"С учётом типа личности у нас разработаны алгоритмы работы". Как психологи помогают тяжелобольным пациентам
Когда человек узнаёт о тяжёлом диагнозе, который влечёт за собой долгий период лечения, перемен в жизни и изменения привычного ритма, это не может не выбить почву из-под ног. Нужно принять свою болезнь, не опускать руки, не поддаваться страху и панике и думать о жизни. Но не все могут справиться с такой масштабной задачей самостоятельно – для этого и существуют медицинские психологи, люди, которые становятся психологической поддержкой как пациентов, их родных, так и самих докторов.
Как работают психологи с онкологическими пациентами?
Руководитель отдела психолого-социальной помощи КазНИИ онкологии и радиологии, магистр медицинских наук, кандидат психологических наук Ильмира Хусаинова не просто так оказалась у подножия этой большой и жизненно важной системы. Сейчас она курирует онкопсихологов не только в родном КазНИИОиР, но в остальных онкодиспансерах страны.
"Онкозаболевание – достаточно психотравмирующее. Одним из важных моментов было включить специалиста по соцработе. Они занимаются важным и нужным сопровождением. Выявляют целевые группы для оказания помощи – малообеспеченные, пенсионеры, матери-одиночки, многодетные мамы. И социальные работники должны помочь им решать социально-правовые и бытовые вопросы, проводить правовой ликбез по видам пособий и поддержке, получению инвалидности, консультировать по всем вопросам.
Ильмира Хусаинова решила внедрять инновационные методы, потому что существующие были не столь эффективны, как хотелось бы. Так появилась полностью обновлённая модель, которая в скором времени стала завоёвывать награды на международных конкурсах и конференциях.
"На момент создания были психологи в поликлиниках, но они были в основном с педагогическим образованием, без знания клинической психологии. У нас и специальности такой не было. Когда я создала нашу модель, мне был важен в первую очередь уровень профессионализма. Изучали международный опыт, потом адаптировали под свою действительность с учётом ментальности, системы здравоохранения, такая "восточная модель" – у нас и алгоритм сообщения плохих новостей выглядит иначе. У нас ведь триада: не только пациент есть, но и родственники. При этом вся эта работа для них бесплатна, в рамках ГОБМП", – объясняет руководитель отдела.
Читайте также: В Казахстане ежегодно выявляют около 600 детей с онкологией
Психологический портрет онкопациента. Какой он?
Ильмира Хусаинова объясняет: к каждому пациенту подходы меняются в зависимости от типа личности. Люди одинаково реагируют на пугающий диагноз, при этом у них разнится дальнейшее отношение к жизни и болезни.
Как объясняет онкопсихолог, типы личности бывают тревожно-мнительные, тревожно-депрессивные, дисфорические, гармоничные и апатичные.
Например, пациенты гармоничного типа адекватно реагируют на процесс лечения и делают всё возможное для своего выздоровления. При тревожно-депрессивном типе личности пациенты впадают в беспокойство, их накрывают мнительность, чувство тревоги, страх смерти и неопределённости прогноза.
"Дисфорический тип – когда мрачно-озлобленное настроение, агрессия направлены на окружающих, виноват кто-то другой. Врачи не досмотрели, неправильно поставили диагноз. У некоторых присутствует страх перед лечебными процедурами, много терминологии о том, как проходит, например, химиотерапия. И беседами мы стараемся закрыть информационный вакуум. Навязчивые мысли бывают, страхи. Бывают апатичные пациенты, у которых заторможенность, вялость, безучастность, потеря интереса к жизни. И с учётом этих особенностей у нас разработаны алгоритмы работы", – говорит Ильмира Хусаинова.
Команда психологов общается и с врачами, чтобы узнать течение болезни и сформировать подход, отталкиваясь от предстоящих процедур – кого-то ждёт операция, кому-то предстоит химиотерапия, а у других в ремиссии начинается страх рецидива.
Запрещённые фразы онкопсихолога
У психолога любого направления есть формулировки, которых лучше избегать в беседе с клиентами. Конечно же, свои правила есть и в работе у онкопсихологов.
"Стоп-фразы – обязательный момент. Если человек приходит с общей психологии, без знания особенностей соматических пациентов, наших пациентов, иногда звучат фразы, которые пациентов могут раздражать. "Всё будет хорошо" – они же понимают, что жизнь не будет такой, как до болезни.
"Борись, держись" – подобные слова, например, в случае отсроченных осложнений, обесцениваются и, наоборот, фрустрируют пациента, заставляют думать: "Почему это случилось со мной, я же и старался, и боролся, и выполнял рекомендации". "Почему это случилось именно со мной?" – такие вопросы первым делом задают пациенты.
Фраза "Я тебя понимаю". Мы же не можем понять онкопациента, но мы можем понять его ощущения. Можно сказать: "Я понимаю, что вам страшно", "Я понимаю, что вам тревожно". Это выводит на доверительный момент, что мы оцениваем его текущее состояние страха, тревоги, бессилия", – делится профессиональными тонкостями Ильмира Хусаинова.
Отдельная работа требуется с родными пациентов, которые в состоянии стресса тоже ведут себя по-разному.
"У нас есть такое понятие – "психологическая защита". Например, пациент ушёл в отрицание или вытеснение и находится в инфантильном состоянии, естественно, вся забота ложится на родственников, тогда мы общаемся с ними больше. И с ними встречи иногда бывают очень горячими. Но мы понимаем, что их беспомощность вынуждает иногда быть агрессивными, требовательными к врачам", – говорит психолог.
Читайте также: "Прокричаться, проплакаться и прожить". Алматинцы не могут прийти в себя после трагического января
Выгорание онкопсихолога и "примерка" симптомов
Задача онкопсихолога – не только поддержать пациентов и их родных, защитить от выгорания онкологов, но и сохранить самого себя в ресурсном состоянии. Ильмира Хусаинова уверена – этот навык тоже зависит от уровня профессионализма психолога.
"Я, например, не несу всё в семью, я многодетная мама к тому же. Представьте, что будет, если я за день поговорила с десятью пациентами, у кого семейные трудности, кого-то бросили, сложности на работе? Я часто говорю, что онкология – не про смерть, а про жизнь, пациент приходит к нам с багажом, который мы тоже обсуждаем", – говорит психолог.
Несмотря на присутствующий эмоциональный подтекст, обратная связь от пациентов как раз становится целительной силой для психолога.
"Я никогда не воспринимаю пациентов как людей с тяжёлыми заболеваниями, для меня это человек в трудной жизненной ситуации. Когда ты видишь результат работы, когда ты сидишь у кровати пациента и держишь его за руку, беседуешь про его обычную жизнь, а потом приходят письма от пациентов с благодарностью за то, что их выслушали, – это помогает в том числе быть в ресурсном состоянии. Но, безусловно, у нас всех есть свои психологи или супервизоры, чтобы мы профилактировались", – уточняет Ильмира Хусаинова.
Онкопсихологи проводят интервизии – делают обход с докторами, а потом обсуждают тактику работы. Но отдельно проходят и супервизии, когда психологи работают уже со своим коллегой. Ильмира Хусаинова приводит такой пример: психолог может поработать в абдоминальном отделении, а потом испытывать боли и рези в животе. Это как раз один из случаев, когда психологу нужна консультация своего же коллеги.
Читайте также: Лечение стволовыми клетками: как стать донором костного мозга и почему это важно
Новая жизнь с диагнозом. Истории пациентов
Напоследок мы попросили Ильмиру Хусаинову рассказать пару историй, которые запомнились ей как психологу больше всего. Так совпало, что все три истории оказались не столько о болезни, сколько о жизни и перерождении.
"Недавно была пациентка в отделении гемобластозов, и она узнала о диагнозе во время беременности. Представьте её состояние, когда назначили химиотерапию – как это повлияет на плод, как будет происходить родовспоможение? И здесь мы подключили двух специалистов, которые выводили её в ресурсное состояние разными техниками. Всё завершилось хорошо, родилась здоровая девочка, а она сама сейчас опять на лечении, получает химиотерапию.
Был юноша с тазовой ампутацией – удалили обе ноги. Молодой парень. У него были и суицидальные мысли: зачем жить, почему, как, кому я нужен? Но мы с пациентами иногда проводим разные тесты, и я ему дала профориентационный тест. Во время нашей беседы я заметила у него на левой руке красивую татуировку.
А он все говорил о том, что теперь будет на коляске, не сможет работать. Я его спросила про татуировку, оказалось, что это его хобби. И себе набивал, и друзьям. А я всегда смотрю, какие у пациентов хобби, желания, мы ведь часто это обесцениваем. И я ему говорю: "А что если вам открыть тату-салон?" В итоге он после всех этапов реабилитации женился и открыл свой тату-салон.
Была пациентка с гинекологией, очень тревожная, но как-то она начала говорить, что в детстве была активной и на неё просто повлияла болезнь. А она всегда замечала у меня маникюр и какие-то детали. И вот на 8 Марта мы приглашали мастеров по ногтям и волосам, наводили красоту. Потом она так оживилась, стала по палатам ходить: мол, "девочки, не лежите, вставайте".
Они устраивали себе даже вечера красоты. А суть в том, что её муж оставил, узнав диагноз, и она переживала, на что будет жить с двумя детьми. Я подсказала ей, что есть разные программы и гранты, она прислушалась, подала заявку и открыла свою химчистку! Но самое интересное, что потом случилась пандемия, и в итоге у нее активно пошли заказы", – поделилась напоследок онкопсихолог.
Читайте также: Айгуль Шакибаева, правозащитник и мама особого ребенка: "Инклюзия начинается в вашем дворе"
Переключаться, заводить хобби и отдыхать. Как медицинские психологи помогают врачам?
Медицинские психологи жизненно важны не только для пациентов, но и для сотрудников больниц, как для людей, помогающих профессий. Мы попросили вкратце рассказать об этом сертифицированного гештальт-консультанта, психолога Национального научного кардиохирургического центра Гулжайну Тулбаеву.
"Вначале исследую психологический климат в коллективе – это обязательный шаг для моей дальнейшей работы. Работаю с группами сотрудников по расширению их психологической и коммуникативной компетентности: семинары, лекции, беседы, тренинги по развитию профессионально важных качеств.
Психологическая работа с медицинским персоналом необходима, потому что медицинский персонал находится в ежедневном контакте с пациентами. Для того чтобы медсестра или врач могли эффективно работать, у них должны быть в необходимой степени развиты определенные психические функции и личностные характеристики, они должны быть психологически пригодны к своей работе. После тестирования разрабатывается программа и проводятся групповые тренинги для улучшения качества обслуживания пациентов", – говорит психолог.
По её словам, в работе с медицинскими сотрудниками она встречает эмоциональное выгорание на рабочем месте, кризисы – ситуативные и профессиональные. В основе кризисов и выгорания, по мнению психолога, лежит повседневная работа врача, который регулярно сталкивается со смертью, болезнями и тяжёлым состоянием пациентов.
"Медицинский персонал остро переживает свою беспомощность, хотя не всегда может признаться в этом даже себе. Именно в этот момент помощь психолога бывает наиболее своевременна. Учим медперсонал переключаться. Когда заканчивается работа, проблемы нужно оставлять на рабочем месте, а не думать о них по 24 часа. Каждому человеку необходимо полноценно отдыхать, помимо работы. обязательно иметь и личные интересы", – говорит Гулжайна Тулбаева.
Психолог объясняет, как можно защищаться от эмоционального выгорания:
- Уделять внимание своему телу. Массаж, отдых, шопинг и подобное.
- Оставлять рабочие проблемы на работе.
- Ежедневно на несколько минут отключать все средства связи, компьютер, музыку, кино. Заняться в это время осознанным дыханием, наблюдать за тем, как дышим, чтобы организм успел перезарядиться.
- Спать. Здоровый сон – лучший способ восстановить силы.
- Чтобы избавиться от бессонницы, можно заварить успокаивающий чай с мелиссой, валерианой, пустырником или мятой.