Какие ассоциации приходят к вам на ум, когда вы слышите слово "ателье"? Скорее всего, тёмное полуподвальное помещение, рулоны ткани повсюду, замученная швея, которая постоянно отрывается от работы, чтобы принять клиентов, и неудачное платье, севшее как-то не по фигуре, несмотря на все примерки. Стереотип это или реальность? 

Мы поговорили с тремя владельцами ателье и узнали, как сейчас строится работа салонов и получается ли у них конкурировать с сетевыми магазинами доступной одежды.

Общемировой тренд на разумное потребление 

Жазира Дюсембекова и Роман Ви начинали с пошива трендовых спортивных костюмов во время карантина. Тогда все сидели дома, спрос на спортивную одежду был большой и магазин Roman Vi начал набирать обороты. 

Спустя год они открыли своё ателье, и сейчас у них уже есть своя наработанная клиентская база и около 100 заказов ежемесячно. Одни приходят за реставрацией одежды, другие – за индивидуальным пошивом. 

“Засилье масс-маркета ни к чему хорошему не приводит. Вы идёте в торговый центр и видите там одни и те же модели и фасоны. Тренды диктуют моду, поэтому не всегда люди могут найти что-то подходящее для себя”, – считает одна из основателей ателье Жазира Дюсембекова. 

Если описывать портрет среднестатистического клиента ателье Roman Vi, то это обычно люди старше 30 лет, которые зарабатывают, знают особенности своей фигуры и понимают, что такое качественная вещь. Бывает, приходят и молодые девушки с фотографиями моделей Беллы или Джиджи Хадид и просят сшить им что-то подобное. 

Но ателье – это не всегда про вечерние платья, отметила Жазира Дюсембекова. Часто люди заказывают одежду себе на работу или повседневку. Это могут быть костюмы, брюки, жакеты, пиджаки и юбки. Многие также заказывают подарки: галстуки или бабочки ручной работы из интересной ткани, с именной вышивкой и нагрудным платочком. 

Особенно популярна реставрация одежды. К примеру, если у вас есть джинсы Levi’s 20-летней давности, которые вам нравятся, их можно отдать в ателье и сделать из них что-то трендовое. 

Хотя ателье и услуги стилиста – это совсем разные вещи, в ателье всё-таки могут посоветовать, какой фасон подойдёт вам больше. В Roman Vi люди иногда приходят совсем без эскиза или представления того, чего они хотят. Тогда им там же на консультации посоветуют, нарисуют и подберут ткань. 

“Мы не конкурируем с масс-маркетом. Масс-маркет – это про вещи на один сезон, ателье же – это про качество и разумное потребление. Сшил вещь и носишь её пару лет минимум”, – подчеркнула Жазира. 

Стоимость: брюки / юбки – 20-25 тысяч, пиджаки – от 50 тысяч, повседневное платье – от 30 тысяч, вечернее – от 70 тысяч. 

Атмосфера, в которой приятно клиенту 

Преимуществом своего ателье Maléna_tex Елена Бондарь считает комфорт, который она создаёт для клиента. Вы заходите в салон, удобно усаживаетесь, вас угощают сладостями, чаем или кофе. Начинается беседа: вы рассказываете, что бы вы хотели себе сшить или делитесь предпочтениями, а вам советуют модели. 

Такие разговоры могут продолжаться больше часа. Главное – чтобы после них не осталось никаких вопросов. К такому подходу Елена пришла через собственный опыт, когда она, будучи 20-летней девушкой, увидела в модном журнале фото израильской модели Бар Рафаэли в роскошном платье. Тогда она долгое время любовалась этой картинкой, пока не поняла, что ей нужно сшить что-то подобное для себя. В Алматы в знаменитом магазине тканей ей предложили, как им казалось, самый подходящий материал – дубовый, стоячий атлас, хотя на модели был явно шёлк. В самом ателье за работу принялась уставшая от пошива формы для школьников швея. В итоге платье оказалось провальным. 

После такого опыта Елена решила, что в её ателье всё будет по-другому. Клиенту не надо будет ни о чём беспокоиться. Ему могут посоветовать наряд, за него подберут ткань. Через неделю эта ткань прибудет в бутик, а через две – уже будет готова вещь. Она сравнивает это со SPA-процедурой, своеобразным массажем для души, когда клиент получает удовольствие не только от результата, но и от самого процесса. 

По мнению Елены, сейчас нет каких-либо возрастных, гендерных различий среди клиентов. Одежда нужна всем, а масс-маркет не покрывает все запросы. 

“Вообще, ручной труд не может быть дешевле, чем фабричный. Но сейчас мы уже можем конкурировать с магазинами по ценам. Например, есть масс-маркеты дороже, чем Zara и Mango. Они не всегда используют хорошие ткани, а делают наценку за свой бренд. Мы же можем сшить дешевле, чем они, зато вещь будет такой, какой хочет клиент”, – отметила основательница ателье. 

Чтобы ателье могло развиваться, оно принимают заказы по всему Казахстану, а также отправляет свои вещи на алматинский "Сентябрь Спейс" (концепт-пространство казахстанских дизайнеров одежды, украшений, бьюти-продуктов и предметов интерьера). 

Стоимость: платье – не меньше 35 тысяч. 

Людей, которые шьют себе одежду, стало больше 

Оксана Новокрещенова открыла свое ателье Catrin ещё в 2015 году. По образованию она технолог-инструктор. До этого занималась пошивом на дому. Со временем количество заказов росло, и тогда Оксана решила открыть свой салон. 

Предпринимательница занимается пошивом женской одежды, а также реставрацией. У неё есть клиентки, которые заказывают одежду уже около 18 лет. Они обычно не приходят за одной вещью, а полностью обновляют свой гардероб. 

"Я начинала в 90-е годы, когда в стране устанавливался дикий рынок и спрос на услугу был минимальным. В магазинах тогда появилось много зарубежного товара, и люди перестали ходить в ателье. Приходилось выживать. Сейчас же спрос вырос кратно", – сказала Оксана. 

По её мнению, это случилось потому, что в магазинах стали продавать больше синтетики, а рынок тканей, наоборот, расширился и пополнился как бюджетными образцами, так и люксовыми. 

Стоимость: повседневное платье – от 40 тысяч. 


Читайте также: