Государственные программы в контексте истории страны, особенно на этапе её становления, всегда выступают в роли своеобразных опознавательных знаков. Это расстановка приоритетов, важные акценты и первые результаты. Как менялись и совершенствовались ориентиры за 30 лет независимости нашей страны – рассмотрим во второй части экскурса в историю отечественных государственных программ.


Читайте также: Поступь Независимости. Главные госпрограммы Казахстана. Часть 1


№ 6. Государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015–2019 годы

Ранее наблюдались тенденции, требующие развития и модернизации инфраструктуры. Рост численности населения и уровня урбанизации показывал необходимость опережающего развития городской инфраструктуры. Рост экономики и экономических связей требовал нового уровня транспортных услуг. Казахстан с его транзитным потенциалом должен интегрироваться в международные потоки. Ситуация осложнялась следующими факторами: недостаток транспортных каналов между регионами, разный уровень промышленного развития регионов, дефицит трудовых ресурсов на севере страны и избыток на юге, неравномерное развитие системы жилищно-коммунальной и социальной сфер.

Задачи, сформулированные в Программе, заключались в формировании современной транспортной инфраструктуры и ее международной интеграции, развитие индустриальной, туристической инфраструктуры, укрепление энергоинфраструктуры, модернизация ЖКХ, поддержка отдельных секторов экономики. В период реализации программы должен сформироваться единый экономический рынок и созданы города-хабы для концентрации капитала и ресурсов.

Результаты

По результатам первых пяти лет действия Программа "Нұрлы жол" стала одним из ключевых драйверов национальной экономики.

  • По данным Министерства нацэкономики, за время реализации Госпрограммы рост экономики обеспечен на уровне 16%.
  • Впервые применён механизм государственно-частного партнёрства в строительстве автодорог. Построено и реконструировано 3 000 км автодорог республиканского значения, отремонтировано 25 000 км дорог. 88% дорожной инфраструктуры в республике приведены к хорошему и удовлетворительному состоянию.
  • Реконструирована международная автомобильная магистраль Западная Европа – Западный Китай. Протяжённость автодорог с четырёхполосным движением увеличена до 8,2 тыс. км.
  • Внедрена система взимания платы на автодорогах. Четыре платных участка общей протяженностью 682 км переведены на самосодержание.
  • По данным МИИР, обеспеченность автомобильных дорог республиканского значения объектами придорожного сервиса составила 100%.
  • Завершено реформирование железнодорожной сети, оптимизированы маршруты и обновлены составы поездов. Внедрена новая технология контейнерных перевозок. Восстановлена работа вагоностроительного завода "Тулпар": 130 рабочих мест на предприятии и 500 в поездных бригадах и обслуживающего персонала.
  • Модернизирована инфраструктура аэропортов (в том числе построен новый пассажирский терминал в Нур-Султане) и наземной инфраструктуры, взлетно-посадочных полос;
  • В сфере морского транспорта возведены три сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн и многофункциональный паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн. Пропускная способность морских портов увеличена до 27 млн тонн.
  • Реализованы проекты МЦПС "Хоргос" и СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота". На базе СЭЗ функционирует "Сухой порт".
  • Построено 108 школ и 19 детских садов. Модернизирована инфраструктура ЖКХ.
  • Создано более 500 тысяч рабочих мест.

№ 7. Государственная программа развития агропромышленного комплекса на 2017–2021 годы

Не первая программа, направленная на развитие АПК в Казахстане, – ей предшествовали девять документов. Агропромышленный комплекс всегда был стратегическим сектором: продовольственная безопасность является основой для национальной. В Программе отражены перспективы развития: от локальных направлений сбыта и производительности труда до увеличения экспортных позиций на мировом рынке. Казахстан входит в число крупнейших экспортеров по зерну и муке. Сопредельные государства проявляют интерес к продовольственной продукции. Из негативных факторов отмечены: низкая доля продукции сельского хозяйства в ВВП страны (4,8%), низкая производительность труда на фоне высокой доли занятых (18%) и многочисленности сельского населения (43%), низкая доля экспорта, неразвитость инфраструктуры, в том числе практически отсутствует e-commerce, длительный срок окупаемости и недостаточное финансирование. С другой стороны, отражены возможности для увеличения объемов производства по всем видам с/х продукции и инвестиций, расширения географии и объемов экспорта, цифровизация отрасли.

Результаты

Основные ожидаемые индексы в 2021 году по отношению к уровню 2015 года (с последовательным ростом в предыдущие годы):

  • производительность труда – 267%;
  • физический объём валовой продукции услуг в с/х – 190,2%;
  • объём инвестиций в с/х – 221,9 %;
  • объём импорта продовольственных товаров – 2 105 млн долларов;
  • объём экспорта переработанной с/х продукции – 2 400 млн долларов.

№ 8. Государственная программа развития здравоохранения "Денсаулық" на 2016–2019 годы

Предыдущие госпрограммы укрепили потенциал системы здравоохранения. Программа "Денсаулық" призвана зафиксировать результаты и увеличить показатели. Кроме этого, документ стал основой для планомерного развития отрасли до 2050 года. В документе предполагалось внедрение новой политики по охране здоровья общества, модернизация системы здравоохранения и инфраструктуры, увеличение доступности и качества медицинских услуг.

Результаты

Опубликованные итоги показывают эффективность в нескольких направлениях:

  • внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий;
  • продолжительность жизни выросла до 73 лет;
  • уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи составил 47,84%;
  • цены на лекарства и медицинские изделия отрегулированы. Расширен перечень бесплатных амбулаторных лекарств;
  • снижается нагрузка на врачей ПСМП, дефицит кадров восполняется, в том числе за счёт повышения зарплаты медработникам;
  • до 2025 года будет проведена интеграция действующих НИИ здравоохранения в университетские клиники.

№ 9. Государственная программа жилищного строительства "Нұрлы жер", начало – 2018 год

Строительная отрасль является одной из активно развивающихся отраслей отечественной экономики – доля ВВП в 2018 году составляла 6,2%, при этом жилищное строительство обеспечивало 11% от этого показателя. Предыдущие госпрограммы развития жилищного строительства в 2005–2007 и 2008–2010 годах показали свою эффективность. Обеспечение доступным и качественным жильем стало приоритетной задачей в формате новой Программы, переведённой в статус государственной в 2018 году. "Нұрлы жер" предусматривает повышение доступности и интеграции в неё других действующих программ. Планы амбициозны: жилищная программа нацелена на обеспечение жильем 1,5 млн семей до 2030 года.

Результаты

  • Введено в эксплуатацию около ста тысяч квадратных метров жилья, или 15 тысяч квартир.
  • Около 200 тысяч семей получили возможность улучшить свои жилищные условия.
  • Привлечены частные инвестиции в размере 1729,4 млрд тенге.

№ 10. Государственная программа "Цифровой Казахстан" на 2018–2022 годы

"Цифровой Казахстан" начался на "прагматичном старте". Создание такой экосистемы необходимо для развития экономики и улучшения качества жизни населения за счёт использования цифровых технологий. Цифровая трансформация – вопрос времени. Государство в данном случаев выступает в качестве "катализатора экосистемы, способного генерировать, адаптировать и внедрять в производство инновации".

Основной акцент Программы сделан на пяти ключевых направлениях:

  • цифровизация традиционных отраслей экономики в целях повышения производительности труда и роста капитализации;
  • преобразование инфраструктуры государства для предоставления услуг населению и бизнесу;
  • развитие высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных ("Цифровой Шелковый путь");
  • развитие человеческого капитала, создание креативного общества и переход к экономике знаний;
  • создание инновационной экосистемы для развития технологического предпринимательства с устойчивыми связями между бизнесом, научной сферой и государством, внедрение инноваций в производство.

В рамках указанных пяти направлений сформированы 17 инициатив и более 100 мероприятий.

Результаты

Основной результат от программы ожидается в течение следующего десятилетия. Однако "быстрые победы" мы видим и используем уже сейчас. В числе реализованных сервисов – электронное правительство, портал госзакупок, электронное лицензирование, налоговый и судебный кабинеты, электронный дневник, проекты e-commerce.

  • Создано 120 тысяч рабочих мест.
  • Привлечено 37,8 млрд инвестиций.
  • Госуслуги автоматизированы на 83,7%. Средний срок оказания услуг сокращён в три раза.
  • Упрощены процессы взаимодействия между госорганами и частным бизнесом, между населением и системами здравоохранения и образования.
  • Происходит цифровизация финансовой сферы, налогового и таможенного администрирования, топливно-энергетического комплекса, промышленности, АПК, электронной торговли.
  • Казахстан занял 40-е место в глобальном индексе кибербезопасности.