турагенты снова поверили.
- В ответ "СКАТ" отправляет турагентам письмо, что это не Хан не заключил с ним контракт, а "СКАТ" - с Ханом. Скат объявил, что подал на Travelsystem в суд и не несёт никакой ответственности за проданные им билеты. Вот тут уже рынок "провис". Но самое главное – на каждом этапе мы ему потакали. Потакала "Эйр Астана", потакал TUI. Каждый подкладывал свои интересы под его амбиции. И это имело печальный конец. Когда он понял, что перед всеми должник и у него не хватает сил, чтобы эту ситуацию разрулить, он ретировался, - констатирует Инна Рей.

Требуется поддержка!

Незадолго до этого директор компании Travelsystem попросил поддержки у Ассоциации туристических агентств Казахстана. Но там ему отказали.
- Самое главное, что меня встревожило – это вопрос кассового разрыва. Это разница между имеющимися наличными деньгами и будущими планами. Государство, когда у него есть кассовый разрыв, выпускает облигации, чтобы этот разрыв погасить. Роман Миронович сказал, что 10% от оборота при обороте в 180 миллионов долларов - это нормальный для него кассовый разрыв. Конечно, мы не стали поддерживать его. Не добившись от нас желаемого, на следующее утро он встретился с Казахстанской туристской ассоциацией. И прямо перед банкротством она его поддержала. Мы сейчас ищем людей, кто после 27 мая продолжал покупать туры у Travelsystem, чтобы совместно запросить Генеральную прокуратуру о том, насколько были законны действия КТА, когда они успокаивали рынок, не имея заключения аудиторской проверки компании, а только пообщавшись с Романом Ханом, - рассказывает официальный представитель АТАК Денис Кривошеев.

Ответственность отменяется?

С турецким туроператором TUI компания Travelsystem так и не рассчиталась. Именно поэтому сейчас TUI требует оплаты от самих туристов. Получила деньги только Эйр Астана. И вот тут ещё одна интересная деталь. В начале июня, сразу после краха Travelsystem, национальный авиаперевозчик сообщил, что "согласно договору, юридически не несёт ответственность за выполнение неоплаченных туроператором рейсов. Однако авиакомпания продолжит выполнять рейсы на ближайшие даты до 19 июня в целях минимизации неудобств пассажиров и возврата тех, кто уже находится в Анталье".
Но, как выясняется, это был совсем не альтруизм. По словам экспертов, всё это время "Эйр Астана" заканчивала программу не за свой счёт, а за счёт депозита, который получила за заключительные рейсы от Travelsystem, а это деньги за раннее бронирование.
Вообще, в этой истории много странного. К примеру, авиабилеты, которые бронировали турагенты в "СКАТе" и "Эйр Астане", оказались без номеров. Сейчас с этим разбираются соответствующие структуры. Как национальный авиаперевозчик позволил Travelsystem выиграть тендер, не убедившись в его финансовой состоятельности, не настояв на проведении аудита – тоже большой вопрос. Его депутаты Парламента переадресовали в Генеральную прокуратуру.