IT-разработки всецело проникают в различные сферы жизни. Сейчас всё чаще можно встретить успешные бизнес-кейсы, в основу которых заложены инновации в программном обеспечении, Hi-Tech и smart-обновления в e-commerce сегменте. Beeline как один из лидеров по интеграции IT решений в бизнес-процессы решил шагнуть дальше и, согласно своей политике Корпоративной Социальной Ответственности (КСО), открыл локальную школу по изучению Big Data.

Big Data ("Большие данные") – это структурированные и неструктурированные данные, подразумевающие огромный объём информации. Этот Big Data массив обрабатывается специальным программным обеспечением. Характерным примером Big Data файлов являются данные клиентов мобильных операторов. Сложность интегрирования технологии в бизнес-решения в том, что во многих случаях не существует оптимальной миграции данных со старых кластеров на новые. Поэтому под определённые кейсы нужно разрабатывать программное обеспечение с нуля. Для этого и нужна школа Big Data – молодые разработчики не будут использовать старые наработки, а смогут сами создавать эффективные решения.

Три стимула для открытия школы

Создание платформы для обучения – естественный логический шаг в развитии компании "Beeline Казахстан". Помимо основных целей и задач, которые ставились при открытии Big Data School – развитие направления и передача знаний – решающими факторами также стали:

– Поддержка стратегии "Цифровой Казахстан". Beeline является одним из лидеров телекоммуникационной отрасли. Внесение своего вклада в инновационное развитие страны – одна из важнейших целей компании.

– Развитие политики КСО. "Beeline Казахстан" в полной мере ощущает значимость внедрения современных технологий в жизнь граждан Республики и улучшения бизнес-процессов в сфере.

– Следование статусу одного из лучших HR-проектов в Казахстане. Beeline всегда поддерживает молодых специалистов в стране и даёт им повод для развития, организовывая для сотрудников комфортные условия труда.

"В этом году "Beeline Казахстан" исполнилось 20 лет. За этот период мы накопили большой опыт, знания, навыки и огромный массив данных… поэтому было принято стратегически важное решение по созданию такой эко-системы, где мы смогли бы внести что-то новое в развитие направления Big Data", – уточнила директор по управлению персоналом Тахмина Кодири.


Директор по управлению персоналом Тахмина Кодири

Как будет проходить обучение в Beeline Big Data School

Как известно, "Beeline Казахстан" входит в международный телекоммуникационный холдинг VEON (Нидерланды). Открытие Big Data School в Алматы – инициатива казахстанского подразделения. Данный опыт – первый в среде VEON. Тем не менее, мастера, которые будут обучать студентов, прошли международные курсы повышения квалификации и имеют опыт работы в IT-сфере порядка 18 лет.

Обучение в школе будет проходит на ежегодной основе. В первом потоке было принято около 1500 заявок. Всем участникам было предложено пройти тестирование, в ходе которого отобрались 200 кандидатов. С ними было проведено подробное интервьюирование. В результате успешными студентами Big Data School стали 20 человек.

В ходе интенсивного обучения будущим специалистам предстоит научиться разработке и реализации продуктов Big Data, освоить на практике знания о форматах и инструментах сбора данных. Студентам будут представлены сложные кейсы, с которыми сталкивались мастера Beeline. Будет проведена работа с анализом и визуализацией массива данных, усвоены современные методы программирования. Для обучения в школе Big Data будут использоваться актуальные технологии и софт для работы с разными языками программирования, который разрабатывался с нуля.

"В нашей школе Big Data мы делимся передовыми знаниями в этой области, а также интересными реальными кейсами. Рассказывать будем только то, что сделали и опробовали сами. Можно сказать, что мы обучаем как для себя, то есть для эффективной работы в инновационной компании уровня "Beeline Казахстан", – рассказывала о школе директор Beeline Big Data Екатерина Линкевич.

Перспективы после обучения

Благодаря своей креативности и большому практическому опыту экспертов Beeline, выпускники школы Big Data смогут самостоятельно разворачивать и использовать на практике программное обеспечение, а также применять полученные навыки в решении реальных бизнес-задач. После обучения лучшим студентам Beeline гарантирует трудоустройство в компании. Кроме того, для новоиспеченных специалистов будет организована дополнительная стажировка в российском офисе Beeline.

"Программу мы составили так, чтобы каждый из учащихся стал полноценным Big Data-разработчиком и легко трудоустроился по специальности", – дополнила Екатерина Линкевич.


Директор Beeline Big Data Екатерина Линкевич вместе с преподавателями

Big Data для пользователей Beeline

Вопрос интеграции Big Data весьма актуален – постоянно появляются новые кейсы, помогающие улучшать работу сервисов. Это приводит к повышению качества предоставляемых услуг, введению инноваций и сведению к минимуму рисков для клиентов IT-компаний. Вот несколько конкретных примеров, как Big Data помогает пользователям мобильного оператора Beeline:

Сервис Smart Agent (предоставление информации по тарифным планам мобильных услуг и рекомендации по выбору тарифа на основании аналитики предпочтений клиента – "Дольше сидишь в Сети – сервис предложит тариф в повышенным интернет-трафиком").

– Приложение "Мой Beeline" (работа с Big Data позволяет выдавать пользователям улучшенную таргетинговую информацию о тарифах на мобильную связь и интернет, об оказании услуг, рекомендации по контенту и многое другое).

– Личный кабинет на beeline.kz (аналогичным способом работает и Личный кабинет пользователя на сайте, где клиентам выдаётся тщательно подобранная информация. Например, рекомендации по выбору фильмов работают на сложных алгоритмах, сравнимых с Big Data от Netflix).

– Портал Shop.beeline.kz (интернет-магазин, способный выдавать пользователям рекомендации на основе их предыдущих внутренних запросов и поиска в Сети. Аналитика массивных данных позволяет точечно настраивать подбор товаров под определённого клиента).


Первый день обучения в Big Data School

Big Data для бизнес-партнёров

Как и для пользователей, работа с Big Data позволяет улучшать бизнес-процессы. Это помогает при сотрудничестве с партнёрами: осуществление эффективной рекламы, точная настройка таргетинга, обработка баз данных клиентов. Вот ещё несколько примеров, где Big Data способствует оптимизации корпоративных процессов:

– Сбор и аналитика данных клиентов из разных источников (сбор массива данных мобильных операторов и последующая его обработка позволяют точечно настраивать рекламу или готовить клиентские предложения).

– Аналитика перехода клиентов на другие ресурсы (данные по переходам клиента на новые ресурсы помогают эффективнее выбирать эти самые ресурсы для размещения рекламы, а также сводить к минимуму уход пользователей к конкурентам).

– Рассылка с помощью SMS, E-mail или Push-уведомлений ("селекционное распределение" массива данных позволяет качественнее настраивать таргетинговую рекламу. Поэтому эффективность рассылки повышается в несколько раз).


Первые студенты Big Data School

Какие кейсы реализованы в 2019 году

На основе Big Data "Beeline Казахстан" в 2019 году смог запустить несколько проектов банковского сектора и мобильной рекламы.

Улучшенный скоринг (оценка клиентов) и верификация данных позволяют клиентам получить займ при отсутствии кредитной истории. Сервис работает благодаря анализу Big Data информации по использованию услуг сотовой связи.

– Сервис Bank Notification помогает снизить число неликвидных мошеннических транзакций на картах клиентов. Благодаря сопряжению с номером мобильного телефона, отслеживать такие операции стало легче.

– Проект "Мобильная реклама" повышает эффективность коммуникаций мобильного оператора с клиентом, благодаря улучшенным в семь раз настройкам размещения и отображения информации, в том числе проработанному таргетингу.


Мастера-преподаватели Big Data School

Причём тут социальная ответственность

Открытие Big Data School ещё раз подчёркивает значимость следования политике Корпоративной Социальной Ответственности (КСО). Создание подобной платформы для обучения не только поспособствует развитию IT-направления компании, но и сможет привлечь внимание международных игроков рынка. Спросом будут пользоваться не только проработанные до мелочей бизнес-кейсы по Big Data, но и кадровые ресурсы креативной команды Beeline. Выпускники школы смогут продолжить работу не только в рамках развития казахстанского направления, но и смело заявят о себе на мировой IT-арене. Это в полной мере будет соответствовать КСО компании "Beeline Казахстан" и положительно скажется не только на развитии сферы в целом, но и на качестве предоставляемых услуг.