Связанные 3D-скульптуры и пылающая келин: художники подняли вопрос бытового насилия
О женщине в современном казахстанском обществе.В Алматы в галерее современного искусства Artmeken Gallery проходит выставка художницы Асель Кенжетаевой и скульптора Санжара Досмагамбетова "Опасные связи". В своих нестандартных работах мастера поднимают проблему бытового насилия и положения женщин в современном казахстанском обществе.
Асель и Санжар – семейная пара, живут и работают в Алматы. Их совместную экспозицию, кроме личных причин, объединяет женская тема, интерпретированная на контрасте красоты и насилия. Первая составляющая достигнута посредством яркости цветовых решений, компактности и цельности силуэтов, внимания к деталям. Вторая часть – идея насилия открывается лишь при тщательном рассмотрении произведений.
"Не думайте, что эта выставка конъюнктурная, она была задумана ещё в октябре и не связана с произошедшим громким убийством. Но она, безусловно, связана с тем неравноправным положением, с тем насилием, которому подвергаются казахстанки. По оценкам неправительственных организаций, в нашей стране ежегодно более 400 женщин умирают от супружеского насилия", – отметила куратор выставки искусствовед Валерия Ибраева.
В рамках экспозиции Асель Кенжетаева представила семь работ, объединённых серией The burning kelin. Zhasau ("Пылающая невестка. Приданое"). Эти картины уже выставлялись ранее в 2020 году на выставке "50 оттенков голубого", которая была посвящена правам человека.
"Работы Асель вы уже видели, но мы повторили их, потому что они остаются злободневными и актуальными. Они о женщинах, которые загружены, которые мечутся между традициями и современностью, которые уже не могут жить так, как как жили бабушки и дедушки", – отметила Валерия Ибраева.
Образы, созданные Асель, привлекают внимание яркостью и обилием деталей, они кажутся весёлыми и праздничными. Однако, вглядевшись, начинаешь замечать тянущий вниз голову кимешек (головной убор замужних казахских женщин), браслеты, которые подобно кандалам сковывают тела.
"Изысканные колье и серьги, роскошные ткани, головные уборы и обувь, выписанные любовно и тщательно, тем не менее душат и придавливают женщину, держат на месте тяжестью музейных пуговиц, увеличенных до гигантских размеров, обволакивают и заключают её в довольно тесный овал богатого приданого", – подчеркнула искусствовед.
В работах Санжара Досмагамбетова, которые называются "7УЯТOFF", тема насилия более заметна, возможно, потому, что тела скульптур неестественно вывернуты и обвязаны веревками. Несмотря на то что разноцветные пластиковые фигурки напечатаны на 3D-принтере, на первоначальном этапе для их произведения были созданы модели, которые скульптор лепил с натурщиц.
"Первый скульптор у нас был Бог. Он из тверди земной, из глины по образу и подобию своему вылепил человека. И поэтому, когда я творю, я чувствую, что он есть. Знаете, бывает, когда лепишь, уже не думаешь об анатомии и пластике, а вот "поперло", и когда ты на это выходишь, видишь, что для тебя кто-то это классно вылепил", – поделился чувствами Санжар Досмагамбетов.
По словам мастера, проект со скульптурами длится уже около трёх лет. Сначала фигурки были вылеплены, затем их отсканировали, обработали на компьютере и только потом запустили в печать. Труднее всего было реализовать именно последнюю часть: в Казахстане ещё никто не делал скульптуры на 3D-принтере, группа Санжара стала первой в этой области.
"Если говорить о религии, не о вере, я разделяю эти понятия, то религия – это история культуры. Не зная Библию, ты искусство Возрождения не поймешь, там 90% ссылка на Библию. И это на самом деле история человечества, это история разговора о добре и милосердии, о красоте и любви. Что такое любовь? Бог – это и есть любовь! И вот эти фигуры сделаны с любовь, потому что верю, что красота спасёт мир – красота женщины и красота нашего мира", – отметил скульптор.
Важная деталь: обвязка скульптур фактурными веревками в стиле шибари (или сибари) – технике ограничения подвижности тела. Она восходит к техникам боевого связывания ходзе-дзюцу, возникшим в Японии в XV-XVI веках. В качестве эстетико-эротической практики сибари сформировалось только к середине XX века и сейчас применяется в качестве йогопрактик для расслабления.
"Тут возникает парадокс. Статуэтки не расслаблены, а словно стремятся разорвать сложно завязанные узлы. Пластика тел говорит о свободе: несмотря на композиционные различия, все они – и сложно закрученные, и распрямлённые – настаивают на автономности, независимости, высвобождении от пусть красивых, фактурных и сложных, но уз", – считает куратор выставки Валерия Ибраева.
Искусствовед отметила, что выставка не даёт решения, но она обращает внимание на проблему довольно незавидного положения женщины в нашей стране. Насилие, угнетение, неравноправие – темы, очень часто обсуждаемые в прессе и соцсетях. Особенно в свете последних событий, которые всколыхнули весь Казахстан.
"Отношение к женщине – это уровень развития общества", – считает Санжар Досмагамбетов.
Выставка продлится до 1 декабря. Время работы галереи Telli – с 10.00 до 21.00 ежедневно без выходных. Вход свободный.
Наталья Овчинникова, АПН