В начале мая вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев заявил, что отныне казахстанцы смогут отслеживать все расходы и доходы КСК в электронном формате. Для этого каждый кооператив обяжут создать свой сайт.

По мнению Каирбека Нагуманова, это нововведение не принесёт должного эффекта.

"КСК лишь отчитаются, что у них есть сайты, а в целом ничего не изменится. Жильцы не будут сидеть и проверять цифры. Для этого нужно иметь хоть какие-то знания в финансовой сфере и бухгалтерии. У нас, к примеру, давно уже есть сайт, но на него никто не ходит", - делится своим мнением экс-председатель КСК.

Каирбек Нагуманов напоминает: контролировать финансово-хозяйственную деятельность кооперативов должна специальная ревизионная комиссия.

"Я, например, с 2008 года являюсь членом правления кооператива, и ни разу за все 7 лет не видел, чтобы ревизионная комиссия проводила проверки и выявляла какие-то нарушения", - констатирует он.


Фото akmovest.kz
Контролировать деятельность КСК должна ревизионная комиссия

А нарушения в КСК, по словам экс-председателя, повсюду.

"К примеру, в нашем жилом доме есть технический этаж, который достаточно чуть перестроить - и можно использовать в качестве жилых помещений. Так вот, прежнее руководство КСК умудрилось продать в качестве жилья и под офисы не только этот этаж и другие подсобные помещения, но даже чердаки и подвалы. Хотя они являются общедомовой собственностью и никто не имеет право их продавать без согласия собственников квартир. В жилищном законе чёрным по белому прописано, что эти сделки не имеют юридической силы, они недействительны. Остаётся только догадываться, как эти сделки были оформлены в регистрирующих органах", - возмущается Каирбек Нагуманов.

И тут же вспоминает известное выражение "Рыба гниёт с головы".

"Видя, что творит руководство КСК, подчинённые стремятся не отстать. Например, работники офиса практикуют начисление: дополнительно к зарплате ещё и сумму до 30 тысяч тенге в месяц. Якобы за переработку вне основного рабочего времени. И это при том, что штат сотрудников, по сравнению с другими КСК, раздут в два раза. Руководители подразделений постоянно подают заявки на покупку оборудования и расходных материалов. Но объёмы закупок ничем не обосновываются. За их приобретение и расход никто не отчитывается. Инвентаризация чисто формальная", - рассказывает г-н Нагуманов.

Сантехники и электрики, по его словам, от своего руководства тоже не отстают и зарабатывают как могут. К примеру, если у кого-то в квартире потёк кран или нет света, собственник жилья должен позвонить в диспетчерскую и оставить заявку. Бухгалтерия выписывает квитанцию, с которой специалист приходит на вызов. После ремонта хозяин не должен платить наличными, а лишь расписаться в квитанции, что работа выполнена. А оплата включается в ежемесячную квитанцию за услуги КСК. Выполняется ли эта процедура на самом деле?

"Мне из диспетчерской ежедневно поступали справки о поступивших за день заявках. Их обычно набиралось 15-30. Но в сводке поступлений от платных услуг, поступившей  из бухгалтерии, к примеру, за октябрь 2014 года показана лишь одна оплаченная в кассе услуга стоимостью в 600 тенге. По прейскуранту в большинстве случаев услуги ремонтников КСК стоят больше тысячи тенге. Видимо, квитанцию с такой суммой принесли в бухгалтерию, посчитав её "мелкой рыбёшкой". Если в месяц поступает несколько сотен заявок, то нетрудно прикинуть, сколько денег не доходят до кассы КСК, а оседает в карманах электриков и сантехников. Тогда зачем им платить ещё и зарплату?.." - вопрошает бывший председатель.


Источник карикатуры: http://sovyatka.ucoz.de/
Сантехники и электрики умеют зарабатывать на жизнь

По словам Каирбека Нагуманова, его стремление навести порядок в КСК встретило жёсткое сопротивление - как со стороны штатных работников, так и со стороны ревизионной комиссии.

"Когда я начал выяснять, как распродали общедомовое имущество, в какие руки и на основе каких документов, - против меня стали строить козни, плести всяческие интриги, не давая спокойно работать. Это и стало причиной моего увольнения по собственному желанию", - объясняет он.

- Выходит, "мафия" КСК бессмертна? Как, по-вашему, нужно бороться с нерадивыми сотрудниками кооперативов?

- Раз уж у нас в государстве начали бороться с коррупцией, показывать, что уже нет "недоступных" лиц на всех уровнях власти, пора то же самое продемонстрировать и в сфере ЖКХ. Надо принять все меры, чтобы статьи вполне добротного Закона "О жилищных отношениях" строго выполнялись. Есть же статья 41-1 "Государственный контроль в области жилищного фонда", где прямо указано, что этот контроль "должен осуществляться местным исполнительным органом посредством проверки должностными лицами жилищной инспекции общего имущества участников кондоминиума". Необходимо активизировать работу жилищной инспекции. И устроить несколько показательных судебных процессов над теми, кто ловко устроился под крышами КСК, чтобы корыстно пользоваться беспечностью и инертностью членов кооперативов. Причём так, чтобы эти процессы получили широкий общественный резонанс. Вот только тогда поубавится число желающих раскрывать ненасытную пасть на то, что им не принадлежит.


Каирбек Нагуманов, экс-председатель одного из столичных КСК. Эксклюзивное интервью informburo.kz