Глава Минфина Ерулан Жамаубаев заявил, что резерв правительства практически исчерпан и расходы республиканского бюджета в 2022 году увеличат на 2,7 трлн тенге.

Таким образом, общий объём расходов планируется в размере 18,8 трлн тенге. Дефицит бюджета в 2022 году составит 2978 млрд тенге, или 3,3% к ВВП, уровень ненефтяного дефицита – 10,2% к ВВП. Доходы республиканского бюджета в 2022 году оцениваются в объёме 10,2 трлн тенге, что на 955 млрд тенге выше утверждённого плана. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда будет увеличен до 4 трлн тенге, или на 1,6 трлн тенге.

Сейчас нельзя увеличивать расходы – это разгоняет инфляцию

По словам экономиста Мурата Темирханова, правительство "вместо контрциклической опять ведёт проциклическую политику". 

"Смысл контрциклической политики заключается в том, что когда цены на нефть высокие, то трансферты должны уменьшаться, когда цены на нефть низкие, то трансферты увеличиваются. У нас сейчас делается всё с точностью до наоборот, – пояснил эксперт. – Например, когда в ноябре 2021 года республиканский бюджет утверждался на этот год, планировалось, что цена на нефть будет в районе 60 долларов за баррель и два трансферта из Нацфонда (гарантированный и целевой) будут в размере 2 трлн 950 млрд тенге. Сейчас эта сумма увеличена на 1 трлн 630 млрд, при том что цена на нефть увеличилась. То есть мы опять идём по старым граблям, и это несёт большой вред экономике".

Экономист уверен, что нельзя увеличивать расходы бюджета, когда цена на нефть высокая.

"Понятно, что в результате трагических январских событий и ситуации между Россией и Украиной экономика наша немного пострадала, но даже при всём этом с макроэкономической точки зрения настолько увеличивать расходы бюджета сродни преступлению. Это однозначно увеличит инфляцию. Весь рост зарплат бюджетникам и тому подобное просто проестся этой инфляцией и логики в этом никакой нет", – отметил Мурат Темирханов.

На кармане населения такая мера, по словам экономиста, отразится в виде роста инфляции.

"Поскольку производительность не растёт, вкупе с несбалансированным вливанием денег это автоматически ведёт к увеличению инфляции. Все эти приросты в виде роста зарплат, доходов населения съест возросшая инфляция. И если завтра возникнет какой-нибудь кризис, например вторичные санкции, нефть упадёт до 40 долларов или вообще по какой-то причине нам перекроют экспорт нефти, возможности помочь населению уже не будет, потому что задрали до невозможности расходы," – сообщил экономист.

"Сейчас нужно было соблюдать бюджетную дисциплину, аккумулировать в Нацфонд, не увеличивать расходы, а когда реальный кризис произойдёт или нефть упадёт, уже тогда увеличивать расходы. Само под собой, как говорится, сук правительство пилит," – резюмировал Мурат Темирханов.                

Инфляция составит 20-25% к концу года

Финансовый аналитик Арман Бейсембаев сказал, что никто не предвидел нынешнего кризиса.

"Когда в ноябре прошлого года закладывали бюджет, никто не ожидал, что  произойдут январские события и страну чуть не разорвёт на части и что в феврале начнётся война. Бюджет закладывается, исходя из определённых параметров и целей, которые из сегодняшнего дня отложены на будущее. Это все равно, что утром проснувшись вы идёте на работу и как минимум понимаете, что через месяц вы проснётесь примерно в это же время и поедете на работу. Вы же не можете предвидеть, что за это время может с вами произойти по пути на работу и не закладываете же это в планы. С бюджетом страны примерно то же самое," – пояснил Бейсембаев.

По словам аналитика, после январских погромов средства на восстановление ущерба бизнесу, хоть и не были заложены в бюджете, были выделены из резерва правительства. Это был неприкосновенный запас на чёрный день, и он был использован.

"Проблемы с инфляцией у нас не только потому, что правительство увеличивает расходы из резервов. На инфляцию влияют гораздо большие факторы, причём как внутренние, так и внешние. Инфляционная спирать сейчас раскручивается по всему миру и у нас в том числе. Я боюсь, что мы только в самом начале этой спирали. Все страны мира сейчас переходят на ужесточение своей денежно-кредитной политики, потому что понимают, что инфляция практически полностью вышла из-под контроля. А всё это берёт начало с 2020 года и ковидных ограничений. Тут огромный массив проблем, наложившихся друг на друга, и в итоге мы получаем нынешнюю инфляцию," – сказал Арман Бейсембаев.

По словам Бейсембаева, если Казахстан не будет предпринимать меры по защите экономики, то она очень сильно пострадает.

"Инфляция уже под 15%, и это только четыре месяца с начала года прошло. Предполагаю, что инфляция к концу года достигнет 20-25%, и с этим что-то придётся делать. Опять же президент в начале года анонсировал политические реформы, вероятно, в июне он будет анонсировать пакет экономических реформ. Реформы бесплатно не делаются. Для их реализации нужно очень много денег," – спрогнозировал финансовый аналитик.

Эффективность расходования средств под большим вопросом

Экономист Сергей Домнин в интервью "31 каналу" рассказал, что уже более 10 лет именно из Нацфонда власти берут недостающие средства. А ведь фонд создавался для будущих поколений.

При этом эксперт признал, что все статьи расходов, которые сейчас оказались в центре внимания, важны. По его словам, январские события показали, что мы недостаточно тратим на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры. Кроме того, трагический январь заставил увеличить расходы по линии МВД.

"Большая часть тех расходов, которые зашли в бюджет, целесообразна. Другой вопрос, что очень низкой является эффективность расходования средств, и правительство пытается с этим год из года бороться. Но пока никаких значительных успехов у него нет, – подчеркнул эксперт. – То есть статьи указаны верно и направления выбраны точные. Но то, как расходуются деньги, – с этим пока большая напряжёнка". 

Домнин напомнил, что чем больше мы расходуем денег из Нацфонда, тем меньше мы оставим будущим поколениям. "Но, к сожалению, кроме денег Нацфонда нам больше нечем перекрывать растущие расходы бюджета", – добавил он. 


Читайте также: