"Скучные, тупые вопросы – не круто". Почему у Tesla Илона Маска большие проблемы?
История побед компании Tesla motors
Компания Tesla была основана в июле 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннином. Отцы-основатели решили, что будущий автоконцерн, производящий электромобили, должен носить имя великого физика и изобретателя Николы Теслы – человека, которого называют создателем современного авто на электрической тяге. Правда, легендарного прототипа широкая публика так и не увидела.
Эберхард и Тарпеннин в начале 2004 года решили, что именно миллионер Илон Маск должен стать их главным инвестором. По сути, все крупные вложения до выхода компании на биржу действительно осуществлялись именно Маском.
Первым изделием в будущей линейке электромобилей стал спорткар Tesla Roadster, созданный в партнёрстве с британской компанией Lotus. Официальная презентация революционного электрокара состоялась 19 июля 2006 года в городе Санта-Моника. Миру была обещана доступная цена, однако это обещание Илон Маск так и не сдержал. Всего с 2008 по 2012 годы было произведено более тысячи единиц со стартовой стоимостью в 109 тысяч долларов. Что, в принципе, не так дорого, учитывая, что авто на электрической тяге разгонялось до 100 км в час всего за 4 секунды.
К слову, именно Tesla Roadster, принадлежащий миллиардеру Маску, стал первым серийным автомобилем, отправленным в космос на тяжёлой ракете Falcon Heavy в феврале 2018-го.
Прорывом компании стал выпуск (с 2012 по 2018 годы было произведено около 200 тысяч единиц) электромобиля Tesla Model S. Илон Маск, и его маркетологи удачно использовали мировой тренд на "зелёные" технологии и сумели сделать из этой модели условно доступный продукт за 75 тысяч долларов в базовой комплектации.
Самый ужасный конфуз случился весной этого года. 30 марта производитель был вынужден отозвать около 123 тысяч автомобилей серии Model S, которые были выпущены до апреля 2016 года, для замены деталей гидроусилителя руля. Всё из-за болтов, которые активно ржавели из-за солей. Последние активно используются и в США для борьбы с гололёдом. Каким-то чудом из-за дефекта не произошло ни одного ДТП. Генеральный директор и акционер компании Tesla Илон Маск списал имиджевые потери на непрофессионализм компании – поставщика болтов.
Кроссовер Tesla Model X, выпускаемый с 2015 года, стал ответом производителя на желание любителей электрокаров пересесть на внедорожник. Правда, цена в 170 тысяч долларов отпугнула многих. А вот самая перспективная и дешёвая модель компании – Tesla Model 3 – заслуживает отдельного разговора.
Читайте также: Илон Маск: покоритель космоса, миллиардер, филантроп. Что ещё нужно о нём знать?
Презентации и завышенные ожидания
За прошедшие годы история автопроизводителя Tesla Motors превратилась в сплошной поток ярких презентаций и обманутых надежд покупателей. Все четыре свои модели концерн запускал в серийное производство со значительным опозданием.
Презентовав Tesla Roadster в 2006-м, запустить серийное производство этой модели компания смогла лишь в 2008 году. Tesla Model S, показанная в качестве концепта в 2009-м, начала производиться только в 2012 году. Внедорожник Tesla Model X, обещанный рынку и покупателям уже в 2013 году, ушёл на конвейер лишь спустя 2 года после обещанного срока.
Самый бюджетный электромобиль в истории человечества – Model 3 – Илон Маск обещал покупателям ещё в 2016-м, но первые образцы отправились по предзаказу только летом прошлого года. Невыполнение планов стало предметом шуток и мемов над самым популярным миллиардером планеты. Невыполнение обещаний крайне негативно отражается на доходах автоконцерна. На рынке даже сложился некий стереотип: чем ярче проходит презентация новой модели Tesla, тем дольше покупателям придётся ждать заветного автомобиля на электрической тяге.
Финансовый провал десятилетия
Среди инвесторов компании сегодня знаковые лица и фирмы: основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, президент компании eBay Джефри Сколл, холдинги Daimler AG и Toyota и, конечно, сам Илон Маск с пакетом начальных инвестиций в размере 70 млн долларов.
В июне 2010 года состоялось первичное публичное предложение (IPO) акций автоконцерна Tesla. Инвесторы со всего мира посчитали своим долгом поддержать передовую компанию. Однако на протяжении последних 8 лет производитель электрокаров регулярно показывает чистый годовой убыток. Наибольшие из них были зафиксированы по итогам 2017 года – тогда речь шла о 2,2 миллиарда долларов.
Несмотря на это рыночная капитализация компании все эти годы продолжала активно расти и 18 сентября 2017-го достигла рекордного максимума в 64,2 миллиарда. Tesla обогнала таких гигантов как General Motors и Ford Motor. Но только по капитализации, а не по количеству произведённой продукции.
С точки зрения экономистов, концерн можно назвать подобием финансовой пирамиды: производитель привлекает на рынке значительные средства инвесторов, но не подкрепляет их ни фактическим объёмом производства, ни обещанной технологической революцией в отрасли.
В эпицентре скандала
24 марта 2018 года в США, в Калифорнии, владелец внедорожника Model X сгорел заживо в результате аварии. Его электрокар взорвался после столкновения с отбойником. Это был третий по счёту инцидент с автомобилями Tesla со смертельным исходом. Итоги официального расследования Национального управления США по безопасности транспорта ещё не опубликованы, однако производитель авто уже выпустил свой отчёт, в котором снял вину с автопилота и переложил её на водителя. Официальный орган за поспешные и порой популистские пресс-релизы уже отстранил представителей концерна от расследования.
Падение акций на фоне гибели клиента и публикация отчёта о рекордных квартальных убытках в 710 миллионов долларов уже в текущем году вызывают логичное снижение общих прогнозных рейтингов и существенное падение акций. В ответ миллиардер не придумал ничего лучшего, как опубликовать у себя в Twitter ироничный пост о банкротстве Tesla. И сделал это сознательно именно 1 апреля.
Однако серьёзные финансисты и инвесторы чувство юмора Илона Маска не оценили. Главная проблема автоконцерна в том, что ему до сих пор не удалось наладить масштабное серийное производство "бюджетной" Tesla Model 3. Имея на руках один миллион предзаказов, в месяц завод собирает чуть более 3 тысяч единиц.
Проблемы с роботизированной сборкой и конвейером отбросили компанию примерно на 6-8 месяцев от намеченного срока выхода на полную производственную мощность. Более того, партнёр концерна – компания Panasonic заявила о том, что электрокары потребляют слишком большое количество литий-ионных источников питания. Аккумуляторы электрических автомобилей собраны из стандартных цилиндрических источников питания. На рынках азиатских стран возник жесточайший кризис, который до сих пор не покрыт другими производителями, кроме японского Panasonic.
В начале мая стало известно, что компания Nikola Motor Company подала в суд штата Аризона иск на сумму более 2 млрд долларов, обвиняя компанию Tesla в нарушении патентов при создании электрического грузовика Semi.
Созданный в 2014 году стартап Nikola Motor представил общественности свой грузовик на водородных топливных элементах в 2016 году. Согласно иску, компания отмечает ряд сходств между грузовиком собственной разработки и Tesla Semi, которые свидетельствуют о нарушении патента. В качестве компенсации от компании Илона Маска требуют 2 миллиарда долларов.
Проект беспилотного в перспективе электрогрузовика называют революционным прорывом в области перевозок. Крупные транспортные компании планеты уже сделали предварительные заказы на десятки миллионов долларов. На рынок первые модели грузовика будущего поставят в 2019 году.
Конец эпохи Маска?
Проект Tesla долгое время субсидировался властями США. Годами в Северной Америке действовали специальные программы по компенсации покупки электромобилей. Покупатель мог получить скидку от 7,5 тысяч долларов и выше, в зависимости от того, поддерживают ли в определённом штате "зелёные" технологии или нет. В ноябре представители команды президента Дональда Трампа заявили, что готовы отменить льготы на электромобили в США. Отмена аналогичных льгот в Гонконге фактически свела на ноль продажи авто на электрической тяге.
По мнению аналитиков рынка, отмена льгот на продажах Tesla Model 3 скажется негативно. Самый доступный по цене электрокар при стоимости в 35 тысяч долларов может так и не стать массово продаваемым.
Параллельно у компании Tesla в связи с оттоком инвестиций могут возникнуть проблемы со строительством сети станций для зарядки авто. Проект Supercharger сегодня – это 200 специализированных АЗС на территории США, что теоретически позволяет сделать полный географический охват для потребителей. Однако при росте количества электрокаров сеть заправок через 2-3 года должна насчитывать уже несколько тысяч станций. Это потребует дополнительных инвестиций, которых у компании Tesla пока нет.
Перспективы
На негативную реакцию инвесторов и падение котировок акций автоконцерна миллиардер уже отреагировал. В начале мая он выкупил 33 тысячи акций Tesla на 9,9 млн долларов. Правда, выкуп оказался символическим – Илон Маск увеличил свою долю в компании всего на 0,1%. Как компания рассчитывает выйти в III и IV кварталах на безубыточность при убытках в 710 миллионов по итогам первых трёх месяцев 2018-го, непонятно.
В конце апреля в Bloomberg подсчитали, что если Tesla в ближайшее время не привлечёт дополнительное финансирование, то по итогам этого года у неё не останется операционных средств. По данным агентства, компания Илона Маска каждую минуту теряет около 6,6 тысяч долларов. Вряд ли такая отчётность привлечёт новых инвесторов.
Большая часть аналитиков призывает больших игроков массово продавать акции, пока капитализация Tesla находится ещё на относительно высоком уровне. Однако услуга по предзаказам электрокара Model 3 до сих пор пользуется популярностью. Потребители в Илона Маска всё ещё верят. Продавать и дарить мечты с фантазиями у миллиардера получается лучше, чем заниматься производством электрокаров.