Сокрушительная сила слова: как победить коррупцию, не называя имён коррупционеров?
Войну коррупции в Казахстане официально объявили в 1998 году. Спустя 18 лет после принятия первого антикоррупционного закона борьба со взяточничеством и мздоимством практически не принесла зримых результатов. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные международного индекса восприятия коррупции Transparency International: в 2015 году в рейтинге стран по восприятию коррупции Казахстан оказался на 123-м месте среди 167 государств. Хотя, например, в 2000 году были на 65-м.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полноправным членом которой планирует стать наша страна, разработала для Казахстана ряд конкретных рекомендаций, чтобы мы могли улучшить свои позиции в международном рейтинге. В их числе было принятие Закона "О доступе к информации". Информация в данном случае – это в первую очередь данные о работе государственных органов. Мировая практика такова, что если деятельность чиновников максимально открыта и прозрачна, то и брать взятки им несподручно.
"В госорганах формируются огромные массивы разной информации: о своей деятельности и расходовании бюджетных средств, о решениях, которые там принимаются, персональная информация, личная, служебная, – в разной форме. Госорганы работают за счёт налогоплательщиков, поэтому вся масса этой информации должна быть в открытом доступе. Смысл этого закона не в том, чтобы они предоставляли информацию по запросу – это самый последний вариант. Госорганы должны, не дожидаясь запросов, как можно шире распространять информацию о своей деятельности", – отметила в своём выступлении юрист Internews Kazakhstan Ольга Диденко на мастер-классе "Новые возможности получения информации для журналистов", который прошёл в Астане.
К рекомендации ОЭСР в Казахстане прислушались – Закон "О доступе к информации" приняли в конце 2015 года. По мнению юриста, документ, пусть и не идеально, но заработал. Во всяком случае, центральные госорганы, такие как Правительство и Парламент, наладили онлайн-трансляцию своих заседаний, а в скором времени по такому же принципу должны заработать и областные акиматы. Помимо этого, создан портал "Открытое правительство для граждан", где можно также запросить интересующую информацию у руководителей госорганов через блог-платформы.
Впрочем, давая одной рукой, как выяснилось, другой – государство пытается отнять. Министерство информации и коммуникаций подготовило поправки, которые планируется внести в законы "О средствах массовой информации" и "О рекламе". Одна из инициатив, по сути, обязывает журналистов просить разрешения у коррупционеров или преступников на публикацию материалов о них. Речь, преимущественно, о фактах правонарушений, которые стали известны в ходе журналистских расследований.
"Министерство информации и коммуникации собирается ввести такую обязанность для журналистов: брать собственноручное разрешение у источника информации на распространение данных о себе, то есть, буквально персональных данных – имени, фамилии, отчества", – рассказала юрист.
Что думают по поводу такой инициативы в департаменте антикоррупционной политики, поинтересовались журналисты у директора этого госоргана Салауата Муксимова, который также был приглашён на мастер-класс, и в своём выступлении неоднократно заявлял об особой роли СМИ не только в борьбе с коррупцией, но и её профилактике при формировании неприятия коррупции обществом. Г-н Муксимов комментировать предлагаемую поправку не стал, сославшись на то, что не может судить о её актуальности.
Затруднился антикоррупционщик и назвать 5 из 19 рекомендаций ОЭСР, с выполнением которых у Казахстана возникли трудности. На конкретную просьбу журналистов перечислить их выступающий упомянул только об одной.
– Мы исполнили на сегодняшний день практически все, осталось 5 рекомендаций", – проинформировал директор департамента антикоррупционной политики.
– Какие не исполнили? Назовите, - попросили журналисты.
– Это в большей степени связано с рядом таких моментов, например, как введение уголовной ответственности для юридических лиц и ряд других вопросов, – ответил Салауат Муксимов.
Введение уголовной ответственности для юридических лиц, по словам главы антикоррупционного департамента, в Казахстане нецелесообразно, так как в итоге следствие всё равно выходит на физическое лицо – руководителя организации, который совершил правонарушение, и наказание несёт именно он, а не возглавляемая им контора.
Однако если обратиться к промежуточному докладу "Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией", то видно, что пунктов, по которым у Казахстана не наблюдается прогресса, не 5, а 12. Среди них, в том числе, рекомендация – обеспечить ответственность всех без исключения лиц, наделённых государственными полномочиями, также установив чёткий запрет на финансирование политических партий со стороны компаний с участием государства.
Неисполнение некоторых рекомендаций, по словам представителя аникоррупционного департамента, связано с тем, что они не вписываются в национальное законодательство, как в случае с уголовной ответственностью для юридических лиц. Что же касается остальных, то с их неисполнением в ответственном госоргане готовы поспорить.
– Мы, когда защищаем мониторинг исполнения, говорим: нет, мы на самом деле вашу рекомендацию исполнили, так что мы обсуждаем, дискутируем по крайней мере, – пояснил Салауат Муксимов.
"Следуя вашей логике, если мы поговорили о коррупции – значит, мы её победили", – раздалась реплика из зала.
В разговоре о коррупции с журналистами директор департамента отметил, что победить её сложно ещё и потому, что общество равнодушно и ничего предосудительного не видит, когда вокруг дают и берут взятки. А воспитывать нетерпимость к коррупции должны СМИ. Козырем в его рукаве стало напоминание о пожизненном отлучении чиновника-взяточника от государственной службы.
"Я хочу сказать, что Казахстан сделал беспрецедентный шаг вопреки принципам гуманизма: в наказание именно за коррупцию чиновник никогда в своей жизни не восстановит репутацию, ему никогда это не прощается, потому что в Законе "О госслужбе" мы предусмотрели санкцию", – заявил выступающий.
Но журналисты и здесь возразили, напомнив, что бывшие высокопоставленные чиновники, выйдя на свободу после отсидки за коррупционные преступления, зачастую чувствуют себя весьма комфортно, например, в бизнесе. А некоторые из них и вовсе отделываются условными сроками, как, например, экс-аким Павлодарской области Ерлан Арын.
Борьба с коррупцией, начиная с 2015 года, ведётся по новой разработанной стратегии. Этот проект рассчитан на 10 лет. Судя по прогнозам уполномоченных органов, зримых результатов придётся ждать до 2025 года. er