Корреспондент informburo.kz называет те казахские национальные игры, без которых в далёком прошлом не проходило ни одно празднование Наурыза. Все эти соревнования сохранились и по сей день, однако проходят в основном в аулах и за городом. 

Конные игры 

Одно из таких состязаний – "Бәйге", которая невероятно популярна среди казахов. Сейчас дистанция скачки составляет от 5 до 15 км, а раньше доходила и до 50 км. Победителем считается тот, кто раньше всех пришёл к финишу. 



Существует два вида скачек: "аламан бәйге" (используются лошади от трёх лет и старше) и "құнан бәйге" (используются двухлетки). Если рассматривать "аламан бәйге", то это испытание не только для наездников, но и для самих лошадей. Ведь " аламан бәйге" – это скачки на длинные и сверхдлинные дистанции. Исторические корни этой игры основываются на необходимости казахов готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки на новые места, а также отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Так постепенно "аламан бәйге" стала неотъемлемой частью больших праздников. Иногда во время таких вот соревнований некоторые лошади не выдерживали нагрузок и погибали, не дойдя до финиша, или падали от усталости, ломая ноги. Известно, что наездники перед скачками, для того, чтобы защитить своих скакунов от сглаза, заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в нее перья филина или амулеты от сглаза, а также старались никому не показывать скакуна, держа его под попоной. 

"Тымақ ұру" ("Сбивание тымака") - это казахская национальная игра, принять участие в которой может каждый, умеющий держаться в седле и имеющий лошадь. Согласно условию игры, в землю вбивается шест, высота которого не превышает рост наездника. На верхушку шеста одевается головной убор - тымак. Наезднику показывают и дают запомнить, где находится тымак. После этого наезднику завязывают глаза и раскручивают, после чего отпускают со словами: "Попробуй, сбей тымак". Наездник берет в руки камчу и пытается сбить тымак. Если с трех попыток ему это не удается, он может исполнить песню в обмен на еще три попытки сбить тымак. У кого быстрее всех, то есть с меньшего количества попыток, получится сбить тымак - тот и победитель. 

"Қыз қуу" ("Догони девушку") – согласно древнему обычаю, бытующему еще в сакских племенах, прежде чем юноша женится на девушке, он должен был доказать свое мастерство наездника, умение держаться в седле. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра "Қыз қуу", где девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка, стегнув коня, вырывалась вперед, а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если ему это не удавалось, то уже ему приходилось скорее скакать от девушки, так как в таком случае девушка, догнав его, начинала что есть силы стегать его камчой. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся. 



Сейчас уже наступили совершенно другие времена. Парню не нужно скакать на лошади за девушкой, чтобы сделать её своей невестой, однако "Қыз қуу" по-прежнему популярна среди жителей некоторых регионов. Например, в прошлом году в Алматинской и Кызылординской областях прошли республиканские соревнования по "Қыз қуу", которая уже превратилась в настоящее спортивное состязание со своими чётками правилами. Дистанция скачки составляет 400-500 м. В конце дистанции устанавливается флаг, обозначающий поворотно-контрольный пункт. Девушка (а юноша в обратную сторону) принимает старт на две лошади впереди. Мастерство игры (на личное или командное первенство) оценивается по пятибалльной системе, при этом учитываются три признака - искусство владения конем, художественность (красота) исполнения и резвость скачки. Участники выступают в красочных национальных костюмах на одномастных, эффектных по экстерьеру лошадях, благодаря чему зрелищная сторона состязаний очень выигрывает. 

"Аударыспақ" - это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые лучшие наездники, ведь борьба на лошадях требует исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть борьбы заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника с лошади. Тот кому это удается, тот и считается победителем. 



"Аударыспақ" – настолько захватывающая и зрелищная игра, что уже получила статус международной. Стала очень популярна в Венгрии, Азербайджане и Афганистане. Более того, в 2014 году в Астане состоялся первый чемпионат Азии по аударыспақ. Побороться за призовые места прилетели 35 участников из 11 стран континента. Состязание проводилось в трёх весовых категориях: до 70 кг, до 90 кг и свыше 90 кг. Предсказуемую победу там одержали хозяева первенства. 

Игра "Тенге алу", что в переводе на русский означающая "подними монету", имеет очень далекие исторические корни. Правила игры со временем почти не изменились, изменился только атрибут. Согласно правилам игры, всадники, доскакав по сигналу от условной линии старта до линии финиша, должны на скаку успеть собрать как можно больше монет, завернутых в платочек и заранее разбросанных в целях игры по полю. Раньше в далекие времена вместо монет для игры "Тенге алу" использовались серебряные слитки, которые в последствии были заменены на монеты. 



Казахские девушки, будучи отличными наездницами, любили участвовать в конных соревнованиях на иноходцах, называемых "Жорға жарыс". Иноходцы владели особой поступью, мягкостью, ритмичностью в ходьбе и беге. Во время состязаний (дистанция от 2 до 10 км) иноходцы не должны были переходить на обычный бег, за это мог быть наложен штраф или применено снятие с дистанции. 

Сейчас состязания по "Жорға жарыс" проходят на ипподромах и в степи. В основном, в них принимают участие одни мужчины. 

"Жамбы ату" - это состязание казахских джигитов на меткость в стрельбе из лука. Жамбы - это серебряный диск, который подвешивался на тонкой веревке из конских волос на перекладине. Задачей участников состязания было стрелой, выпущенной из лука, сбить диск, чтобы он упал на землю. Существовало несколько вариантов таких состязаний - состязание могло проводиться верхом на лошадях, то есть джигит должен был попасть по диску, скача верхом на лошади, а могло проводиться состязание без лошадей, когда участники с определенной дистанции поочередно пытались сбить диск. У кого это получалось с меньшего количества попыток - тот и побеждал. 



В прошлом году в Уральске состоялся первый чемпионат Казахстана по "Жамбы ату" среди кадетов и молодёжи. 

В өкпар" принимали участие джигиты аулов, соседствующие по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было состязание и на силу, и на ловкость, и на выносливость, и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за көкпар, которая могла продолжаться с обеда до вечера. Борьба велась верхом на лошадях. Тот аул, у которого в итоге борьбы окажется көкпар - тот и победил. Такой вариант борьбы назывался "дада-тартыс". А во втором варианте борьба за тушу могла вестись между джигитами одного аула. В таком случае победителем становился один джигит, и борьба тогда называлась "жалпы-тартыс". 



"Көкпар" пользуется большой популярностью и в наши дни. В Казахстане проходит первенство страны, а также чемпионаты Азии. 

Остальные игры 

"Тоғыз құмалақ" – это настольная игра, которая уже давно прославилась за пределами Казахстана. Доказательством этому служит тот факт, что по "тоғыз құмалақ" проводятся чемпионаты мира, а лучшими там стабильно становятся наши соотечественники. 

Правила у этой игры следующие: в "тоғыз құмалақ" используется четырехугольная деревянная доска, имеющая 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров. 



Игра была настолько популярной в казахской степи, что люди могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется "тоғыз құмалақ" (девяткой) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом. 

В учёном мире её называли "алгеброй чабанов", так как в ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. 



Не потеряла свою фантастическую популярность и борьба "қазақша күрес", которая является одним из древних видов спорта у казахов. Начиная 1938 года "казакша курес" входит в программу республиканских соревнований, а за последние годы набрал обороты международный турнир "Қазақстан Барысы". Трибуны на этих соревнованиях всегда забиты до отказа.  

Отличительной чертой "қазақша күрес" является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя. Можно делать подсечки, зацепы ногами, приёмы через бедро. Ни в коем случае нельзя касаться коленом ковра, из-за этого дают предупреждение. Цель схватки - бросить противника на спину. 

"Арқан тартыс" ("Перетягивание каната") – очередная казахская национальная игра, где играющие делятся на две команды. Посередине площадки кладётся канат, середина каната отмечается ленточкой, под серединой каната проводится поперек черта. Играющие берутся за канат и поднимают его с пола. По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Перетягивать канат можно только после сигнала. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз. 



В материале использованы данные с сайтов bilu.kz и unesco.kz